Вам нравится наш новый сайт?
|
160-й отдельный дивизион ПЛ специального назначения28 мая 2016 года в в Кронштадте прошла встреча ветеранов дивизиона.
Ветераны дивизиона перед Никольским собором в Кронштадте. Первой страной ВМС, которого начали изучение Мирового океана с помощью обитаемых подводных аппаратов была США. В 1956 году в начала реализовываться национальная программа по созданию обитаемых ПА. В 1957 году правительство США приобрело для научно-исследовательского управления ВМС батискаф «Триест». В начале 1960-х годов офицеры специального отдела 91-го Центрального научно-исследовательского института аварийно-спасательного дела Министерства обороны СССР Гулин Р.С. и Батиевский Е.В., выполняя директиву Генерального штаба ВС СССР разработали план технического вооружения и оснащения частей ВМФ специальными глубоководными техническими средствами. Для повышения их погодоустойчивости и скрытности предлагалось размещать их на подводных лодках. И хотя в целом предложенный план не был принят, создание глубоководных технических средств было поддержано в Главном штабе и в Кронштадском СКБ Главного Управления Судоремонтных заводов ВМФ (ГУСРЗ) и на Кронштадском Морском ордена Ленина заводе были развёрнуты работы по созданию глубоководного комплеса «Архипелаг», состоящего из ПЛ-носителя проекта 611П, который разработало ЦКБ «Волна» и трёхместной наблюдательной камеры. Начальник Главного управления глубоководных исследований вице-адмирал Буриличев А.В. в своей статье «Глубоководные технические средства» рассказывал: К концу 1960-х гг. на ордена Ленина Кронштадском Морском заводе и 170 судостроительном конструкторском бюро (СКБ-170) были благополучно завершены работы по созданию глубоководного комплекса «Архипелаг» (наблюдательная камера для глубоководных погружений с экипажем их 3-х человек и подводная лодка — носитель «Б-69»). В средней части под килём смонтировали обтекатель в котором размещалась наблюдательная камера, 4-м отсеке выгрузили часть аккумуляторной батареи и на её месте смонтировали спуско-подъёмное устройство наблюдательной камеры, в носу установили новую ГАС для слежения за наблюдательной камерой и лаговое подруливающее устройство. В первом отсеке демонтировали стеллажи для запасных торпед и смонтировали каюты для экипажей погружения. В то время, когда в Кронштаде заканчивали подготовку к испытаниям первого советского глубоководного комплекса «Архипелаг», в США в городе Сан-Диего, в составе отдела подводных операций военно-морской разведки США, была создана «1-я группа опытовых подводных лодок» (Submarine Development Group One, сокращённо SDG-1). Группа являлась оперативным соединением ВМС США по вопросам глубоководных операций. В состав SDG-1 передали три обитаемых глубоководных аппарата «Triest-II», «Alvin» и «Aluminaut». Начальник 19-го Цетра Министерства обороны СССР контр-адмирал Истратов Н.М. Осенью 1967 года монтаж на борту ПЛ Б-69 глубоководного комплекса «Архипелаг» был окончен, и начальник 19-го центра МО капитан 1 ранга Астрахов Е.Г. вывел в Атлантический океан небольшой отряд кораблей, которые должны были обеспечивать испытания ПЛ Б-69, которой командовал капитан 2 ранга Смирнов Н.Д. Испытания прошли неудачно. О время второго спуска наблюдательная камера была утеряна, но экипаж, с большим трудом удалось спасти. Вернувшись в Москву капитан 1 ранга Астрахов Е.Г. представил Главнокомандующему ВМФ СССР адмиралу Горшкову С.Г. представление о награждении участников испытаний, но вместо наград руководителей проекта строго наказали. Начальника 19-го Центра МО отправили в отставку, а его сменил опытный подводник капитан 1 ранга Истратов Н.М. Работы над глубоководным комплексом «Архипелаг» были прекращены, но идею создания для ВМФ СССР ПЛ-носителей с буксируемыми глубоководными обитаемыми аппаратами удалось отстоять. Под руководством капитана 1 ранга Истратова Н.М. были начаты работы по созданию нового глубоководного комплекса «Селигер», главным конструктором которого назначили капитан-лейтенанта Казменко В.Д. В то время когда в Главном штабе ВМФ рубили головы, за неудачные испытания ГК «Архипелаг», в США начали модернизацию атомной ПЛ «Halibut» SSN-587, на которой, так же как и на Б-69 на был установлен буксируемый глубоководный комплекс, но вместо 3-х местной наблюдательной камеры американцы использовали телеуправляемый ПА с тросс-кабелем длиной 11 000 метров, что позляло использовать сменные телеуправляемые ПА практически с любой глубиной погружения. Кроме этого на АПЛ «Halibut» SSN-587 установили систему стационарного позиционирования, носовой и кормовой грибовидные якоря, водолазный комплекс с барокамерой, позволяющий водолазам работать на глубинах до 200 метров, шлюзовые водолазные камеры, гидроакустические станции дальнего и ближнего действия, фото и видео оборудование, бортовй компьютер и другое оборудование, необходимое для ведения разведывательной деятельности. Через два года модернизированная SSN-587 была зачислена в состав SDG-1. Командир ПЛ Б-69 капитан 3 ранга Носов К.М. В боевом походе 1972 года у перископа. В 1970 году работы над новым глубоководным комплексом «Селигер» были в основном окончены, командиром ПЛ-носителя Б-69 был назначен опытный подводник капитан 3 ранга Носов К.