13 декабря 2014 года

-01.7


-01.10

 

 

Вам нравится наш новый сайт?

Нет, не нравится
Глаза бы мои этот сайт не видели
Да, очень
Да, но есть недостатки

Доценко О.Г. "Нам всем один достался жребий"

-01.4

Нам всем один достался жребий. 

Моим товарищам    

 Уж полстолетия прошло. Пора нам подвести итоги. Как, не сворачивая, мы пошли по трудной той дороге.

Дорога трудная была достичь задуманные цели. И нас вела одна судьба, где неустанная работа.     

Неповторимые года сгорали в ежедневных буднях. И навсегда. И до конца.

И вспомнить вас.

Все позади: придется оглянуться. В те далекие шестидесятые дорогие мои спутники, старшие и младшие, не жалея сил приступили к созданию жизненно необходимых стране глубоководных средств. Судьбе было угодно выбрать две войсковые части 90802 и 40056. Они определили магистральные пути развития нового направления. Совместно с промышленностью эти коллективы как по кирпичику сложили огромное здание – «глубоководная индустрия». Это могли сделать только высокообразованные специалисты, талантливые конструкторы, профессиональные строители. А вершили этот труд отважные первопроходцы, офицеры испытатели, Герои Советского союза. Они убедительно доказали руководству Государства и Военно-морского флота значимость глубоководной тематики. За большими идеями чаще скрываются большие личности. В этом огромная заслуга наших первых командиров, капитана I ранга Астрахова Евгения Григорьевича и контр-адмирала Истратова Николая Михайловича. Их не забыть. Созданная техника подтвердила их правоту.

В этой большой гонке за глубины наши войсковые части совместно с десятками предприятий, проектных и конструкторских организаций создали то, что до нас не делал никто. Всем нам пришлось очень упорно трудиться. И основным требованием к сотрудникам научно-технического сопровождения – глубокое знание предмета.

08-902 90802 -02.1Конечно, были неудачи, но мы прошли и через них. В созданные образцы аппаратов уже в то время конструкторы закладывали на будущее ряд новых функциональных возможностей. Но реализовать такие технические заделы уже придется тем, кто за нами. А чтобы выиграть эту жестокую борьбу за глубины новое поколение специалистов должно знать, что победить в этой гонке может лишь тот, кто «передумает» зарубежных «друзей». И превратит их в проигравших. Жестко? А иначе сейчас нельзя. Север России уже ставит для нас такие задачи. Готово ли к ним новое поколение сотрудников в/ч 40056 и в/ч 40056-н? Сумеют ли осмыслить полувековой интеллектуальный багаж и совместно с промышленностью сделать следующий шаг? На плечах нынешних специалистов научно-технического сопровождения лежит огромная ответственность. Наши воспоминания опять ведут туда, где было все – находки, неудачи и горькие потери и успех.

Мне посчастливилось пройти долгий путь в в/ч 90802. Это было «пионерское время» создания (подчас «на коленке») первых глубоководных аппаратов. Основная трудность для всех нас – мало было знаний и опыта. Мы учились совместно с промышленностью. В это интересное время Главные конструкторы творили. Всех нас воодушевляло новизна работ. Наше самообразование в ЦВМБ, библиотеках в/ч 27177, БАНе, Морском Регистре СССР, изучение и анализ зарубежной технической периодики у проектантов дало свои результаты.

ВНИИГПЭ, а затем его правопреемник Роспатент зарегистрировал за войсковой частью № 90802 более 170 авторских свидетельств и патентов во многих областях подводной техники. Из них 43 – необитаемые и обитаемые аппараты и комплексы, 37 – спуско-подъемные устройства, 14 – спасательные средства, 19 – конструкции, элементы конструкций подводных аппаратов, 23 – подводные оптические системы, 8 - поисковые системы обнаружения на основе применения не традиционных полей, 4 – носители необитаемых аппаратов и т.д.

08-902 90802 -02.2Талантливые конструкторы сполна вложили свои знания в наше общее дело. Так всегда – красивые люди, создают красивую технику. И сколько лет уже прошло, всегда мне будут вспоминаться те удивительные люди. Нам было на кого равняться.

Вначале была в/ч 90802.

Затем ее молодой, но опытный коллектив переместился из Москвы в г. Ленинград. И активно взялся за дело.

