13 декабря 2014 года

-01.7


-01.10

 

 

Вам нравится наш новый сайт?

Нет, не нравится
Глаза бы мои этот сайт не видели
Да, очень
Да, но есть недостатки

Гибель М-200 21 ноября 1956 года

Утром 21 ноября подводная лодка М-200 «Месть» XV серии типа «М» 157-й бригады 17-й дивизии ПЛ ДКБФ вышла из места постоянного базирования в Палдиски в Таллинн, для проведения замеров на КИМС (контрольно-измерительная магнитная станция). К вечеру работы были окончены и в 19.00 М-200 начала движение на выход из Таллинского залива. В то же время в Таллинский входил эскадренный миноносец «Статный». Командир ПЛ М-200 грубо нарушил требования ППСС, что привело к тому, что в 19.53 эскадренный миноносец «Статный», на ходу 14 узлов, таранил ПЛ М-200 в районе 5-го отсека, практически отрубив кормовую оконечность ПЛ. В момент столкновения на рубке М-200 находились 9 человек. Старшина команды мотористов главстаршина Анатолий Комаров, курившей на рубке после вахты, в тот момент, когда М-200 начала валиться на корму и уходить под воду прыгнул в рубочный люк, но задраить его за собой не успел. Ему удалось закрыть только нижний рубочный люк.

Командир эскадренного миноносца «Статный» остановил корабль, спусил шлюпку и поднял из воды командира ПЛ, вахтенного офицера и четверых моряков, но два матроса сигнальщика утонули.

12-20-01 М-200 -03

После катастрофы ПЛ ушла под воду с дифферентом около 80º на корму и упёрлась в грунт на глубине 53 метра. В первую минуту после катастрофы 4-й отсек быстро заполнился водой и все находившиеся в нём подводники поибли. Во 2-м отсеке электролит вылился из баков АБ, хлор стал заполнять отсек и подводники покинули его, перейдя в 1-й и 3-й отсеки. Как показало обследование 3-го отсека, после подъёма ПЛ, подводники держались около 2-х часов. Они дали пузырь в корму, отведя дифферент до 10º, открыли клапан осушения отсека, но отсек вскоре заполнился водой и все подводники, находившиеся в нём погибли.

В живых остались 6 человек в 1-м отсеке: старший помощник командира старший лейтенант Колпаков В.А., мичман Васильев В.Д., матрос Кузнецов В.И., старший матрос Ефременков А.А., матрос Скуридин В.И. и старший матрос Самарин А.Н. Подводники загерметизировали отсек и отдали аварийный буй. После этого снарядили регенеративную установку РУКТ-4, надели гидрокомбинезоны «ЭПРОН», подготовили к работе свои ИСАМ (индивидуально-спасательный аппарат морской), опустили и раскрепили тубус шахты спасательного люка и стали ждать приказа выходить на поверхность. В отсек, через предохранительный клапан дифферентной цистерны медленно поступала вода, сжимая воздушную подушку и поднимая давление в отсеке. У подводников было всего 11 регенеративных патронов В-36 для РУКТ-4, каждый из которых обеспечивал кислородом 1 человека в течение 36 часов. Теоретически, при атмосферном давлении, 11 патронов для 6 человек должно было хватить на 66 часов, но при повышенном давлении не более чем на 30 часов. Света в отсеке не было, только карманный фонарик.

В 20.01 оперативный дежурный объявил боевую тревогу по Таллинской военно-морской базе.

В 21.12 к месту катастрофы подошёл большой охотник БО-185, с которого увидели и подняли на борт всплывший аварийно-сигнальный буй с ПЛ М-200. буй вскрыли и связались с личным составом 1-го отсека.

В 23.27 из Палдиски к месту аварии подошла ПЛ М-214 с флагманским механиком на борту.

В 23.57 к месту катастрофы подошёл водолазный морской бот ВМ-11 и к ПЛ спустился первый водолаз. Командующим флотилией вице-адмиралом Чероков, приказал завести буксир за носовую часть ПЛ, отбуксировать ее на 10-метровую глубину, приподнять краном носовую оконечность из воды и вывести подводников через входной люк 1-го отсека.

Вскоре к месту катастрофа прибыл командующий Балтийским флотом адмирал Головко А.Г. Он переговорил с подводниками, запертымии в 1-м отсеке М-200 и сказал: «Даю вам честное слово адмирала, что вы будете спасены».

Вскоре в Таллин из Москвы прилетел главнокомандующий ВМФ адмирал Горшков С.Г. У пирса его ждал торпедный катер, доставивший его к месту катастрофы. Командующий КБФ доложил Главкому обстановку, после чего они о чём-то переговорили и адмирал Головко А.Г. сразу убыл в Балтийск, а Главком вступил в командование спасательными работами. После этого Горшков С.Г. спросил по телефону с старшего лейтенанта Колпакова, готовы ли они к выходу. Старпом: «Товарищ главнокомандующий, мы готовы выходить. Дайте нам только немного воздуха, чтобы было легче открыть люк». Главком ответил: «Вас понял! Мы сейчас посовещаемся и будем готовить вам выход. Но сами никаких мер самостоятельно не принимайте!»

22 ноября 1956 года

В 01.00 спасатели доложили, что давление в отсеке ПЛ 5,5 кг/см² и, при попытке стравить воздух давление не опускается. Это означало, что поступающая в отсек вода сравняла давление с забортным.

