13 декабря 2014 года

-01.7


-01.10

 

 

Вам нравится наш новый сайт?

Нет, не нравится
Глаза бы мои этот сайт не видели
Да, очень
Да, но есть недостатки

Катастрофа ПЛ "Дельфин" 16 июня 1904 года

11-01 Дельфин

Подводная лодка "Дельфин", доработанная после катастрофы.



"Дельфин" до катастрофы.
"Дельфин" до катастрофы.
Плита на могиле погибших подводников на Смоленском кладбище
Плита на могиле погибших подводников на Смоленском кладбище
Могила первого погибшего подводника лейтенанта Черкасова А.Н.
Могила первого погибшего подводника лейтенанта Черкасова А.Н.

     Утром 16 июня для учебного погружения на ПЛ "Дельфин", стоявшего у западной стенки Бал­тийского завода прибыли лей­тенанты Черкасов А.Н., Елагин М.А., пору­чик Горазеев М.И. и 34 матроса из которых только четверо принадлежали экипажу "Дельфина". Тренировкой ру­ководил Черка­сов А.Н.. "Дельфин должен был лечь на грунт на глубине около 10 метров и всплыть через 3 часа.
     "Дельфин" оттолкнули от стенки, команда спустилась вниз, но офицеры остались на­верху и курили у открытого люка. При погружении воздух из балластных цистерн выходил в лодку, а затем стравливался через рубочный люк. Командир определял на глаз момент, когда надо закрывать люк, который  закрывали два матроса специальным приводом, что требовало не менее 30 секунд.
      В 9.30 Черкасов отдал команду заполнять балластные цис­терны оставив щель для стравливания избыточ­ного давления, при этом он не учёл, что ПЛ перегружена. Спустившись в ПЛ, он на командирской пло­щадке не остался, а сошел на жилую палубу. В люк хлынула вода и людей охватила паника и они бросились к незакрытому люку. Из лодки выскочили трое матросов, но матросы вращая рукоять привода, закрыли крышку люка и четверто­го паникёра прижало люком к коминг­су и он погиб, а через щель ПЛ заполнила вода.
     Квартир­мейстеры Рожнов и Сюткин, поручик Горазеев пытались продуть концевые цис­терны. Матросы Савинов и Телов, стоявшие у ручек привода крышки люка, при­подняли ее, втащили погибшего и закрыли люк. В ПЛ сохранилась воздушная подушка около 30 сантиметров. Кто-то в суматохе разбил контроль­ное стекло бортовой бензиновой цистер­ны. Стало трудно дышать и Савинов и Телов приподняли крыш­ку примерно до половины...
     Мужество Савинова и Телова позволило спастись двум офицерам и семи матросам, всего же выплыли 12 человек. Не пожелал спасаться лейтенант Черкасов. С ним по­гибли еще 24 человека. Вышедший последним Телов Н.Г. на следствии рассказывал: «вода тогда совер­шенно заполнила лодку, и сквозь эту во­ду я увидел как вверх к выходу из рубки потянулись изнутри судна тени людей». 

     Через два дня "Дельфин" подняли плавкранами.  Во время слива из ПЛ воды произошли два взрыва гремучей смеси, но по­вреждения оказались не очень велики.
     Комиссия, рассследовавшая причины трагедии, нашла их в «совокупности не­правильных действий лейтенанта Чер­касова». Тройное количество людей на лодке сочли причиной, косвенно способ­ствовавшей увеличению числа жертв. 
     Авария высветила роль психологической подготовки подводников ко всяким неожиданностям. "Дельфин" встал на ремонт до осени.
     На ПЛ заменили аккумуляторную батарею, а старую после переборки и промывки оставили в запас. Изменили надстройку, сделав ее выше, увеличили высоту командирской рубки, оборудовали крышку люка противовесом.
Все спасенные матросы изъявили желание продолжить службу в подплаве.
      Погибшие подводники похоронены на Смоленском православном кладбище.


Copyright © 2012