13 декабря 2014 года

 - 0.0 Логотип АКС


-01.7

-01.10

 

Вам нравится наш новый сайт?

Нет, не нравится
Глаза бы мои этот сайт не видели
Да, очень
Да, но есть недостатки

О капитане 1 ранга Шабалине Н.Г.

О пользе и вреде секретности.

      Старший гидронавт капитан 1 ранга Николай Георгиевич Шабалин славится среди гидронавтов своей честностью и принципиальностью. Опытнейший подводник и гидронавт прослужил на флоте более 25 лет только в должности командира БЧ-5 на различных ПЛ И АГС.

     Но именно за свою честность и принципиальность Николая Георгиевича однажды чуть не отстранили от испытаний АГС АС-23 и не отлучили от моря.

     Одной из особенностей конструкции АГС АС-23 является то, что системы и механизмы в прочном корпусе размещены так плотно, что осматривать и обслуживать некоторые из них, как предписывают инструкции, очень трудно. Такими механизмами в частности являются вентиляторы корабельной системы вентиляции.

     Инструкция по эксплуатации корабельной системы вентиляции требовала, чтобы вентиляторы в походе работали непрерывно и при этом высота щёток щёточного механизма по возвращении в базу не была ниже определённой величины.

     Николай Георгиевич всегда очень внимательно изучал инструкции по эксплуатации механизмов своего заведования и следовал им очень пунктуально.

     Перед выходом в море Николай Георгиевич доложил, что, во-первых, для осмотра щёточного механизма необходимо разбирать часть трубопроводов системы вентиляции, иначе замерить высоту щёток невозможно, а во-вторых, щётки полностью истираются задолго до окончания автономного похода. Так как разборку системы вентиляции для замены щёточного механизма инструкция не предусматривает, то он как командир БЧ-5 считает выход в море с быстро изнашиваемым щёточным механизмом, невозможным. Он долго и безуспешно объяснял командованию, что после истирания щёток, аппарат начнёт искрить, результатом чего станет небольшой локальный пожар, для тушения которого на корабле ничего нет.

     Николая Георгиевича долго убеждали, что всё это ерунда, что пожара может быть и не будет, а он просто паникёр, но механик АС-23 встал твёрдо. Или меняйте конструкцию системы вентиляции, чтобы обеспечить доступность к щёточном механизмам, или меняйте инструкцию по эксплуатации и берите ответственность на себя. Испытания АС-23 были на грани остановки. Командование предложило отстранить капитана 1 ранга Шабалина Н.Г. от испытаний и назначить на должность командира БЧ-5 другого, более покладистого офицера.

     Так бы и сломали флотскую судьбу Николаю Георгиевичу, но нашлась трезвая голова, предложившая вызвать представителя завода-изготовителя щёточных механизмов и выяснить у него, почему так быстро изнашиваются щётки.

     Старший военпред-руководитель ПЗ завода-изготовителя приехал и рассказал удивительные вещи. Дело в том, что графитовая масса для изготовления щёток выпекается при очень высокой температуре в виде блинов. После остывания графитовые блины разрезаются на заготовки, из которых впоследствии изготавливаются щётки. При этом если щётки изготавливаются из массы взятой с края блина, то такие щётки работают очень недолго и быстро истираются. А вот щётки, изготовленные из массы, взятой из центральной части блина, работают очень долго и надёжно.

     На вопрос военпреда-руководителя, будут ли данные щёточные механизмы устанавливаться на подводных лодках, ему ответили, что эта продукция не для ПЛ, и это была правда. АГС это не подводные лодки. Таким образом щеточные механизмы для вентиляторов АГС были изготовлены из быстро истираемой массы и отработать полную автономность никак не могли. При этом главный инженер заверил, что если бы он знал …

     Что объяснили главному инженеру завода, я не знаю, но очень быстро на АС-23 были доставлены новые щёточные аппараты, которые отработали без замены до самого окончания службы Николая Георгиевича.

     Систему вентиляции на АС-23 переделывать не стали, но на АС-21 и последующих кораблях вентиляторы развернули таким образом, чтобы щёточный механизм осматривался легко.

     За проведение испытаний опытовой АГС командир АС-23 капитан 1 ранга Терехов В.Ю. был награждён Звездой Героя России, но его механик не был представлен даже к медали. Позднее поступило распоряжение представить одного из механиков атомных глубоководных станций к званию Героя России. Был составлен список из 4-х кандидатов, в который был включён, и капитан 1 ранга Шабалин Н.Г., но наградные документы на него даже не оформлялись, как говорили между собой гидронавты, - за излишнюю принципиальность.

     А вот знай военпреды, каковы требования к их щёткам, был бы наш товарищ Героем.

 


Copyright © 2012