13 декабря 2014 года

-01.7


-01.10

 

 

Вам нравится наш новый сайт?

Нет, не нравится
Глаза бы мои этот сайт не видели
Да, очень
Да, но есть недостатки

тип "Миноносец №-150"(Дельфин)

- Д0-01 Дельфин 01
Проект первой российской подводной лодки разработан Комиссией по проектированию подводных судов в составе помощника заведующего Опытовым бассейном инженера Буб­нов И.Г., преподавателя минного офицерского класса в Кронштадте Беклемишева М.Н. и помощника инже­нер-механика флота Горюнова И.С. При проектировании, первая российская ПЛ названа "Миноносцем №-113"(номер 113 взят от водоизмещения - 113 тонн), но в состав флота в 1902 году зачислена под названием "Миноносец №-150", а в 1904 году получила имя "Дельфин".

Вооружение ПЛ "Миноносец-150": 2 торпедных аппарата Джевецкого под 380-мм торпеды Шварцкопфа.

Подводная лодка "Дельфин" у стенки Балтийского завода в Санкт-Петербурге.

Чертёж ПЛ Миноносец-150:

Д0-01 черт-8

 

 

Д0-01 черт-3

1 - верхнее и нижнее перо вертикального руля; 2 - кормовая балластная цистерна; 3 - дифферентная цистерна; 4 - привод торпедного аппарата Джевецкого; 5 - топливная цистерна; 6 - клапана вентиляции БЦ; 7 - входной люк (колпак); 8 - вдувная магистраль вентиляционной цистерны; 9 - аккумуляторы; 10 - воздухозаборник; 11 - вентилятор; 12 - носовая БЦ; 13 - кингстон; 14 - средняя цистерна; 15 - подводный якорь; 16 - бензомотор; 17 - кулачковая муфта; 18 - гребной электродвигатель; 19 - понижающая передача; 20 - упорный подшипник; 21 - дейдвудный сальник; 22 - привод ВР; 23 - горизонтальные рули; 24 - торпеда; 25 - клапанная коробка; 26 - ручная помпа.

Устройство ПЛ Миноносец-150: Однокорпусная, из никелевой стали, обшитая деревом, безотсечная, одновальная с ВРШ.
Корпус «Миноносца №-113» состоял из центрального прочного блока и легких оконечностей, в которых размещали балластные цистерны. Поверх корпуса деревянная рубашка из двух слоев брусков лиственницы, проконопаченных и окрашенных. Рубашка обшивалась тонким оцинкованным железом для придания корпусу обтекаемых обводов и защиты его от случайных повреждений.
В носу кают-компания офицеров: два мягких диванчика, небольшой столик и шкафчик для посуды.
Команда отдыхала в носовой части на деревянных щитах, закрывающих аккумуляторы. Там же небольшая камбузная электроплита и электропосуда. Палуба покрыта линолеумом, а в районе аккумуляторов резиновые коврики. На боевых постах табуреты.

ТТД проекта ПЛ «Миноносец №-150»
Водоизмещение: Wнп = 113 тонны; Wпп= 124 тонн. ЗП = 9%,
Размеры: Lмах = 19,6 м. Bмах = 3,59 м. T мах = 2,9 м.
Глубина погружения: Нраб = 26 метров, Нпред = 50 метров.
Экипаж = 12 человек, Автономность = суток,
Мощность двигателей:
Nнх = 1х300л.с. бензомотор ф. "Даймлер". Запас топлива - 32,4 тонны.
Nпх = 1х120л.с. электродвигатель ф. "Сотер-Гарлэ"
АБ (64 элемента) фирмы «Фульмана» ёмкостью 3 600 л.с.;
Скорость: Vнп = 9-11 узлов, Vпп = 4,5-8 узлов. Vнпэх = 6 узлов, Vппэх = 2,75 узла.
Дальность плавания: Днх = 243(9)/400(6) мили, Дпх = 35 миль.
1 перископ. Магнитный компас.
Метацентрическая высота (проектная): hнп = 0,35 м; hпп = 0,40 м.

