Вам нравится наш новый сайт?
|
Таткало В.М. "Мой путь на кафедру"Воспоминания старшего преподавателя 2-го отдела В 1975 году, в связи с ухудшением состояния здоровья передо мной остро встал вопрос дальнейшей службы, Кадровые органы предлагали мне несколько мест на выбор, но либо я от них отказывался (низкая штатная категория, низкий оклад), либо надо было ждать неопределенное время освобождения предполагаемой должности (например Заместитель командира бригады по электромеханической части в Комсомольске-на-Амуре).
В конечном счете, убедившись еще раз в справедливости истины о спасении утопающих, я начал самостоятельные поиски нового места службы с прицелом на среднюю полосу России. Было направлено представление к назначению меня в НТК ВМФ, однако из приказа меня самолично (по словам кадровиков ВМФ ) вычеркнул ГК ВМФ, как немеющего жилплощади в Москве (приближались Олимпийские игры 1980 года).
Но здесь помог счастливый случай. В августе 1975 года, направляясь в отпуск, в метро встретил своего одноклассника по первым двум годам учебы в училище - Лосева В. С. Он в это время служил в Москве в в/части 40056. После обмена информацией "за жизнь", он сказал, что предполагается расширение их фирмы и посоветовал пробиваться в ленинградский филиал, хотя не мог по режимным соображениям объяснить "за кого меня сватают".
В июле 1976 года, похоронив отца, я возвращался через Москву на Камчатку. Лосев В. С. к тому времени служил уже в УК ВВМФ. Он привез меня в «Планерное» на квартиру к Чеботаеву Платону Александровичу, который был кандидатом в командиры создаваемой в Ленинграде в/части 45707.
После традиционных вопросов о национальности, образовании, прохождении службы мне, хотя и туманно, было обрисовано направление будущей работы. Беседа закончилась тем, что Чеботарев П.А. включил меня в число кандидатов на преподавательскую должность и пообещал направить запрос во флотилию, где я служил.
Осенью 1976 года на Камчатку прилетал уже назначенный командир в/части 45707 Эдуард Иванович Лакманов, с которым мы были, как говорится, отдаленно знакомы по службе в Приморье, где он был командиром ПЛ К-115. Беседа с ним у командующего 2 флотилии ПЛ вице-адмирала Громова Б.И. укрепила мои шансы на назначение.
После довольно длительной переписки между в/частью 45707 и Камчаткой (опять все упиралось в квартирный вопрос) 18 января 1977 года был подписан приказ ГК ВМФ о моем назначении преподавателем кафедры №-3 (!). Назначение на кафедру №3 (кстати, я был первым на нее назначенным) объяснялось тем, что ей были отданы все должности специалистов по автоматике. Такое положение продолжалось очень долго, и еще несколько преподавателей нашей кафедры начинали свою службу в в/части 46707 на кафедре №-3.
"Закруглившись" с делами на Камчатке, попрощавшись с экипажем К-389 и друзьями, 19 февраля 1977 года я прибыл в Ленинград. Найти часть, размещавшуюся временно на ул. Римского-Корсакова 22 оказалось весьма сложно, но все-таки и эта трудность была преодолена. Первыми сотрудниками в/части 45707 встретившими меня, были Курсенков А.М. - дежурный и Кузин М. Е. - первый прибывший на службу, оба политработники.
22 февраля я представился новому коллективу в мастерской Сытина А. А., которая располагалась в полуподвальном помещении дома у станции метро "Технологический институт" и был зачислен в полноправные члены коллектива.
Началась работа.
"Первые шаги"
В феврале 1977 года кафедра №2 была наиболее укомплектованным подразделением части. К исполнению обязанностей приступили :
- капитан 2 ранга Почекаев Ю.В. - начальник кафедры;
- капитан 2 ранга Сытин А.А - старший преподаватель;
- капитан 2 ранга Тихомиров О.И. - старший преподаватель;
- капитан 2 ранга Назаров Б.М. - преподаватель;
- капитан 2 ранга Тимофеев А.Ф. - преподаватель;
- капитан 2 ранга Юрлов Ю.Е. - преподаватель.
