|
контр-адмирал Истратов Н.М.
|
Создатель отечественной гидронавтики
контр-адмирал ИСТРАТОВ Николай Михайлович.
Автор выражает особую благодарность семье Николая Михайловича,
Совету по делам ветеранов в/ч 40056,
участникам Собрания ветеранов гидронавтики
за помощь в подготовке этой статьи.
Николай Михайлович Истратов, родился 30 августа 1924 в городе Лесозаводске Приморского края. В возрасте 16 лет поступил в 4-ю Военно-Морскую спецшколу во Владивостоке, а через два года переведён на подготовительный курс Тихоокеанского высшего Военно-Морского училища.
В 1945 году курсант ТОВВМУ Истратов Н.М., участвовал в войне с Японией па борту эсминца «Решительный» и был награжден медалью «За победу над Японией».
В 1946 году, после окончания училища, лейтенант Истратов Н.М. был направлен в распоряжение Военного совета Черноморского флота. Перед убытием к месту службы Николай Михайлович женился на своей однокласснице по Лесозаводской школе Стаценко Ольге Ионовне, которую случайно встретил во Владивостоке. В 1948 году в Севастополе у них родилась дочь Татьяна.
Становление молодого подводника проходило в опытнейших экипажах малых ПЛ ЧФ, прошедших не один боевой поход в годы Великой Отечественной войны. Среди подводников Николай Михайлович всегда пользовался большим авторитетом и за восемь лет прошёл путь от командира БЧ до старшего помощника командира ПЛ. После окончания Высших специальных офицерских классов ВМФ в 1953 году молодой офицер был назначен командиром новейшей средней ПЛ С-75.
|
Награждение в Главном штабе ВМФ. |
В 1957-60 годах Николай Михайлович прошёл курс обучения в Военно-морской академии в Ленинграде и был направлен для дальнейшего прохождения службы на Тихоокеанский флот, на должность начальника штаба бригады, а затем и 45-й дивизии ПЛ 15-й Эскадры ПЛ Камчатской военной флотилии ТОФ. В Ленинграде, в мае 1960 года, в семье Истратовых родилась вторая дочь - Марина. Во время службы на Камчатке Николай Михайлович написал и направил по команде несколько научных работ по созданию глубоководной техники для ВМФ СССР.
Ведущие мировые державы, с середины 50-х годов прошлого века, начали создавать различные виды глубоководной техники для исследования и освоения Мирового океана, в том числе и в военных целях.
Судостроительная промышленность СССР, в те годы занималась восстановлением Военно-Морского флота, потерявшего много кораблей в годы 2-й Мировой войны, строительством современного океанского подводного и надводного флота и не рассматривала создание глубоководной техники среди приоритетных задач.
Только в начале 1960-х годов, по поручению Военно-промышленной комиссии, командование Вооружённых сил СССР разработало техническое задание на создание глубоководного аппарата, который можно было бы быстро доставлять в любые точки земного шара по земле, по воде и по воздуху, и выполнять работы на многокилометровых глубинах. Техническое задание было направлено председателю Государственного комитета по судостроению Бутоме Б.Е., который разработчикам технического задания разъяснил, что проблема создания глубоководных аппаратов настолько сложна, что даже составление технического задания без глубокой научной проработки невозможно.
В 1963 году в Москве при Главном штабе Военно-морского флота СССР из офицеров-энтузиастов было сформировано подразделение для общего руководства «Глубоководной тематикой», так с «тяжёлой руки» председателя Государственного комитета по судостроению Бутомы Б.Е. стали называть новое направление. Этому подразделению было поручено разработать первое техническое задание на создание глубоководного аппарата ВМФ, а впоследствии контролировать и координировать создание новой глубоководной техники для Вооружённых сил СССР. Создание военной глубоководной техники в Советском Союзе, как и многие другие подобные работы, велись в обстановке чрезвычайной секретности. Также, как и при проектировании первой советской атомной ПЛ, специалистов-подводников решили широко не привлекать. Слово гидронавтика не употреблялось, использовали слово «направление». Гидронавтов называли инженеры-испытатели, глубоководный аппарат – наблюдательная камера и тому подобное.
Через год это научное подразделение было переведено в Ленинград и включено в 1-й Центральный научно-исследовательский институт ВМФ, как отдел. Начальником этого отдела в 1966 году и был назначен, начальник штаба 45-й дивизии ПЛ Камчатской Военной флотилии капитан 1 ранга Истратов Н.М.
После приезда в Ленинграде семья Истратовых сначала жила у сестры Ольги Ионовны, ввосьмером в однокомнатной квартире. Потом один из сослуживцев Николая Михайловича уехал к новому месту службы и оставил ключи от своей квартиры семье Истратовых. Через полгода капитан 1 ранга Истратов Н.М. получил свою первую квартиру в новенькой хрущевке.Марина Истратова рассказывала: «До этого всегда жили на казенных квартирах, с мебелью с инвентарными номерками. Счастье было безмерным, но недолгим - только отремонтировались, обустроились, как перевели в Москву. И снова нет дома. Жили примерно полгода в номере в гостинице ЦДСА, на лето сняли дачу под Новоиерусалимом, потом получили квартиру. Вообще переезды-перелеты были для нас привычным делом. Семейное имущество практически умещалось в одном чемодане. Да и не принято было возить за собой крупные вещи и домашнюю утварь - уезжая, всё раздавали тем, кто остается и оставляли вновь прибывшим».
