13 декабря 2014 года

-01.7


-01.10

 

 

Вам нравится наш новый сайт?

Нет, не нравится
Глаза бы мои этот сайт не видели
Да, очень
Да, но есть недостатки

6-й отдел 10-го отряда гидронавтов

Летом 1977 года был произведён набор офицеров ВМФ СССР в 15-ю ЦНИИЛ на должности гидронавт-слушатель, из которых должны были сформировать экипажи опытовой АГС АС-13(пр.1910). Из набранных офицеров был сформирован 6-й отдел 15-й ЦНИИЛ, который организационно подчинялся начальнику 5-го отдела капитану 1 ранга Мазульникову Е.М.
В отряд, на должности гидронавт-слушатель были набраны 23 офицера:
  1. Борисов Александр Григорьевич
  2. Будаква Леонид Дмитриевич
  3. Варшаловский Геннадий Михайлович
  4. Видинеев Валерий Владимирович
  5. Добринчук Геннадий Николаевич
  6. Зайцев Анатолий Григорьевич
  7. Золотухин Игорь Анатольевич
  8. Коротков Борис Петрович
  9. Крутько Алексей Лукич
  10. Лаптев Вячеслав Николаевич
  11. Лелюк Вячеслав Игнатьевич
  12. Локтионов Александр Никитович
  13. Манилов Владимир Георгиевич
  14. Мухамедгалимов Наиль Насипович
  15. Подгорный Александр Михайлович
  16. Попов Геннадий Леонидович
  17. Проценюк Сергей Григорьевич
  18. Рыбалко Николай Иванович
  19.  Рымарь Анатолий Петрович
  20. Сотников Леонид Александрович
  21. Фальченко Валерий Николаевич
  22. Чирков Геннадий Ефимович
  23. Яковлев Владимир Алексеевич

Гл.05-7 6-й отдел во время обученияОфицеры 6-го отдела во время обучения. Спортивное занятие проводит Юра Ивашков.

Из воспоминаний Валеры Видинеева:
Обучение первого набора начали преподаватели, которые сами не знали, чему надо учить, а потому и учили с особым рвением. Все было опутано дымкой секретности и особого старания. Занятия продолжались по 12 часов - с 9 утра до 9 вечера. Хуже было, наверное, на 1-м курсе в училище. Каждый вечер с 19 до 21 часа шла самоподготовка, а в субботу самоподготовка шла с 9 до 15 часов. Преподавателей было больше чем обучаемых, поэтому и нагрузка на обучаемых росла. Выходной оставался для семьи и детей, если  ты не попадал на дежурство в самой воинской части. Светлым окном была специальная физическая подготовка. Занятия вел Костя Меньшиков, бывший хоккеист высшей лиги, который  понял задачу нашей подготовки в укреплении жесткости характера и физической выносливости... поэтому все спортивные игры были с уклоном к хоккею по характеру борьбы. При 120 кг самого Константина это получалось даже при игре в волейбол, когда команды были разделены сеткой. Наиболее запомнившимся остался в памяти день, когда разминку провели на стадионе им.Кирова - 10 кругов по периметру стадиона, это вокруг трибун, километров 20 получалось .. 

 

На самом первом этапе обучения, это когда первый семестр нас учили всему, что можно было придумать - и азбуку Морзе на слух и скорость все сдавали, и штурманскую прокладку, и т.д., то после первого курса планировалась практика - прыжки с парашютом на Бельбеке (Кача) в Севастополе. Потом, видимо, задумались о чем-то, и отменили. А чем заменить не знали. Тогда нас - тогда еще "пилотов", отправили в Сосновый Бор на тренажер 705 проекта. Мы сообразили быстро, что это нам ничего не дает, расписали вахту между собой на семерых по часу, и каждый ездил к своему времени, чтобы этот час отсидеть, а остальные сидели в красивейших песчаных дюнах...курорт.

Даже свой самолет типа ЯК-40 планировался для экипажей АГС. Нам выдавали и шлемофоны(зимние и летние), и куртки летные, и очки полетные... По тем времена штат АГС состоял из пилотов, навигаторов и бортинженеров. Это адмирал Катышев отменил. Как и слово гидронавт в должности.

Громить начали тогда, когда Лакманова убрали и даже адмирала не дали и в море не пускали с Селигером, когда Чеботаеву дважды в герое отказывали(рубили), а другие сам знаешь как получали. Был до Матушкина в Москве Истратов,его тоже убрали. А начинали строить все дело они:Истратов, Лакманов, Чеботаев я другие, я не всех и знаю. Это они построили и отряд, и Центр, и структуру, и модель Звездного под Питером.

Гл.05-7 На занятиях для сайта
На занятиях по океанографии и подводной кино-фотосъемке в 1978 году слева направо: Добринчук Г.В., Сотников Л.А., ВидинеевВ.В., Коротков П, преподаватель Подопригора Б., Чирков Г., Яковлев В.
верхний ряд - Борисов А.Н., Проценюк С., Лелюк В.Н..


Гл.05-01з АС-13 значок - для сайта Из воспоминаний Валеры Видинеева:
В 1978 году, где-то за полгода до выпуска, я нарисовал знак выпускника отряда гидронавтов. Нам же говорили,что получаем второе высшее военно-морское образование. Договорился в Монетном дворе на изготовление из мельхиора, ездили в Монетный с Игорем Золотухиным, на территории Петропавловской. Под это дело сочинил легенду про юбилей экспедиции в р-н Бермудского треугольника. Попов предварительно на это добро получил. Потом, когда все было договорено, его позвали к начальству, он быстро вернулся, забрал у меня все эскизы, легенду и понес все обратно. Вернулся ни с чем и сказал, чтобы я забыл обо всем этом, якобы чекисты встряли. Но вот этот знак АС-13 очень похож на тот, что я тогда рисовал. Только цепь вокруг якоря я рисовал ажурной (как на знаках капитанов дальнего плавания, у меня был такой знак, с него и нарисовал). А в середине был серебряный рельефный Земной шар. И на изготовление в Монетном именно такого согласились, потому как знаки капитанов они и делали. А АС-13 очень похож по замыслу, только исполнение проще. Но мне и такого не предложили. Я даже не знал,что он есть.
 