М. 1972 году Б-69 вышла в первый поход в Атлантический океан для испытаний. Программа испытаний была выполнена полностью, при этом экипажу ПЛ Б-69 удалось выполнить некоторые элементы боевых задач. В 1973 году ПЛ Б-69 вышла в свой первый боевой поход, а на КМОЛЗе было начато переоборудование ПЛ Б-91 по проекту 611П для несения глубоководного комплекса «Селигер». В 1974 году ПЛ-носитель Б-69 вышла в боевой поход в Средиземное море, с заходом для отдыха экипажа в Александрию. Поход был очень тяжёлым, корабли НАТО пытались отслеживать действия пл Б-69 в глубине и всячески помешать им. Корабли Средиземноморской эскадры отогнали противника и помогли ПЛ выполнить боевую задачу. Весной 1975 года вышло постановление ЦК КППСС и Совета министров СССР «О создании гидронавтики в стране». В соответствии с этим постановлением для подготовки экипажей наблюдательных камер и проектируемых подводных лодок специального назначения с ядерной энергетической установкой в Ленинграде предписывалось создать 10-й отряд гидронавтов, а в Кронштадте сформировать Отдельный ливизион ПЛ специального назначения в который должны были войти ПЛ-носители глубоководных комплексов «Селигер» и надводные корабли обеспечения. Встреча ПЛ Б-69 из боевого похода в 1973 году. 1 июля 1975 года из двух ПЛ проекта 611П был сформирован 160-й отдельный дивизион ПЛ СН. Отдельным дивизион назывался потому, что подчинялся не командованию Краснознамённым Балтийским флотом, а напрямую Главному штабу ВМФ, а «специального назначения», потому, что его корабли выполняли задания по планам 19-го Центра Министерства обороны СССР. Командирм 160-го Отдельного дивизиона ПЛ СН был назначен командир ПЛ Б-69 капитан 2 ранга Носов К.М., а на мостике ПЛ Б-69 его сменил капитан 2 ранга Половинец В.М. Начальником штаба стал заместитель командира дивизиона капитан 2 ранга Егоров В.А., заместителем по ПЧ капитан 2 ранга Путилин В.И. Командирами подводных лодок и кораблей были: Для размещения штаба и экипажей ПЛ дивизиону была передана плавучая казарма. В 1976 году в Ленинграде для подготовки экипажей наблюдательных камер глубоководного комплекса «Селигер» и проектируемых ПЛ специального назначения была сформирована 15-я Центральная научно-исследовательская лаборатория. В первую очередь в кандидаты На флоте было набрано 15 подводников из которых формировалось 5 экипажей погружения глубоководного комплекса «Селигер». Подводные лодки 160-го отдельного дивизиона ПЛ специального назначения Б-69, Б-91 и Б-82 в Кронштадте в день ВМФ. 160-й отдельный дивизион ПЛ специального назначения был сформирован в Кронштадте 1 июля 1975 года и подчинён непосредственно 19-му Центру Министерства обороны. Командиром дивизиона был назначен командир ПЛ Б-69 капитан 2 ранга Носов К.М., а командиром Б-69 был назначен капитан 3 ранга Половинец В.М. В 160-й дивизион из 25-й бригады ПЛ были перечислены подводные лодки проекта 611П Б-69 и Б-891. В 1975-76 годах, для проведения испытаний отдельных элементов новых ПЛ специального наначения в Росте на СРЗ-35 большая ПЛ проекта 611 Б-82 прошла модернизацию по проекту 611РЕ. После окончания работ Б-82(пр.611РЕ), по Беломоро-Балтийскому, каналу была переведена в Кронштадт и вошла в состав 160-го отдельного дивизиона ПЛ СН БФ.В 1976 году ПЛ Б-891 вошла в состав 160-го отдельного дивизиона ПЛ СН. В 1976 года в состав 160-го ОДПЛСН вошла вторая ПЛ ПЛ проекта 611П Б-91. Командиром Б-91 был назначен старший помощник командира Б-69 капитан 3 ранга Егоров В.А. 3 августа 1977 года подводные лодки Б-69(пр.611П), Б-91(пр.611П) и Б-82(пр.611РЕ) переклассифицированы в специальные ПЛ и получили в тактическом буквы БС. 10 января 1979 года Указом Президиума ВС СССР за выполнение заданий на глубоководном комплексе «Селигер» звания Героев Советского Союза были удостоены офицеры 19-го Центра Министерства обороны СССР капитан 1 ранга Барилович Е.А., вице-адмирал Катышев А.П. и напитан 1 ранга Кулаков В.П. В 1979 году ПЛ БС-891 повторила боевой поход Б-69 в Средиземное море. В 1983 Министерство обороны за выполнение специальных заданий в океане наградило экипаж ПЛ Б-69 вымпелом. Подводные лодки БС-82(пр.611РЕ) и БС-891 в Кронштадте у борта ПКЗ. В 1986 году ПЛ БС-69 по Северному Морскому пути перешла на Тихоокеанский флот, в бухте Конюшкова и вошла в состав 254-го отдельного дивизиона ПЛ СН КТОФ. В том же году ПЛ БС-891 вышла в боевой поход, из которого она должна была придти на Северный флот в Оленью губу и войти в состав недавно сформированного 6-го отдельного дивизиона ПЛ СН. 1 декабря 1986 года 160-й отдельный дивизион ПЛ специального назначения в Кронштадте был расформирован. Последнюю ПЛ дивизиона БС-82 перечислили в 25-ю бригаду ПЛ ДКБФ и через полгода исключили из состава ВМФ. В составе 6-го дивизиона ПЛ БС-891 совершила боевой поход в 1987 году, а на следующий год ПЛ БС-891 была поставлена в ремонт на СРЗ-10 в Полярном, но после освидетельствования корпуса ПЛ, ремонт был признан нецелесообразным. ПЛ списали и на СРЗ «Нерпа» разделали на металл. Вымпел Министества обороны. На Тихоокеанском флоте ПЛ БС-69
Источники: |