Прибыв в Ленинград, Николай Михайлович,сразу включился вработу по подготовке к испытаниям первого советского глубоководного комплекса «Архипелаг», который строился на Кронштадтском Морском ордена Ленина заводе.
Прежде чем говорить о создании гидронавтики в Советском Союзе, необходимо объяснить, чтогидронавтика, этоотрасль науки и техники, занимающаяся исследованием и освоением придонного слоя и дна Мирового океана с помощью глубоководных подводных аппаратов, подобно освоению космического пространства.
Днём рождения своего направления гидронавты считают 25 сентября 1965 года, когда ЦК КПСС и СМ СССР приняли совместное Постановление «О создании гидронавтики в Советском Союзе». В соответствии с этим постановлением Министерству судостроительной промышленности поручалось проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию принципиально новых подводно-технических средств, способных выполнять различные работы в глубинах Мирового океана. Для общего руководства «Глубоководной тематикой» Москве был сформирован Центр Министерства обороны. В следующем году гидронавты будут отмечать 50-е своего направления. Первым начальником Центра Министерства обороны был назначен капитан 1 ранга Астрахов Е.Г., уже имевший опыт создания специальной подводной техники. Первым глубоководным комплексом, созданным под руководством офицеров Центра, был глубоководный комплекс «Архипелаг».
Глубоководный «Архипелаг» состоял из подводной лодки носителя Б-69 и наблюдательной камеры с экипажем из 3-х человек, которая была связана с Б-69 трос-кабелем и могла погружаться на глубину несколько километров. Осенью 1967 года, для испытаний новейшего глубоководного комплекса, в Атлантический океан вышла экспедиция, в составе гидрографического судна «Створ», спасательного буксира СБ-38 и ПЛ Б-69 с наблюдательной камерой «Архипелаг». Работу экспедиции обеспечивали эскадренные миноносцы «Бывалый» и «Настойчивый».Походом командовал начальник Центра капитан 1 ранга Астрахов Е.Г.
22 ноября наблюдательная камера с экипажем инженеров-испытателей в составе капитана 2 ранга Бариловича Е.А., майора Казменко В.Д., капитана 3 ранга Поцелуева В.С. ушла на погружение.Через четверо суток наблюдательной камере пришлось отсечь трос-кабель, гайдроп и всплыть. В океане бушевал 7-и бальный шторм, экипаж, благодаря героическим усилиям моряков, удалось спасти, но камера затонула. (Подробнее об этом описано в журнале «Морское наследие» №-2 (10) /2014).
Несмотря на то, что опыта создания глубоководной техники в СССР ещё не было, и то, что это был первый испытательный поход, и наблюдательная камера была опытовой, с руководства «глубоководной тематикой» спросили очень строго. Программу создания буксируемых наблюдательных камер удалось отстоять, но Командование Вооружёнными силами приказало, что бы созданием военных глубоководных аппаратов руководили офицеры ВМФ, имеющие большой личный опыт плавания на подводных лодках. Капитана 1 ранга Астрахова Е.Г., на посту начальника Центра Министерства обороны сменил, вызванный из Ленинграда, капитан 1 ранга Истратов Н.М., имеющему 20-и летний опыт службы на ПЛ различных проектов.
Под его руководством офицеры Центра, совместно с инженерами и конструкторами продолжили работу над созданием нового глубоководного комплекса «Селигер», с учётом опыта и ошибок, полученных при испытаниях «Архипелага». Первыми, к созданию и испытаниям «Селигера», капитан 1 ранга Истратов Н.М. привлёк опытных подводников, уже имевших опыт испытаний «Архипелага»: инженеров-испытателей Демченко С.П., Купершмидта А.В., Тихомирова О.И. и Шалугина А.С. Позднее, после окончания Военно-Морской академии инженерами-испытателями были приглашены: Матырный М.А., Чеботаев П.А. и Кулаков В.П. Первыми командирами наблюдательных камер назначили, пришедших с флота командиров ПЛ: Пыхина Ю.Г., Филипьева Ю.П. и Шишкина В.М.
Было разработано и утверждено первое «Положение о гидронавтах». В основу этого документа было положено «Положение о космонавтах», так как отбор, подготовка и, главное, условия профессиональной работы гидронавтов по тяжести, сложности и опасности мало чем отличались от труда космонавтов. Как рассказывали первые гидронавты, при согласовании и визировании проекта первого «Положения о гидронавтах» один из ответственных сотрудников Военного отдела ЦК КПСС вычеркнул пункт о награждении званием Героя СССР экипажа наблюдательной камеры в полном составе, оставив только одного командира. Свою позицию, он «мудро» объяснил так: «...их будет слишком много». Надо сказать, что и на сегодняшний день гидронавтов проходивших службу на глубоководных технических средствах в разы меньше чем космонавтов.