Служба ПЛ "Дельфин" (типа Минонсец №-150)
1901 год:
09.07.01 - ГУКиС выдал Балтийскому заводу в Санкт-Петербурге наряд на постройку корпуса Миноносца №-113 и корабль был заложен.

1902 год:
??.02.02 - Комиссия, предложила проект штата «Миноносца №-113»: два офицера и восемь матросов. Подбор кандидатов в подводники возложили на Беклемишева М.Н..
??.03.02 - «Миноносец №-113» зачислен в состав флота как «Миноносец №-150». Первый экипаж «Миноносца №-150»:
- Д0-01 Дельфин 1903 02-1 Командир - капитана 2 ранга Беклемишев.
Помощник - лейтенант Гадд А.О.
самостоятельные машинисты - Георгий Ругэ, Марцелий Мер;
минные квартирмейстеры: Иван Гладков, Василий Акулов;
минные машинисты: Григорий Боэр, Григорий Рожнов;
рулевые: Петр Ветошкин, Иван Паробейкин, Лука Ларин.
Экипаж «Миноносца № 150» зачислили в состав 8-го флотского экипажа.
14.09.02 - «Миноносец №-150» зачислен в списки кораблей БФ,
1902 - подобран первый экипаж и зачислен в состав 8-го флотского экипажа;
14.09.02 - зачислен в списки судов Балтийского флота под названием Миноносец №-150;
??.05.03 - Миноносец №-150 спущен на воду;
08.06-14.10.03 - ходовые испытания Миноносца №-150;
16.08.03 - осмотр Миноносца №-150 на Неве Императором Николаем II;- Д0-01 Дельфин 1903 05-3
20.08.03 - демонстрация возможностей Миноносца №-150 высочайшим особам на кронштадском рейде;
07.10.03 - приказом по Морскому ведомству №-176 Миноносец №-150 зачислен в III ранг судов и причислен к 8-му флотскому экипажу Балтийского флота;
14.10.03 - Миноносец №-150 закончил компанию и был поставлен на клетки на Балтийском заводе. Установлен гребной винт с поворотными лопастями, увеличена площадь горизонтальных рулей с изменением формы носовой оконечности, увеличена высота рубки, установлен подводный гальюн. Заказан второй перископ.

Компания 1904 года:
31.05.04 - Миноносец №-150 высочайшим повелением переименован в «Дельфин»;
06.07.04 - «Дельфин» вошёл в компанию как учебный корабль;
06-16.06.04 - «Дельфин» произвел несколько погружений имея на борту от 30 до 45 человек, чтобы приучить людей к обстановке подводного плавания;
16.06.04 - Катастрофа «Дельфина»
В 9.30 на «Дельфине», в акватории Балтийского завода, под руководством оставшегося за командира лейтенанта Черкасова, начались очередные занятия с молодыми подводниками. 3 офицера и 34 матроса должны были пробыть 3 часа в подводном положении на глубине около 7 метров. В конструкции «Дельфина» предусматривалось, что при погружении воздух стравливался через рубочный люк. Командир держал крышку рубочного люка наготове и определял на глаз момент, когда пора ее захлопывать. Лейтенант Черкасов опоздал с задраиванием люка. Из-за его ошибки в миноносец через незакрытый люк стала поступать вода. Три матроса успели выскочить наверх, но четвертого прижало крышкой к комингсу и он погиб. "Дельфин" лёг на грунт, но в корпусе осталась воздушная подушка около 30 сантиметров. Убрав тело погибшего, удалось закрыть люк.
Продувание цистерн не привело к всплытию. 2 офицера и 7 человек команды открыли люк и выплыли наверх, но лейтенант Черкасов и 24 нижних чина погибли. Черкасов имел возможность спастись, но отказался. Впоследствии все спасшиеся матросы изъявили желание продолжить службу в подплаве.