Планы ГШ ВМФ, нашего командования довольно быстро воплотились в первые проекты. Их успех венчали наши дорогие сослуживцы, Герои Советского союза Капитаны I ранга Пыхин Юрий Григорьевич, Филипьев Юрий Петрович, Шишкин Валерий Михайлович. Удивительно скромные и мужественные офицеры были для всех нас Героями. Для страны они были первыми. Эти достойные, обаятельные люди всегда были для нас примером. Мало кто помнит, как красиво чеканил шаг по Красной площади в честь Дня Победы ассистент знаменосца капитан I ранга Шишкин В.М. Это доверие и честь Государства в/ч №№ 40056 и 90802, признание первых успехов. Вслед за первыми всегда идут другие. И в/ч № 40056 по праву ими гордится.

 Их имена уже вошли в историю освоения глубин Мирового океана.

 С особой теплотой вспоминается Герой Советского Союза капитан I ранга Гусаков Алексей Гаврилович. Он выделялся огромным трудолюбием, абсолютным знанием техники. Это сердечный, человек с застенчивой улыбкой всегда готовый протянуть руку помощи товарищам. Мужественный в сложных ситуациях он всегда притягивал окружающих товарищей.

Первые наши объекты создавались в СКБ-170, на заводе КМОЛЗ. Полученные результаты испытаний нашего первенца (аппарат «Архипелаг») позволили учесть ошибки при создании новой модели - «Селигер». Впоследствии он вышел на «большую воду».

Коллективы СКБ 170 и КМОЛЗ под руководством Главного конструктора Пистоляко Юрия Петровича и Старшего строителя Новикова Валерия Александровича сделали невозможное. Отдельные ошибки при проектировании успешно преодолевались. Это были новые объекты в нашей стране.

Группа научно технического сопровождения под руководством капитана I ранга Ульянова Вольдемара Петровича в то время буквально дневала и ночевала в Кронштадте. Наш руководитель, немногословный и сосредоточенный человек знал о проекте все. На своих плечах он нес тяжелую ношу Главного наблюдающего. Это отзывчивый и добрый человек, большой эрудит, был всегда на высоте принимая технические решения. Наше командование не ошиблось в подборе кадров группы сопровождения и его руководителя. Мне пришлось некоторое время работать под его руководством, и многому научится.

Вторым лидером в этой связке был Главный конструктор проекта Пистоляко Юрий Петрович. Нам повезло, что такой человек по праву возглавил направление. Неординарная, пытливая личность, конструктор «от Бога», интеллектуал он был настоящим трудоголиком. Пройдя все ступени становления конструктора и получив глубокие знания в новой области, он был одного калибра с главным наблюдающим. При обсуждении технических вопросов, они всегда находили лишь правильные решения. Юрий Петрович жадно впитывал культуру, искусство. Мне пришлось наблюдать за ним в совместной командировке в г. Самара. Как только выпадали свободные минуты этот «человек из Кронштадта» обскакал все культурные места города. Это его качество покоряло всех нас. Его визитная карточка – созданные им объекты. У меня были с ним общие спортивные товарищи, которые с любовью вспоминали свои совместные институтские годы, где он также был лидером. Узнав скорбную весть, что его не стало, хочется выразить глубокие соболезнования его семье. Еще одна звезда упала, сияв над нами отсеяла. Не засияет никогда.

«Пристяжным» в этой «Русской тройке», был, конечно Старший строитель КМОЛЗ Новиков Валерий Александрович. Деятельный, молодой человек, он возглавил группу строителей по нашей тематике. Эта группа «в железе» сотворила мечту ВМФ. Валерий Александрович был всегда везде - в СКБ, цехах, службах завода, в работе с ВП, наблюдением. Блестящий организатор связал в единый узел проектантов, технологов цеха и службы завода. Мне пришлось близко наблюдать этого талантливого организатора. Своей энергией он заряжал всех. В/ч № 40056 по достоинству оценило труд этих ярких людей. Они вывели нас на первое место в мире при освоении океанских глубин.

В 1968 году меня включили в группу наблюдения по темам «РОСА» и переоборудование кораблей – ЭОС «СТВОР» и ГИСУ «РЫБАЧИЙ». Главный конструктор проектов Шахнович Исаак Владимирович скрупулёзный специалист высокого класса был всегда твердым при принятии технических решений, и деликатный в общении с сотрудниками группы наблюдения. Он смело внедрял в проект технические новинки. Его баталии с неординарными личностями – Главным наблюдающим капитаном II ранга Потапенко Владимиром Петровичем и наблюдающем капитаном II ранга Гнездиловым Виктором Федоровичем подчас длились долго. В итоге были успешными. Шахнович И.В. сгибал такого грамотного и разностороннего эрудита, как Виктор Федорович, доказывая свою правоту. Его часто приходилось держать на коротком поводке объясняя, что лучшее – враг хорошего. В этом несомненная заслуга Главного наблюдающего Потапенко В.П.. Эти друзья знали свое дело. Результаты работы в океане неизменно включались проектные проработки, которые Старший строитель КМОЛЗ Чивов Геннадий Иванович оперативно реализовывал на объектах.

