Вам нравится наш новый сайт?
|
6-й отдел 10-го отряда гидронавтовЛетом 1977 года был произведён набор офицеров ВМФ СССР в 15-ю ЦНИИЛ на должности гидронавт-слушатель, из которых должны были сформировать экипажи опытовой АГС АС-13(пр.1910). Из набранных офицеров был сформирован 6-й отдел 15-й ЦНИИЛ, который организационно подчинялся начальнику 5-го отдела капитану 1 ранга Мазульникову Е.М.
В отряд, на должности гидронавт-слушатель были набраны 23 офицера:
Офицеры 6-го отдела во время обучения. Спортивное занятие проводит Юра Ивашков. Из воспоминаний Валеры Видинеева:
На самом первом этапе обучения, это когда первый семестр нас учили всему, что можно было придумать - и азбуку Морзе на слух и скорость все сдавали, и штурманскую прокладку, и т.д., то после первого курса планировалась практика - прыжки с парашютом на Бельбеке (Кача) в Севастополе. Потом, видимо, задумались о чем-то, и отменили. А чем заменить не знали. Тогда нас - тогда еще "пилотов", отправили в Сосновый Бор на тренажер 705 проекта. Мы сообразили быстро, что это нам ничего не дает, расписали вахту между собой на семерых по часу, и каждый ездил к своему времени, чтобы этот час отсидеть, а остальные сидели в красивейших песчаных дюнах...курорт. Даже свой самолет типа ЯК-40 планировался для экипажей АГС. Нам выдавали и шлемофоны(зимние и летние), и куртки летные, и очки полетные... По тем времена штат АГС состоял из пилотов, навигаторов и бортинженеров. Это адмирал Катышев отменил. Как и слово гидронавт в должности. Громить начали тогда, когда Лакманова убрали и даже адмирала не дали и в море не пускали с Селигером, когда Чеботаеву дважды в герое отказывали(рубили), а другие сам знаешь как получали. Был до Матушкина в Москве Истратов,его тоже убрали. А начинали строить все дело они:Истратов, Лакманов, Чеботаев я другие, я не всех и знаю. Это они построили и отряд, и Центр, и структуру, и модель Звездного под Питером.
Обучение продолжалось 2 года. Через два года офицеры 6-го отдела сдали государственные экзамены и были назначены на должности гидронавт и старший гидронавт. После экзаменов каждый гидронавт получил диплом, по внешнему виду не отличавшийся от дипломов выдаваемых в Военно-морской академии. Им было торжественно объявлено, что они получили второе высшее военно-морское образование, которое приравнивается к академическому образованию. После окончания торжественного собрания полученные дипломы у гидронавтов собрали, объяснив, что дипломы секретные, хотя никаких грифов на них не стояло, и дипломы будут храниться в личных делах. Когда гидронавты окончили службу и они смогли ознакомиться со своими личными делами, оказалось, что никаких дипломов в личных делах нет, а так же нет никаких следов о том, что они когда-то были гидронавтами. На обращение к военкомам, с просьбой разъяснить, где они проходили службу и как им начисляется пенсия, гидронавты получили разъяснения, что офицеры военкоматов к документам данной тематики не допущены и поэтому ничего разъяснить не могут. А где прохлаждались данные офицеры последние 15-20 лет своей службы военкомы не знают. Хотя с хитрымии физиономиями все-таки исчислили срок службы год за два, как на ПЛ. Сдача государственных экзаменов офицерами 6-го отдела в 1979 году.
Из набранных кандидатов в гидронавты в 19-й ЦНИИЛ был сформирован 6-й отдел, в котором впоследствии и проходили службу гидронавты, входившие в экипажи АГС пр.1910. Необходимо было набрать 22 человека, для формирования двух экипажей по 11 человек, но на всякий случай набрали 23 человека. Фотография офицеров 6-го отдела после окончания обучения в 1979 году.
(спасибо Сергею Дьяконову) 28 ноября 1977 года в Ленинграде на Ленинградском Адмиралтейском объединении состоялась церемония торжественной закладки первого корпуса АГС проекта 1910 АС-13, зав. №-01401.
Операторы поста управления движением 1-го и 2-го экипажей АС-13(пр.1910 ), июнь 1979 год: 1-й ряд слева направо - Будаква Леонид, Золотухин Игорь, Видинеев Валерий, Крутько Алексей. 2-й ряд - Лелюк Слава, Манилов Владимир,Варшаловский Геннадий. Операторы поста внутренней обстановки 1-го и 2-го экипажей АС-13(пр.1910) июнь 1979 год:
1-й ряд слева направо - Подгорный Александр, Локтионов Александр, Добринчук Геннадий 2-й ряд - Мухамедгалимов Наиль, Рымарь Анатолий, Рыбалко Николай. Летом 1979 года, после окончания обучения гидронавтов разделили на 1-й экипаж под командованием капитана 1 ранга Попова Г.Л. и 2-й экипаж под командованием капитана 2 ранга Зайцева А.Г., которые назвали 6-а и 6-б отделами, но такое название не прижилось. Экипажи так и зазывались: экипаж Попова и экипаж Зайцева. О тех днях Геннадий Михайлович Варшаловский рассказывал такую легенду: Когда сдавались государственные экзамены, из Москвы приехали три врача-специалиста, которые на основании результатов экзаменов и медицинских тестов, должны были разделить отдел на два экипажа. Вечером, перед оглашением списков, Геннадий Леонидович Попов, о котором уже было известно, что он назначается командиром 1-го экипажа АС-13(пр.1910), положил в портфель четыре бутылки коньяку, фруктов и пошёл на встречу с москвичами. На стол он положил список, со словами, - эти люди мне нужны. О чём они потом говорили неизвестоно, но Попов получил в свой экипаж, тех людей которых хотел. Командир АС-13(пр.1910) проводит занятия со своим экипажем. В 1981 и 1982 годах экипажи Попова и Зайцева провели на стенде "Кузов" два эксперимента по 20 и 60 суток, во время которых полностью моделировались дествия экипажа в автопомном походе.
Валерий Владимирович Видинеев за тренажёром пульта управления движением. Экипаж Попова Г.Л. после окончания экспиремента. |