13 декабря 2014 года

-01.7


-01.10

 

 

Вам нравится наш новый сайт?

Нет, не нравится
Глаза бы мои этот сайт не видели
Да, очень
Да, но есть недостатки

5-й отдел 10-го отряда

Набор в 5-й отдел.

Гл.05-02 Картина Лубянова
Комплекс "Селигер"

В 1976 году по всем флотам была разослана директива ГК ВМФ с указанием: произвести отбор офицеров «по линии Лакманова». Отбору подлежали офицеры, прослужившие на подводных лодках не менее 5 лет и имеющие за плечами неменее 3-х автономных походов.

Гл.05-21 Мазульников Евгений Матвеевич
Первый начальник 5-го отдела
Евгений Матвеевич Мазульников

Как вспоминает подробности набора капитан 2 ранга Комлев В.М., проходивший в те годы службу на Камчатке на ПЛ пр.658: «Для того, что бы попасть в группу достаточно было устного заявления, что здоров. Любопытным объясняли, что отбирают офицеров, для несения службы на специальных платформах с баллистическими ракетами, которые будут нести годовое дежурство в подводном положении. При этом почему-то минёров и ракетчиков не брали.  Отобрали 300 человек и отправили во Владивосток, проходить медкомиссию. По результатам этой медкомиссии одного человека демобилизовали по здоровью, пятерых списали с плавсостава и только двоих отправили в Ленинград проходить дальнейшие обследования, остальных вернули к местам службы. Здоровых людей среди кандидатов практически не было, где же взять здорового человека после 5 лет службы на ПЛ, но Лакманов Э.И. говорил, что этот человек ему нужен и врачи подписывали необходимые документы. Иначе отряд бы вообще никогда не набрали.».

Для работы на комплексе «Селигер» было отобрано 15 офицеров:
  1. Антонов Анатолий Иванович,
  2. Грицко Михаил Васильевич
  3. Гусаков Алексей Гаврилович 
  4. Кирилов Юрий Леонардович
  5. Кирсанов Владимир Иванович
  6. Киселев Алексей Федорович
  7. Комаров Валерий Васильевич
  8. Комлев Валерий Михайлович
  9. Михаеш Петр Федорович
  10. Омельченко Михаил  Захарович
  11. Осипенко Петр Дмитриевич
  12. Перов Александрович Константинович
  13. Поляков Борис Александрович
  14. Петухов Александр Иванович
  15. Шелковый Илья Дмитриевич
В 1977 году в отряд пришёл начальник отдел специалистов заместитель командира 26-й дивизии АПЛ ТОФ капитан 1 ранга Мазульников Евгений Матвеевич и его заместитель капитан 1 ранга Казаков Александр Константинович.
Базирование отряда в Ленинграде считалось временным. Планировалось, что под Ленинградом будет построен городок по образцу Звёздного городка, построенного под Москвой для космонавтов. Макет этого городка до 1992 года пылился в ангаре, до тех пор, пока отряд не перевели в совершенно неподготовленное и непригодное здание в посёлке Большая Ижора. Там отряд тоже просуществовал недолго и был переведён в более подходящий для него населённый пункт.
Для отряда гидронавтов было разработано несколько легенд прикрытия. Самим гидронавтам не рекомендовалось ни где и никогда не употреблять слово «гидронавт». Вместо него использовалось слово «специалист». Даже отдел гидронавтов в отряде назывался отделом специалистов. Офицеры, нарушившие эти рекомендации, обычно тихо покидали отряд.
Преподаватели в отряд ещё не были назначены и изучение комплекса «Селигер» первые гидронавты отряда производили по техническим описаниям, в СКБ-170 в Кронштадте и непосредственно на подводной лодке Б-69.
Кроме изучения устройства комплекса «Селигер» много времени гидронавты уделяли легководолазной подготовке. Впоследствии им неоднократно приходилось контролировать работу стыковочного устройства во время возвращения наблюдательной камеры из глубины, и даже проводить небольшие ремонтные работы прямо в море.
Офицеры из Кронштадского дивизиона, которые не прошли медкомиссию были назначены в отряд на строевые должности. Юра Березин стал начальником отдела кадров, Саша Козлов стал начальником МТО.
Преподаватели в отряд ещё не были назначены и изучение комплекса «Селигер» первые гидронавты отряда производили по техническим описаниям в СКБ-170 в Кронштадте и непосредственно на подводной лодке БС-69.
Гл.05-05 Селигер 09(1980)
Экипаж 1-го погружения в 1980 году

 

Первый боевой поход гидронавтов 5-го отдела на БС-69 в 1980 году.