Старший строитель Чивов Г.И. по праву был любимцем всех сотрудников СКБ-170, КМОЛЗ, группы наблюдения. Он как магнитом притягивал к себе всех окружающих товарищей. Будучи 18 летним парнем в сентябре 1941 года тонул вместе в кораблем на таллиннском переходе. Была эвакуация ремонтных бригад в Кронштадт. Мало кто знает, что при эвакуации на переходе немецкая авиация потопила очень много кораблей и судов. Больше чем Японцы в Цусиме. В эту мясорубку попал наш Чивов Г.И., но был спасен. Уже седым. Всю войну проработал на КМОЛЗ ремонтируя и восстанавливая корабли. Для нас навсегда остались его обаятельная улыбка, лучистые глаза и задорное поведение. Работоспособность его человека была удивительная. Мне повезло пройти вместе с ним в совместной работе все этапы создания аппаратов «РОСА», переоборудование носителей «СТВОР» и «РЫБАЧИЙ», наблюдать его в работе, учится. Такие люди всегда украшают жизнь. Он всегда беспокоился о близких, оказывал помощь товарищам, болел за дело. Но уберечь себя не смог. Военное лихолетье, полуголодная бесконечная работа на заводе, послевоенные трудные восстановительные работы подорвали его большое и щедрое сердце. Вечная ему память от всех его знавших. Сколько людей создавших по существу новый флот уже покинуло нас. Теперь их с нами больше нет, их нет давно, и мы другие. Они добросовестно трудились, радовались и огорчались, переживали за работу, растили детей. И создали для страны и Военно-Морского Флота глубоководную индустрию, удивительные объекты. Все мы, работающие с ними, с признанием говорим их семьям – спасибо. И с горечью смотрим в прошлое как в адресную книгу уже несуществующих людей. И с каждым годом меньше очевидцев тех интересных легендарных дней.

Так закончилась моя «Кронштадтская сага».

Затем я был назначен Главным наблюдающим по всей необитаемой тематике в/ч № 90802. Кронштадтские мощности уже не позволяли реализовать новые проекты. Потребовались большие научно производственные мощности для создания нового поколения подводных аппаратов – «Комплекс 8523» и соответствующих носителей. Работы были развернуты под руководством «крестного отца» необитаемой тематики капитана I ранга Бессонова Александра Николаевича. На начальном этапе наблюдение за проектированием носителя осуществлял на начальном этапе капитан I ранга Васин Евгений Николаевич.

Мне и досталось это многогранное и сложное наследство. На головных проектантах (ЦНИИ «Гидроприбор» и ЦКБ «Черноморец») была образована большая группа контрагентов соисполнителей. Одновременно, я был назначен Главным наблюдающим по проекту «3823» и переоборудованию ПЛ – носителя. Объем работы многократно возрос. Это потребовало создания расширенной группы научно-технического сопровождения с привлечением ряда специализированных войсковых частей. Мне посчастливилось руководить этой группой более 10 лет. Специалисты работали как слаженный оркестр, «фальшивые ноты» пресекались. С любовью вспоминаю каждого из группы наблюдения, по своему, интересных офицеров, умных специалистов. Считаю за честь вспомнить некоторых из них:
- Дотошный при рассмотрении проектов мой заместитель - капитан II ранга, Волков Анатолий Николаевич;
- Опытное «Государево око» - капитан II ранга Макаров Валентин Иванович;
- Искрометный, академически образованный - интеллектуал - капитан II ранга, Литошенко Андрей Викторович;
- Высококлассный связист - капитан I ранга, Пеунов Сергей Борисович;
- Основательный гидроакустик - капитан II ранга, Мартынюк Владимир Филимонович;
- Уникальный специалист глубоководной ТВ-техники – капитан II ранга Швецов Геннадий Яковлевич;
- Специалист уникальных глубоководных технических средств - капитан II ранга Билан Григорий Николаевич;
- Талантливый корабел, академически образованный - капитан II ранга Ивкин Андрей Всеволодович;
- Знающий штурман - капитан III ранга Филимонов Юрий Петрович.

Особенно благодарен опытному специалисту, талантливому офицеру, труженику и скромному человеку, капитану I ранга Челпанову Александру Семеновичу.

Получив бесценный опыт эксплуатации объекта «СЕЛИГЕР», он успешно применял его в научно-техническом сопровождении объектов «8523», кораблей «ЮГ», «ТЕМРЮК», «ГОФР».