18.06.04 - подведен подъемный кран, и ПЛ поднята. Во время подъема произошло два взрыва гремучей смеси. Погибшие подводники похоронены на Смоленском православном кладбище.
??.06-??.08.04 - ремонт и доработка «Дельфина»;
??.09-18.10.04 - испытания «Дельфина» и учебной стрельбы минами в Финском заливе и кронштадском рейде. После окончания испытаний «Дельфин» перешел к Балтийскому заводу.
18.10.04-15.11.04 - подготовка «Дельфина» к перевозке на Дальний Восток;
15.11-29.12.04 - «Дельфин» отправлен по железной дороге во Владивосток;
11.12.04 - переправа через Байкал, вместе с транспортером, на пароме-ледоколе;

Компания 1905 года:Д0-01 Дельфин 1906 01-4-1
01.01.05 - «Дельфин» зачислен в Отдельный отряд миноносцев Владивостокского отряда крейсеров с базированием на мыс Эгершельд под Владивостоком;
 14.01-06.02.05 - «Дельфин» спущен на воду. Сборочные работы.
12.02.05 - пробное погружение «Дельфина» в полынье бухты;
14.02.05 - «Дельфин», «Сом» и транспорт «Камчадал» перешли в бухту Патрокл.
21.02.05 - «Дельфин» и «Сом» вышли в море к мысу Гамова на поиск неприятеля.
16-13.03.05 - «Дельфин» выхшел к острову Аскольд для изучения театра;
21.03.05 - «Дельфин» вышел к острову Рейнеке для изучения театра;
28.03-04.05.05 - «Дельфин» совершил несколько выходов для поиска неприятеля.
04.05.05 - «Дельфин» при возвращении из бухты Гайдамак во Владивосток повредил привод вертикального руля;
10.05.05 - Авария «Дельфина»
Для устранения неисправности вертикального руля потребовалось вскрытие горловин кормовых бензиновых цистерн. После возвращения в порт были сданы торпеды и- Д0-01 Дельфин 1905 02-3  началась подготовка к ремонту привода (перекачали топливо и вскрыли горловины цистерн). Людей удалили с корабля и начали вентилирование переносными вентиляторами. На борту остались машинный квартирмейстер Сюткин и минер Хамченко. Они получили строгий приказ проявлять повышенную осторожность. В 10:20 к подводникам пришел унтер-офицер с одного из миноносцев. Он хотел перейти на службу к подводникам, и пришёл посмотреть "Дельфин". Он оказался земляком Хамченко, и они спустились вовнутрь, а через 20 секунд грянул взрыв. Наверх смог выскочить только полуобгоревший Хамченко. Через 2-3 минуты последовал второй взрыв, которым
выбило 29 заклепок прочного корпуса и "Дельфин" заполнился водой.  Вероятной причиной взрыва могла послужить искра от включения рубильника для освещения. При подъеме корабля произошел ещё один взрыв, а при следующих подъемах 10, 11 и 12 мая взрывы повторились 5 раз. После разгазовки батарей вытащен на берег и поставлен в аварийный ремонт. Однако повреждения оказались достаточно серьезными и корабль ремонтировался капитально.

11.05-08.10.05 - ремонт «Дельфина»;
11.06.05 - «Дельфин» перечислен в состав Сибирского флотского экипажа;
«Дельфин» зимовал в порту Владивостока у блокшкива «Абрек»;
19.03.06 - Морским министерством введена новая классификация кораблей и судов. «Дельфин» отнесен к классу ПЛ.

Компания 1906 года:
??.06.06 - «Дельфин», и другие ПЛ перешла в бухту Новик на острове Русском.

Компания 1907 года:
1907 год весна - из-за карточных долгов застрелился командир «Дельфина» Завойко Г.С.. Командиром ПЛ назначен лейтенант Дудкин В.Ф.
1907 год осень - «Дельфин» проводил тренировки в Славянском заливе;
1907 год зима В конце года встала в ремонт во Владивостоке. Помимо обычных работ требовалась переделка надстройки, изменение масляной системы и изготовление нового газоотвода;

Компания 1908 года:
02.09.08 - проведены маневры с участием подводных лодок. "Дельфин" удачно атаковала крейсер у мыса Бартнева (остров Путятин);
??.11.08 - перешла во Владивосток, выгрузила батареи и встала на ремонт. Закончена переделка надстройки, сменена деревянная обшивка корпуса, ремонт бензомотора и замена части электропроводки;

