тип "Краб"
Назначение ПМЗ «Краб»: Подводный минн ый заградитель предназначался для постановки минных заграждений в местах предполагаемого развертывания кораблей противника, а также для нанесения ударов по кораблям и транспортам с использованием торпедного и артиллерийского вооружения.
Вооружение ПМЗ «Краб»: 2 носовых 450-мм торпедных аппарата 450-мм и 2 запасных торпеды, 60 мин заграждения типм «ПЛ» 1 артиллерийское орудие 37-мм орудие, 2 пулемёта
Проектирование ПМЗ «Краб»:
29.12.06 - Налётов М.П. подал в МТК прошение о рассмотрении проекта подводного минного заградителя. 07.01.07 - МТК рассмотрел предложение Налётова. Проект был назван осуществимым, но было представлено несколько замечаний. 29.03.07 - Налётов М.П. предоставил «исключительное право постройки подводных минных заградителей своей конструкции» Обществу Николаевских заводов и верфей в г.Николаев. --.04.07 - Налётов с учётом замечаний предложил специальную мину и три варианта системы её постановки. МТК одобрил систему «кормовых наружных аппаратов» и Налётов разработал 2-й вариант ПМЗ. 01.05.07 - МТК рассмотрел 2-й вариант ПМЗ и признал его осуществимым, но предложил предварительно отработать систему постановки мин на ПЛ конструкции Бубнова И.Г. («Акула»» Балтийский завод также представил два варианта ПМЗ собственной конструкции. В связи с задержкой строительства «Акулы» от испытаний отказались. В 1907 году Налётов представляет 3-й вариант ПМЗ. 02.10.07 - Общество Николаевских заводов и верфей представило для заключения контракта спецификацию с чертежами и необходимые документы для строительства 4-го варианта ПМЗ.
Строительство ПМЗ «Краб»:
Чертёж ПМЗ «Краб»:

1 - дифферентная цистерна; 2 - балластная цистерна; 3 - клинкеты; 4 - колпаки; 5 - отделение керосиномотора и электромотора; 6, 7 - расходные керосиновые и уравнительные цистерны; 8 - рубка; 9 - краны управления; 10 - вентиляторы; 11 - стопорные клапаны; 12 - торпедные аппараты; 13 - носовая дифферентная цистерна; 14 - запасные торпеды; 15, 16 - цистерны замещения и питьевой воды; 17 - провизионная кладовая; 18 - аккумуляторы; 19 - трюм; 20 - главная цистерна; 21 - емкости высокого давления; 22 - клапан; 23, 24 - керосиновые и запасная цистерны; 25 - помповое отделение; 26 - кингстоны; 27 - электропомпы; 28 - охладители керосиномоторов; 29 - цистерна для масла.
Устройство ПМЗ «Краб»: Однокорпусная, Материал - сталь. 2-х вальная; 5-и отсечная;
Тактико-технические данные ПМЗ «Краб»: Размеры: Lмах = 52,8 метра; Bмах = 4,34 метра; Tмах = 3,54 метра. Водоизмещение: Wнп = 533 тонны; Wпп = 737 тонн. ЗП = 41 %. Глубина погружения: Hраб.= 37 метров; Нпред.= метров. Автономность: суток; Экипаж: 53 человек. Nнх=4х300л.с.(керосиновые двигатели Керлинга), Nпх=2х330л.с. ЭД «Эклеранс-Электрик». АБ: Фирмы «Мэто», 4 группы по 59 элементов. Ёмкость - А.час. Скорости хода в НП: Vнп = 11,78 узлов; Скорости хода в ПП: Vпп = 7,07 узла; Дальность плавания: Днп = 1 700 миль(8,6 узла); Дпп = 22 мили(7,5узлов).
Энергетическая установка ПМЗ «Краб»: Двигатели надводного хода - 4 керосиновых двигателя Кертинга мощностью по 300 л.с. Двигатели подводного хода - 2 электромотора фирмы "Эклеранс-электрик" мощностью по 330 л.с. 4 группы АБ - фирмы "Мэто" по 118 элементов в группе, ёмкостью 4 000 А/час.
19.09.08 - подписан контракт с Обществом Николаевских заводов и верфей. --.02.09 - проведены испытания моделей 3-х вариантов ПМЗ и выполнены расчёты. 09.08.09 - ПМЗ зачислен в списки флота под названием «Краб». 11.08.09 - с учётом новых расчётов контракт был перезаключён. --.10.09 - заложен ПМЗ «Краб» на эллинге завода «Наваль» Обществом Николаевских заводов и верфей в Николаеве. 09.08.12 - ПМЗ «Краб» зачислен в списки кораблей ЧФ 12.08.12 - ПМЗ «Краб» спущен на воду. --.06.13 - начаты испытания ПМЗ «Краб». 22.06.13 - первое погружение ПМЗ «Краб».. 25.06.15 - ПМЗ «Краб» вступил в строй. 16.12.17 - ПМЗ «Краб» вошла в состав Красного ЧФ 01.05.18 - ПМЗ «Краб» была захвачена в Севастополе немецкими войсками; 24.11.18 - ПМЗ «Краб» захвачена англо-французскими интервентами 26.04.19 - ПМЗ «Краб» по приказу английского командования затоплена в районе Севастополя 07.10.1935 г. поднята Черноморской экспедицией ЭПРОН и в полузатопленном состоянии отбуксирована в Севастополь, а через месяц полностью поставлена на плав и ввиду нецелесообразности восстановления сдана «Рудметаллторгу» для демонтажа и разделки на металл.
|