Мы всегда ощущали поддержку наших кураторов из в/ч № 40056 – капитанов I ранга Бессонова А.Н., Соколова В.В., Гаранина Г.Д., Забавина С.С., капитанов II ранга Скороходова Е.В., Богушевского А.

Всех наших спутников и товарищей по работе на такой длинной дороге перечислить невозможно. Память о них – это наша им благодарность. Пусть жизнь у каждого своя, но нас роднила одна дорога. И дорога эта - добросовестный труд, служба, кропотливая совместно с промышленностью работа над проектами, строительство объектов, испытания и сдача Военно-морскому Флоту. И громадное терпение ваших родных и близких. Вы по праву можете сказать – «Мы сделали это».

В этом труде заслуга наших первых командиров, Контр-адмирала Истратова Николая Михайловича, Контр-адмирала Калашникова Михаила Андреевича, Контр-адмирала Сорокина Павла Александровича. И пришедших за ними в глубоководную тематику достойных, деятельных адмиралов флота.

Их уверенность в будущем, настойчивость при целеустремленном преодолении трудностей будут и впредь определять новаторский дух сотрудников в/ч № 40056 и в/ч № 40056-н. А сочетание их знания и умения даст много возможностей для новых больших идей. Идей, которые снова приведут что-то в движение для реализации новых задач на благо страны.

Плечом к плечу, вместе с нами трудились Главные конструкторы, их коллективы, руководители предприятий. Такие яркие личности как Главный конструктор ЦНИИ «Гидроприбор», кандидат технических наук, Большов Вячеслав Павлович, Главный конструктор ЦКБ «Черноморец», кандидат технических наук Дибривский Иван Григорович, оставили новому поколению прекрасное наследство – опыт, знания, проекты, технику. Горько сознавать, что такие яркие лидеры и талантливые организаторы рано сгорели на работе.

Мы служили и трудились на рубеже веков, перед бурей, которая пронеслась над страной. Великое Государство кануло в небытие. Но мы успели сдать ВМФ все объекты.   Над ними был поднят уже флаг России. Мы еще не знали о печальной судьбе корабля по теме «ГОФР». Глядя на него на севастопольском рейде, ответственный сдатчик завода «Персей» Кравченко Геннадий Иванович, с горечью выдохнул:
- «Какой корабль мы потеряли».

И так получилось, что последним из группы наблюдения покинул Крым, Севастополь, ЦКБ «Черноморец», капитан I ранга Челпанов Александр Семенович. Он навсегда простился с нашим кораблем.

Так мы перевернули последнюю страницу «Севастопольской страды» нашей части. 08-11-08 ЭОС Створ

Незаметно прошло полстолетия. Пролетели шестидесятые, семидесятые промчались, восьмидесятые прогрохотали, появились девяностые. Мы взрослеем, наши войсковые части молодеют. И только заботы двухтысячных годов заметают память наших сердец о службе и работе в этих замечательных частях.

За это время Военно-морскому флоту мы сдали:
- НПА «РОСА», «РОСА-М»;
- Переоборудованный корабль ЭОС «СТВОР»;
- Переоборудованный корабль ГИСУ «РЫБАЧИЙ»;
- Спуско-подъемные устройства кораблей;
- Многофункциональный комплекс «8523», «8523-М»;
- Переоборудованный корабль ЭОС «ЮГ»;
- Переоборудованный корабль ЭОС «ТЕМРЮК»;
- Спуско-подъемные устройства для ЭОС «ЮГ», «ТЕМРЮК», «ГОФР»;
- Корабль по теме «ГОФР»;
- Подъемно опускное устройство кабель-буксирное по теме «ГОФР»;
- Искатель по теме «3823»;
- Переоборудованный ПЛ-носитель по теме «3823».

Это громадный труд коллективов В/ч № 40056 и в/ч № 90802 (40056-н).

Теперь сюда пришли другие. Трудностей для них будет также много. Как важно, чтобы они были грамотными специалистами. И как драгоценное наследие поняли одну истину про жизнь. В которой все проходит, и не проходит никогда.

Эти воспоминания своим трудом подарили все упомянутые мои товарищи. Которых я знал и которым многим обязан.

Вот и получилось: подарили вам статью, длинную предлинную о товарищах своих. Песню лебединую. А в конце 1989 года я был уволен.  

С уважением,
Капитан I ранга
Кандидат технических наук,
Старший научный сотрудник По специальности «Вооружение и военная техника Военно-морского флота»
Автор 170 патентов и авторских свидетельств по теме
Доценко Олег Григорьевич. 

 

 


Copyright © 2012