Обучение продолжалось 2 года. Через два года офицеры 6-го отдела сдали государственные экзамены и были назначены на должности гидронавт и старший гидронавт. После экзаменов каждый гидронавт получил диплом, по внешнему виду не отличавшийся от дипломов выдаваемых в Военно-морской академии. Им было торжественно объявлено, что они получили второе высшее военно-морское образование, которое приравнивается к академическому образованию. После окончания торжественного собрания полученные дипломы у гидронавтов собрали, объяснив, что дипломы секретные, хотя никаких грифов на них не стояло, и дипломы будут храниться в личных делах. Когда гидронавты окончили службу и они смогли ознакомиться со своими личными делами, оказалось, что никаких дипломов в личных делах нет, а так же нет никаких следов о том, что они когда-то были гидронавтами. На обращение к военкомам, с просьбой разъяснить, где они проходили службу и как им начисляется пенсия, гидронавты получили разъяснения, что офицеры военкоматов к документам данной тематики не допущены и поэтому ничего разъяснить не могут. А где прохлаждались данные офицеры последние 15-20 лет своей службы военкомы не знают. Хотя с хитрымии физиономиями все-таки исчислили срок службы год за два, как на ПЛ.

Гл.05-03 экзамен для сайтаСдача государственных экзаменов офицерами 6-го отдела в 1979 году.
(в центре командир 15-ЦНИИЛ капитан 1 ранга Лакманов И.Э.)

Гл.05-7 1-й выпуск для сайта копия
Первый выпуск гидронавтов с членами государственной комиссии.
Сидят: командир 2-го экипажа Зайцев А.Г., начальник в/ч 90802 Сорокин Павел Александрович, от в/ч 40056 Николюк А.В.,
главный конструктор  АГС пр.1910 Корсуков Е.С. Председатель госкомиссии Командующий Лен.ВМБ Михайловский А.П.
начальник 2-го управления в/ч 40056 Калашников Ю.Н, заместитель командира в/ч 45707 Чеботаев П.А. ЗКПЧ в/ч 45707 Кузин. июнь 1979 год.

Из набранных кандидатов в гидронавты в 19-й ЦНИИЛ был сформирован 6-й отдел, в котором впоследствии и проходили службу гидронавты, входившие в экипажи АГС пр.1910. Необходимо было набрать 22 человека, для формирования двух экипажей по 11 человек, но на всякий случай набрали 23 человека.

Гл.05- 7 6-й отдел - для сайта

Фотография офицеров 6-го отдела после окончания обучения в 1979 году.
(спасибо Сергею Дьяконову)

 
28 ноября 1977 года в Ленинграде на Ленинградском Адмиралтейском объединении состоялась церемония торжественной закладки первого корпуса АГС проекта 1910 АС-13, зав. №-01401.
Гл.05-7 Движенцы АГС 1-го набора для сайта
Операторы поста управления движением 1-го и 2-го экипажей АС-13(пр.1910 ), июнь 1979 год:
1-й ряд слева направо - Будаква Леонид, Золотухин Игорь, Видинеев Валерий, Крутько Алексей. 
2-й ряд - Лелюк Слава, Манилов Владимир,Варшаловский Геннадий.
 
Гл.05-7 Пост вн.обст для сайта
Операторы поста внутренней обстановки 1-го и 2-го экипажей АС-13(пр.1910) июнь 1979 год:
1-й ряд слева направо - Подгорный Александр, Локтионов Александр, Добринчук Геннадий
2-й ряд - Мухамедгалимов Наиль, Рымарь Анатолий, Рыбалко Николай.

Летом 1979 года, после окончания обучения гидронавтов разделили на 1-й экипаж под командованием капитана 1 ранга Попова Г.Л. и 2-й экипаж под командованием капитана 2 ранга Зайцева А.Г., которые назвали 6-а и 6-б отделами, но такое название не прижилось. Экипажи так и зазывались: экипаж Попова и экипаж Зайцева.

О тех днях Геннадий Михайлович Варшаловский рассказывал такую легенду: Когда сдавались государственные экзамены, из Москвы приехали три врача-специалиста, которые на основании результатов экзаменов и медицинских тестов, должны были разделить отдел на два экипажа. Вечером, перед оглашением списков, Геннадий Леонидович Попов, о котором уже было известно, что он назначается командиром 1-го экипажа АС-13(пр.1910), положил в портфель четыре бутылки коньяку, фруктов и пошёл на встречу с москвичами. На стол он положил список, со словами, - эти люди мне нужны. О чём они потом говорили неизвестоно, но Попов получил в свой экипаж, тех людей которых хотел.
Гл.05-7-1 АС-13 занятия - для сайта
Командир АС-13(пр.1910) проводит занятия со своим экипажем.
 
В 1981 и 1982 годах экипажи Попова и Зайцева провели на стенде "Кузов" два эксперимента по 20 и 60 суток, во время которых полностью моделировались дествия экипажа в автопомном походе.
 
 
 



Гл.05-7 Эксперимент - 8

Валерий Владимирович Видинеев за тренажёром пульта управления движением.

Эксперимент - 9

Экипаж Попова Г.Л. после окончания экспиремента.



Copyright © 2012