Вам нравится наш новый сайт?
|
5-й отдел 10-го отрядаНабор в 5-й отдел.
В 1976 году по всем флотам была разослана директива ГК ВМФ с указанием: произвести отбор офицеров «по линии Лакманова». Отбору подлежали офицеры, прослужившие на подводных лодках не менее 5 лет и имеющие за плечами неменее 3-х автономных походов.
Как вспоминает подробности набора капитан 2 ранга Комлев В.М., проходивший в те годы службу на Камчатке на ПЛ пр.658: «Для того, что бы попасть в группу достаточно было устного заявления, что здоров. Любопытным объясняли, что отбирают офицеров, для несения службы на специальных платформах с баллистическими ракетами, которые будут нести годовое дежурство в подводном положении. При этом почему-то минёров и ракетчиков не брали. Отобрали 300 человек и отправили во Владивосток, проходить медкомиссию. По результатам этой медкомиссии одного человека демобилизовали по здоровью, пятерых списали с плавсостава и только двоих отправили в Ленинград проходить дальнейшие обследования, остальных вернули к местам службы. Здоровых людей среди кандидатов практически не было, где же взять здорового человека после 5 лет службы на ПЛ, но Лакманов Э.И. говорил, что этот человек ему нужен и врачи подписывали необходимые документы. Иначе отряд бы вообще никогда не набрали.». Для работы на комплексе «Селигер» было отобрано 15 офицеров:
В 1977 году в отряд пришёл начальник отдел специалистов заместитель командира 26-й дивизии АПЛ ТОФ капитан 1 ранга Мазульников Евгений Матвеевич и его заместитель капитан 1 ранга Казаков Александр Константинович.
Базирование отряда в Ленинграде считалось временным. Планировалось, что под Ленинградом будет построен городок по образцу Звёздного городка, построенного под Москвой для космонавтов. Макет этого городка до 1992 года пылился в ангаре, до тех пор, пока отряд не перевели в совершенно неподготовленное и непригодное здание в посёлке Большая Ижора. Там отряд тоже просуществовал недолго и был переведён в более подходящий для него населённый пункт.
Для отряда гидронавтов было разработано несколько легенд прикрытия. Самим гидронавтам не рекомендовалось ни где и никогда не употреблять слово «гидронавт». Вместо него использовалось слово «специалист». Даже отдел гидронавтов в отряде назывался отделом специалистов. Офицеры, нарушившие эти рекомендации, обычно тихо покидали отряд.
Преподаватели в отряд ещё не были назначены и изучение комплекса «Селигер» первые гидронавты отряда производили по техническим описаниям, в СКБ-170 в Кронштадте и непосредственно на подводной лодке Б-69.
Кроме изучения устройства комплекса «Селигер» много времени гидронавты уделяли легководолазной подготовке. Впоследствии им неоднократно приходилось контролировать работу стыковочного устройства во время возвращения наблюдательной камеры из глубины, и даже проводить небольшие ремонтные работы прямо в море.
Офицеры из Кронштадского дивизиона, которые не прошли медкомиссию были назначены в отряд на строевые должности. Юра Березин стал начальником отдела кадров, Саша Козлов стал начальником МТО.
Преподаватели в отряд ещё не были назначены и изучение комплекса «Селигер» первые гидронавты отряда производили по техническим описаниям в СКБ-170 в Кронштадте и непосредственно на подводной лодке БС-69.
Первый боевой поход гидронавтов 5-го отдела на БС-69 в 1980 году. В 1980 году экипажи «Селигеров» закончили подготовку, и, вместе с офицерами отдела испытателей 19-го Центра Министерства обороны СССР вышли в первый боевой поход.
Ресурса ПЛ-носителя хватало на 5-7 трёх дневных погружений. Седьмое погружение считалось резервным и совершалось в зависимости от того объёма, в котором выполнена поставленная задача.
В носовой части камеры, у иллюминатора, в глубокой нише, лёжа работает борт-оператор, в кормовой части у двух иллюминаторов на низкой баночке сидит борт-инженер, а в центральной части у пульта гидроакустической станции находится командир. Задача командира наблюдать за внешней обстановкой по показаниям гидроакустической станции, управлять системами и механизмами наблюдательной камеры, контролировать содержание кислорода и углекислого газа.
На левом борту, поверх банок аккумуляторной батареи раскреплён лежак, на котором один человек может отдохнуть. В носу и корме наблюдательной камеры вахта несётся постоянно, а кресло командира, во время отдыха одного из гидронавтов пустует.
Гидронавты у иллюминаторов имеют фотоаппараты и фотографируют всё, что может быть интересным. Вот как вспоминал эти работы гидронавт Коваленко Ю.С.: «За эти сутки, независимо от погодных условий, из аппарата необходимо выгрузить весь отработанный материал (регенеративные патроны, специальные полиэтиленовые мешки с отработанным материалом, канистры с жидкими отходами, около 500 штук аккумуляторов и.т.д.), после чего загрузить все новое. Наиболее трудоемкой, сложной и ответственной являлась замена аккумуляторной батареи. Если учесть, что каждый аккумулятор весит более 5 кг, то во время выгрузки-загрузки необходимо было перебросать аккумуляторную батарею общим весом более 2,5 тонн. Банки свежезаряженной батареи устанавливались плотно, без зазоров, строго на свои места в шпациях аппарата, соединялись и подключались к электросети. При этом нельзя было ошибиться в полярности. Замкнутые накоротко банки давали такой мощный ток, что соединительная шина моментально раскалялась до бела и плавилась, что грозило пожаром».
|