Компания 1909 года:
??.05.09 - «Дельфин» совершил испытательный переход в бухту Житкова и обратно. Провёл минные стрельбы в бухте Улисс, поход вокруг островов Рейнеке и Рикорда;
??.07.09 - «Дельфин» перешёл в бухту Разбойник, откуда проводила тренировочные походы вдоль побережья;
??.10.09 - «Дельфин» вернулся во Владивосток
??.11.09 - «Дельфин» совершил нескольких походов по бухтам острова Русский и Славянского залива.
02.12.09 - «Дельфин» поднят на плавдок для зимовки и зимнего ремонта;

Компания 1910 года:
01.01.10 - отряд преобразован в Дивизион подводных лодок Тихого океана;
??.04.10 - на «Дельфин» установлена новая АБ (старая прослужила с 1902 года);
??.05.10 - «Дельфин» спущен на воду;
Д0-01 Дельфин 1910 01-3 ??.06.10 - «Дельфин» перешёл в бухту Разбойник и начал компанию;
Летом 1910 - «Дельфин» произвёл 43 минных выстрела из подводного положения;
??.09.10 - «Дельфин» в составе дивизиона в проливе Стрелок отрабатывал учебные атаки по крейсеру «Аскольд»;
19.09.10 - «Дельфин» вернулся во Владивосток и после выхода в Славянский залив перешёл в порт к месту зимней стоянки;
??.11.10 - «Дельфин» после выгрузки АБ поднята на берег для зимовки и ремонта;

Компания 1911 года:
??.04.11 - «Дельфин» закончил текущий ремонт;
??.05.11 - «Дельфин» провёл тренировочные выходы в Амурский залив;
08.05.11 - «Дельфин» перешёл в бухту Разбойник;
28.06.11 - Авария «Дельфина» После приема полного запаса топлива появился запах бензина. Провентилировав ПЛ и промыв трюм, старшина Старовойтов спускаясь к трюмной помпе с лампой без защитного колпака, вызвал пожар. Батарею успели закрыть мокрым брезентом, ПЛ загерметизировали. Огонь погас, ничего существенного не повредив;
??.08.11 - «Дельфин» перешёл во Владивосток;
??.10.11 - «Дельфин» выгрузил АБ поставлен для зимней стоянки и ремонта в док;

Д0-01 Дельфин 1905 04 Владивосток Компания 1912 года:
??.04.12 - «Дельфин» закончил ремонт и с дивизионом перешёл в бухту Разбойник;
Летом 1912 года На тренировках совершала учебные атаки на приданные дивизиону суда. Некоторые атаки выполняла в чисто подводном положении, используя установленный на лодке гироскоп. За время походов был замечен большой расход масла, что указывало на сильную изношенность мотора;
??.09.12 - «Дельфин» с дивизионом участвовал в маневрах Сибирской флотилии;
Зимой 1912-13 года - «Дельфин» стоял на берегу. Для выгрузки валов бензомотора и электродвигателя пришлось снять рубку. В крышке рубки врезали ниппели для аварийной подачи воздуха от водолаза, а рубку связали с машинным отделением звонковой сигнализацией.

Компания 1913 года:
??.06.13 - «Дельфин» спущен на воду после окончания ремонта;
??.08.13 - «Дельфин» вступил в кампанию и вскоре перешла в бухту Разбойник;
07.08.13 - «Дельфин» участвовала в маневрах Сибирской флотилии. При попытке атаки "противника" в заливе Восток вышел из строя гирокомпас и потерявшей управление ПЛ пришлось всплыть и быть причисленной к "уничтоженным" кораблям;
??.10.13 - «Дельфин» вернулся во Владивосток, практиковался в Славянском заливе;
Зимой 1913-14 года - на «Дельфин» установили нактоуз с компасом рядом с выносным штурвалом вертикального руля и изменили проводку вентиляционных труб, убрав высокий воздухозаборник;