В 1980 году экипажи «Селигеров» закончили подготовку, и, вместе с офицерами отдела испытателей 19-го Центра Министерства обороны СССР вышли в первый боевой поход.
Во время первого похода гидронавтов 10-го отряда было совершено 5 погружений. В 4-х погружениях командиром наблюдательной камеры ходил начальник 5-го отдела капитан 1 ранга Мазульников Е.М.
Как рассказывают участники походов, чёткого деления на экипажи не было. Руководитель похода непосредственно перед погружением объявлял своё решение о составе группы погружения и назначал командира, борт-инженера и борт-оператора.

Гл.05-05 Селигер 09(1980)
Экипаж 2-го погружения в 1980 году .

Ресурса ПЛ-носителя хватало на 5-7 трёх дневных погружений. Седьмое погружение считалось резервным и совершалось в зависимости от того объёма, в котором выполнена поставленная задача.
После прихода в район выполнения боевой задачи ПЛ-носитель полностью заряжала аккумуляторную батарею и погружалась на глубину 50-60 метров. 3 человека переходили в наблюдательную камеру, отдавались транспортные захваты, камера отделялась от ПЛ-носителя и начинала погружение.
Температура в наблюдательной камере около 7-8°С. Обогревательных приборов никаких, - жёсткая экономия электроэнергии. Только один самодельный кипятильник на одну кружку чая.

Гл.05-05 Селигер 10(1980)
Экипаж 3-го погружения в 1980 году

В носовой части камеры, у иллюминатора, в глубокой нише, лёжа работает борт-оператор, в кормовой части у двух иллюминаторов на низкой баночке сидит борт-инженер, а в центральной части у пульта гидроакустической станции находится командир. Задача командира наблюдать за внешней обстановкой по показаниям гидроакустической станции, управлять системами и механизмами  наблюдательной камеры, контролировать содержание кислорода и углекислого газа.

Гл.05-05 Селигер 12(1980)
Экипаж 4-го погружения в 1980 году .

На левом борту, поверх банок аккумуляторной батареи раскреплён лежак, на котором один человек может отдохнуть. В носу и корме наблюдательной камеры вахта несётся постоянно, а кресло командира, во время отдыха одного из гидронавтов пустует.
Как вспоминал гидронавт Коваленко Ю.С.: «Через 1,5-2 суток работы на глубине накапливалась такая усталость, что 4 часа, отведенные для сна, пролетали как бы мгновенно. Когда представлялась такая возможность, (а это совсем не значит, что ты будешь спать все 4 часа, в любое время может поступить вводная или случится непредвиденная ситуация, что происходит довольно часто), практически не бывает чтобы спящий пошевелился — спит «мертвым сном». Его товарищи всячески оберегают этот непродолжительный, но тревожный сон».
Выпрямится в наблюдательной камере невозможно, все перемещения только в полусогнутом положении.

Гл.05-05.5 Селигер -03-4 5
Экипаж 5-го погружения в 1980 году

Гидронавты у иллюминаторов имеют фотоаппараты и фотографируют всё, что может быть интересным.
Через трое суток наблюдательная камера подтягивалась к ПЛ-носителю, транспортные захваты крепили камеру к ПЛ и экипаж погружения переходил в ПЛ. ПЛ-носитель всплывала и в течение суток заряжала АБ.
Гидронавтам, отработавшим свою вахту у грунта предоставлялись три койки и сутки сна.
В это время в наблюдательной камере расшиновывалась разряженная АБ и все 500 элементов вручную, через шлюзовое устройство, передавались в 4-й отсек, а в камеру передавались заряженные элементы и АБ заново шиновалась.

Вот как вспоминал эти работы гидронавт Коваленко Ю.С.: «За эти сутки, независимо от погодных условий, из аппарата необходимо выгрузить весь отработанный материал (регенеративные патроны, специальные полиэтиленовые мешки с отработанным материалом, канистры с жидкими отходами, около 500 штук аккумуляторов и.т.д.), после чего загрузить все новое. Наиболее трудоемкой, сложной и ответственной являлась замена аккумуляторной батареи. Если учесть, что каждый аккумулятор весит более 5 кг, то во время выгрузки-загрузки необходимо было перебросать аккумуляторную батарею общим весом более 2,5 тонн. Банки свежезаряженной батареи устанавливались плотно, без зазоров, строго на свои места в шпациях аппарата, соединялись и подключались к электросети. При этом нельзя было ошибиться в полярности. Замкнутые накоротко банки давали такой мощный ток, что соединительная шина моментально раскалялась до бела и плавилась, что грозило пожаром».



 


Copyright © 2012