Вам нравится наш новый сайт?
|
Катастрофа ПЛ "Дельфин" 16 июня 1904 годаПодводная лодка "Дельфин", доработанная после катастрофы. Утром 16 июня для учебного погружения на ПЛ "Дельфин", стоявшего у западной стенки Балтийского завода прибыли лейтенанты Черкасов А.Н., Елагин М.А., поручик Горазеев М.И. и 34 матроса из которых только четверо принадлежали экипажу "Дельфина". Тренировкой руководил Черкасов А.Н.. "Дельфин должен был лечь на грунт на глубине около 10 метров и всплыть через 3 часа.
"Дельфин" оттолкнули от стенки, команда спустилась вниз, но офицеры остались наверху и курили у открытого люка. При погружении воздух из балластных цистерн выходил в лодку, а затем стравливался через рубочный люк. Командир определял на глаз момент, когда надо закрывать люк, который закрывали два матроса специальным приводом, что требовало не менее 30 секунд.
В 9.30 Черкасов отдал команду заполнять балластные цистерны оставив щель для стравливания избыточного давления, при этом он не учёл, что ПЛ перегружена. Спустившись в ПЛ, он на командирской площадке не остался, а сошел на жилую палубу. В люк хлынула вода и людей охватила паника и они бросились к незакрытому люку. Из лодки выскочили трое матросов, но матросы вращая рукоять привода, закрыли крышку люка и четвертого паникёра прижало люком к комингсу и он погиб, а через щель ПЛ заполнила вода. Квартирмейстеры Рожнов и Сюткин, поручик Горазеев пытались продуть концевые цистерны. Матросы Савинов и Телов, стоявшие у ручек привода крышки люка, приподняли ее, втащили погибшего и закрыли люк. В ПЛ сохранилась воздушная подушка около 30 сантиметров. Кто-то в суматохе разбил контрольное стекло бортовой бензиновой цистерны. Стало трудно дышать и Савинов и Телов приподняли крышку примерно до половины...
Мужество Савинова и Телова позволило спастись двум офицерам и семи матросам, всего же выплыли 12 человек. Не пожелал спасаться лейтенант Черкасов. С ним погибли еще 24 человека. Вышедший последним Телов Н.Г. на следствии рассказывал: «вода тогда совершенно заполнила лодку, и сквозь эту воду я увидел как вверх к выходу из рубки потянулись изнутри судна тени людей». Через два дня "Дельфин" подняли плавкранами. Во время слива из ПЛ воды произошли два взрыва гремучей смеси, но повреждения оказались не очень велики. Комиссия, рассследовавшая причины трагедии, нашла их в «совокупности неправильных действий лейтенанта Черкасова». Тройное количество людей на лодке сочли причиной, косвенно способствовавшей увеличению числа жертв.
Авария высветила роль психологической подготовки подводников ко всяким неожиданностям. "Дельфин" встал на ремонт до осени.
На ПЛ заменили аккумуляторную батарею, а старую после переборки и промывки оставили в запас. Изменили надстройку, сделав ее выше, увеличили высоту командирской рубки, оборудовали крышку люка противовесом.
Все спасенные матросы изъявили желание продолжить службу в подплаве.
Погибшие подводники похоронены на Смоленском православном кладбище. |