13 декабря 2014 года

-01.7


-01.10

 

 

Вам нравится наш новый сайт?

Нет, не нравится
Глаза бы мои этот сайт не видели
Да, очень
Да, но есть недостатки

ПЛ АГ-15 (типа "Holland-602F")

Построена в 1915 г. в Канаде для ВМС Великобритании
18.08.15 - приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа России.
04.06.16 - зачислена в состав МСБМ с обозначением АГ-15.
10.06.16 - АГ-15 зачислена в состав 4-го дивизиона ДиПЛ МСБМ.
11.11.16 - АГ-15 вступила в строй.
Зима 1916-17 устранение замечаний выявленных при испытаниях на заводе «Ноблесснер».
08.06.17 - АГ-15 под командованием лейтенанта Максимовича М.М., в районе Ганге ПЛ проводила учебное погружение. В момент погружения кок, не предупредив ЦП, открыл люк для проветривания камбуза. ПЛ ушла под воду. На поверхности осталось 4 человека - командир, штурман, боцман и рулевой. Штурман не умел плавать и утонул. ПЛ легла на грунт на глубине 27 метров с открытым кормовым и рубочным люками.
Через 1 час на ПЛ были спущены водолазы. Из Ревеля было вызвано спасательное судно «Волхов», но подойти оно могло только через сутки.
Через 3 часа с ПЛ была выпущена учебная торпеда, в которой лежала записка, сообщающая, что в носовом отсеке находится 6 человек и просьбу о помощи.
Через 10 часов подводники решили выходить самостоятельно, под командованием лейтенантата Матыевича-Мацеевича К.Л.. Они сравняли давление с забортным, открыли люк и начали выход из ПЛ. На поверхность выплыло 6 человек.
В результате аварии погибло 18 человек. СС «Волхов» прибыл к месту аварии утром 10 июня.

13.06.17 - в 13 часов дня начали подъём ПЛ.
16.06.17 - АГ-15 была поднята на поверхность.
22.06.17 - АГ-15 приведена в Ревель и за 1 месяц отремонтирована.
Зима 1917-18 - АГ-15 в составе 4-го дивизиона ПЛ в Ганге у плавбазы «Оланд».
03.04.18 - немецкие войска высадили в Ганге десант и из-за невозможности прохода через ледовые поля, экипаж взорвал АГ-15. Впоследствии АГ-15 поднята и разобрана.

Малоизвестными сведениями о первом в мире случае спасения моряков с затонувшей подводной лодки АГ-15 с редакцией журнала поделился племянник одного из спасшихся тогда подводников, профессор Польской академии наук Станислав Ракуса-Сущевски. Далее сохранен авторский стиль изложения.
Подводные корабли АГ-15 и АГ-11 (среди моряков слывущие «агнихами») производства американской фирмы Холланда, смонтированные на Санкт-Петербургской верфи, характеризовались нестандартной конструкцией входных люков, предусматривающей возможность аварии или затопления. К входному люку вел цилиндрический колодец, благодаря чему в случае потопления между нижним краем цилиндра и потолочной частью корабля образовывалась воздушная подушка. Эта техническая особенность, в конце концов, оказалась судьбоносной для спасшихся моряков.
Авария подводной лодки АГ-15 произошла 8 июня на рейде Ревеля. «Агниха» стояла в учебном положении, балластные баки заполнены наполовину, главный люк открыт. Команда проводила тренировки - отработку действий по тревоге. В 14:25, после того, как матросы доложили о готовности, лодка отшвартовалась от транспортного корабля «Олянд» и пошла на учебное погружение. Через 10 минут после погружения АГ-15 начала неожиданно крениться на корму. Команда командира «Всплытие!» оказалась безрезультатной. Сильная струя воды ворвалась внутрь лодки через неплотно закрытый люк. Рванув рычаг, люк закрыли, однако вода успела попасть в машинное отделение, которое вместе с 18-ю матросами тут же отрезали захлопывающиеся герметические двери. Из донесения команды «Олянда» известно, что в первые минуты аварии четверых человек выбросило на поверхность воды через главный люк. Они были подняты на борт - командир подводной лодки и три матроса.
Внутри «агнихи» остались 24 человека. Среди них - Константин Мациевич, поляк по происхождению, окончивший Морской кадетский корпус в 1911 году и в 1913 году служивший на крейсере «Рюрик», участник боя с немецким кораблем «Роон». Его мечтой, как и большинства молодых кадетов в те времена, была служба на подводных лодках. В составе команды АГ-15 в 1916 году фамилия Мациевича стояла на втором месте после капитана. Теперь он оказался в затопленной лодке самым старшим по званию.
На поверхности начались спасательные работы. В лодке оставалось еще около 3-х кубометров воздуха в баллонах под давлением 160 атмосфер. С палубы «Олянда» спустили водолаза, он постучал ключом в районе носа и получил ответ изнутри. Константин Мациевич решил уменьшить вес затонувшей лодки, отстрелив торпеды. Одну из торпед втянули внутрь, вынули детонатор, вместо него Мациевич поместил сообщение, написанное на клеенке. Торпеду отстрелили, и сообщение удалось получить на поверхности. Однако, из-за недостатка воздуха и огромного давления условия внутри лодки были слишком тяжелые, поэтому операцию с торпедами повторять не стали. У 18-ти людей, запертых в машинной части лодки, надежды на спасение не оставалось. Один из моряков взял на себя миссию закончить мучения, воспользовавшись 6-ти зарядным маузером. И нему подходили поочередно, последним патроном он убил себя.
В это время над водой пробовали зацепить лодку тросом и стянуть на мелководье. Мациевич же предложил оставшимся подводникам свой план спасения. Он приказал разорвать пробковые матрацы и набить ими одежду, эти примитивные спасательные жилеты должны были удержать тела на поверхности воды. Затем он максимально увеличил давление воздуха, открыв баллоны с остатками чистого кислорода. Люди собрались возле главного люка. Мациевич установил очередность выхода, сам шел последним. Возле цилиндрического люка образовалась воздушная подушка. Под влиянием нарастающего давления клапан люка был сорван, и люди начали всплывать. В 23:04 на поверхности воды в районе затопления появились буруны активно выходящего воздуха, а за ними - моряки. Из 24-х человек спаслось шесть: Мациевич, Артамонов, Пигунов, Соколов, Бахвалов и Константин Ракуса-Сущевски. Погибших моряков похоронили в Ревеле, тело одного матроса так и не было найдено.
На основе семейных рассказов профессора Станислава Рануса-Сущевски, постоянного представителя Польской академии наук при Российской академии наук.

Журнал Подводные технологии и мир океана №-1 2006


Copyright © 2012