Компания 1914 года:
??.05.14 - «Дельфин» вступил в кампанию;
??.06.14 - «Дельфин» перешёл в бухту Разбойник для летнего периода БП;
20.07.14 - «Дельфин», после объявления военного положения, в составе дивизиона перешёл во Владивосток, принял боевые торопеды и полные запасы;
1914 год лето - осень Учебные минные стрельбы в бухтах Житкова, Новик и Разбойник;
??.11.14 - «Дельфин» встал в ремонт на плаву у мастерских Владивостокского порта;
09.12.14 - Авария «Дельфина» произошел взрыв водорода при зарядке АБ с транспорта "Ксения". Причиной взрыва посчитали искру между электролампочкой и патроном, возникшую при задевании электрика шапкой за лампочку. Пострадала большая часть аккумуляторов, а вахтенный электрик А. Сивалев получил легкие ожоги лица;

Компания 1915 года:
1915 год весна Во время ремонта переделана вентиляция балластных цистерн;
1915 год лето Испытания и продолжение боевой подготовки с минными стрельбами у Путятина и в Славянском заливе;
1915 - 1916 год зима Зимовка в доке во Владивостокском порту;

Компания 1916 года:
17.03.16 - Приказ об отправке в Архангельск.
??.03.16 - «Дельфин» выведен из дока, начата подготовка к транспортировке;
30.04.16 - «Дельфин» подготовлен к транспортировке;
23.05.16 - «Дельфин» отправлен на транспортере по железной дороге в Котлас.
20.06.16 - «Дельфин» доставлен в Котлас, погружён на баржи и отправлена по Северной Двине в Архангельск.
25.06.16 - «Дельфин» прибыл в Архангельск, где произведена сборка корпусных конструкций, сборку механизмов планировалось произвести в Александровске;
30.06.16 - «Дельфин» включён в состав Дивизиона ПЛ особого назначения, созданный для защиты Кольского залива в Александровске. В этот отряд должны были войти подводные лодки №1 и №2, а также "Дельфин" и "Св. Георгий";
22.07.16 - «Дельфин» на буксире парохода "Сума" под конвоем ледокола "Вайгач" отправлена в Александровск.
??.08.16 - «Дельфин» прибыл в Александровск.
16.09.16 - на «Дельфине» штормом повреждены носовые и средние горизонтальные рули. Ремонт занял несколько дней.
08.10.16 - «Дельфин» в составе дивизиона вошёл в состав флотилии Северного Ледовитого океана.
??.09.16-??.03.17 Сборка механизмов и ремонт. Длительные сроки обусловлены ожиданием поисков ошибочно отправленного оборудования и замены компрессора.

Компания 1917 года:Д0-01 Дельфин 1919
26.04.17 - Авария «Дельфина» В ночь на 26 апреля 1917 года ПЛ «Дельфин», стоявшая рядом с подводной лодкой №-1, была сильно повреждена штормом - швартовы ослабли, служба неслась небрежно (экипаж занимался приведением в порядок других кораблей, а службу обеспечивал экипаж базы "Ксения"), ударами о подводную лодку №-1 расшатало сальники рулей, и в «Дельфин» поступило большое количество воды, а подводная лодка №-1 затонула;
10.08.17 -Морской штаб принял решение «Дельфин» и ПЛ №-1 не восстанавливать.
23.08.17 - «Дельфин» исключён из списков флота.

В феврале 1921 года командир дивизии ПЛ МСБМ Зурабов Я.К. обратился к командующему  флотом с просьбой о сохранении ПЛ "Дельфин" как исторического памятника и получил ответ, что ПЛ уже продана Латвии и введении Моркома не находится. Но Латыши корпус "Дельфина" так и не забрали.
После 1922 года корпус ПЛ "Дельфина" передали Госсудоподъему, затем - Беломорской партии ЭПРОН как судоподъемный понтон.
16.03.32 - «Дельфин»  исключен из списков плавсредств Наркомвода с передачей "Рудметаллторгу" для разделки на металл.

 

 

 

 

 


Copyright © 2012