В 03.00 к месту катастрофы подошло спасательное судно «Чугуш», но спустить водолаза спасатели не смогли из-за неисправности системы подачи воздуха и водолаз перешёл на ВМ-11.

В 4.00 к месту катастрофы подошло спасательное судно «Арбан».

В 07.00 у подводников остался последний патрон регенерации В-36

В 10 часов утра водолаз смог подключиться

В 11.30 с ПЛ проекта 613, подошедшей к месту катастрофы, начали подавать свежий воздух в ПЛ. Подводники сообщили, что дышать стало легче.

В 12.00 подошли 250-тонный плавучий краном и 75-тонный килектор. Погода значительно улучшилась и начали проводиться подготовительные работы к подъему ПЛ.

В 13.00 из Калининграда прибыл начальник АСС Балтийского флота инженер-полковник Михайлов.

В 14.00 в район аварии прибыл командующий КБФ адмирал Головко, и приказал, после подхода спасателя ПЛ «Пулково» выводить подводников из отсека в индивидуально-спасательных аппаратах, а судоподъемные работы приостановить.

К 17.00 спасатель ПЛ «Пулково» был установлен над ПЛ и все приготовления к выходу из аварийной ПЛ были окончены, но погода ухудшилась и сильный ветер начал сносить корабли. Руководитель спасательной операции приказал переставить корабли.

В 18.45 ВМ-11 выбрал якорь для смены места, его начало сносить и телефонный кабель аварийно-сигнального буя был оборван. Длина воздушного шланга составляла 500 метров, поэтому, во время дрейфа ВМ-11 он не оборвался. Вскоре из Кронштадта подошло спасательное судно «Коммуна».

После потери связи подводники в 1-м отсеке М-200 приняли решение выходить. Первым старпом назначил выходить мичмана Васильеву В.Д.. Виктор был самым физически сильным из подводников 1-го отсека. Взяв буй-вьюшку он поднырнул под тубус. Давление в ПЛ давно сравнялось с заботрным и ему удалось открыть верхний люк но пока он возился с люком ходовой трос буй-вьюшки размотался и опутал ему ноги. Мичман Васильев пытался освободиться, но сердце не выдержало и он умер.

Шедший вторым матрос Владимир Скуридин изо всех сил пытался втянуть Васильева обратно в отсек и даже сломал мёртвому мичману ногу, но освободить шахту люка не смог. Все оставшиеся в отсеке люди умерли от асфиксии.

23 ноября 1956 года

Около полуночи погода улучшилась, спасатель «Пулково» вновь вернулся в район, где лежала на грунте М-200 и спустил водолаза, который, двигаясь вдоль воздушнго шланга вышел к лежащей на грунте ПЛ.

В 3.47 водолазы должили, что обнаружили ПЛ, верхний входной люк 1-го отсека открыт, в шахте люка находится мертвый подводник, одетый в гидрокомбинезон и включенный в ИСАМ, а рядом с ним видна буй-вьюшка. Водолаз попытался вытащить мёртвого подводника, но не смог, так как снизу его держал за ноги другой мёртвый подводник. После доклада водолазов работы по спасению подводников были прекращены. Главнокомандующий ВМФ сразу улетел в Москву.

Через шесть дней водолазы спасательного судна «Коммуна» завели на ПЛ М-200 стропы и подняли ПЛ.

по материалам капитана 1 ранга В. Шигина

В 2007 году подводники перезахоронены на городском кладбище Палдиски (Эстония) в связи с расширением порта.




Список экипажа ПЛ М-200 («Месть») погибшего 21-22.11.1956 года

1. Штыков Юрий Павлович — капитан 2 ранга

2. Колпаков Владислав Александрович — старший лейтенант

3. Липский Александр Александрович — инженер-лейтенант

4. Карпунин Аркадий Леонидович — инженер-лейтенант

5. Низовских Михаил Григорьевич — лейтенант

6. Васильев Виктор Дмитриевич — мичман

7. Комаров Анатолий Платонович- главный старшина сверхсрочной службы

8. Данковский Владимир Ильич — старшина 2 статьи

9. Монахов Владимир Федорович — старшина 2 статьи

10. Проймин Александр Стефанович — старшина 2 статьи

11. Чупин Владимир Илларионович — старшина 2 статьи

12. Багров Владлен Васильевич — старший матрос

13. Окунев Борис Иванович — старший матрос

14. Осипов Михаил Алексеевич — старший матрос

15. Слабушевский Анатолий Михайлович — старший матрос

16. Самарин Алексей Николаевич — старший матрос

17. Ефременков Анатолий Александрович — старший матрос

18. Евдокимков Иван Николаевич — матрос

19. Кузнецов Вячеслав Иванович — матрос

20. Норов Алексей Иванович — матрос

21. Очертятный Василий Иванович — матрос

22. Прохоренко Анатолий Иванович — матрос

23. Скуридин Владимир Иванович — матрос

24. Черноусов Виктор Петрович — матрос

25. Ус Андрей Михайлович — матрос

26. Жебрев Виталий Петрович — матрос

27. Поливин Михаил Григорьевич — матрос

28. Гордеев Виктор Ильич — матрос

  12-20-01 М-200 -02 Могила



Copyright © 2012