С моим прибытием практически закончилось первоначальное формирование преподавательского коллектива. Все, кроме Тихомирова О. И. , имели тот или иной опыт службы на подводных лодках. Почекаев Ю. В. после службы на ДПЛ длительное время работал в системе в/ч 27177, остальные служили на пла,
К моему прибытию было закончено предварительна распределение обязанностей.
Сытин А.А. возглавил энергетическое направление, в него входили Почекаев Ю.В. (ЯРУ), Тимофеев А.Ф. (КОУ ТС), Юрлов Ю.Е. (ЭЭС). Сам Альберт Анатольевич также готовился преподавать ТСОЖ, хотя, честно говоря, рвения в этом вопросе не проявлял.
В дальнейшем в нашем направлении "прибавку" в обязанностях получил Назаров Е.М. - ОКС и я – ЖК, ВД. В связи с болезнью Тихомирова О, И. для преподавания дисциплин ТСОЖ привлекался сотрудник в/части 90802 капитан 3 ранга Лугов О.А.
Работа началась с подготовки пробной лекции. Ознакомление с программами подготовки, разработанными в в/части 40056 показало, что они очень мало подходят для конкретной работы. В их основу была положена ошибочная концептуальная модель специалиста, предполагавшая полную взаимозаменяемость всех членов экипажа. Естественно, что в пределах срока обучение на каждую из дисциплин выпадало мизерное учебное время, обеспечиваются лишь поверхностное знакомство с изучаемым предметом.
Имея за плечами семилетнюю службу в качестве командира БЧ-5 ПЛА и опыт подготовки офицеров, я понимал ущербность такой модели специалиста и выступил с предложением разделить обучаемых на группы в соответствии со спецификой выполняемых обязанностей. Меня в той или иной мере поддержали преподаватели, служившие ранее на ПЛА; удалось убедить начальника кафедры и начальника УО капитана 2 ранга Башлыкова Б. Г., преподавателей других кафедр.
В результате объединенных усилий несмотря на упорное сопротивление Чеботарева ПА., пытавшегося механически перенести опыт первого поколения и "Звездного городка" на наши корабли, экипаж был разделен на пять учебных групп, каждая из которых имела свои программы обучения,
За счет сокращения не профилирующих дисциплин удалось увеличить учебное время на подготовку по специальности и операторскую подготовку. Опыт показал, что такое решение было правильным. Началась переработка учебных планов, учебных программ, что естественно, не обошлось без "перетягивания одеяла", довольно бурных и острых дебатов, что, на мой взгляд было вполне нормальным явлением.
Началось завязывание рабочих контактов с сотрудниками СПМБМ «Малахита» и НПО «Авророй», ВВМИОЛУ им, Дзержинского, Военно-морской академией. Использовались фонды ЦВМБ, Шло накопление материала, подбиралась литература, которую можно было в той или иной мере использовать для учебного процесса.
Естественно, что одновременно изучать новую технику и готовить лекционные и методические материалы было довольно сложно, но тот, кто хотел стать преподавателем, с этим справился.
В конце апреля я предоставил на суд кафедры и Учебного отдела пробную лекцию, которая была зачтена с хорошей оценкой.
В мае 1977 года произошло знаменательное событие: из временного пристанища на ул. Римского-Корсакова часть передислоцировалась (тоже на время) в военный городок №6 (Шкиперский проток).
Наследство нам досталось не ахти какое. Помещения предыдущие хозяева оставили ободранными, с остатками ненужного ни им, ни нам, оборудования. Вдобавок часть помещений, а как потом оказалось и территории, было заражено радиоактивными отходами.
В городке начался ремонт, который шал, если не ошибаюсь, не меньше года.
Перед личным составом кафедры встала дополнительная задача - подготовить в возможной мере учебные помещения для проведения учебного процесса с отделами 6а, 6б, который начался осенью 1977 года.
Коллектив кафедры к этому времени пополнился старшим инструктором лаборатории - мичманом Сосновским А.Б., фигурой весьма оригинальной, принесшим впоследствии немало хлопот. Однако он обладал поистине бендеровоким даром вхождения в контакт с официальными лицами, а потому с блеском проявил себя в качестве "доставалы" (правда, не всегда в рамках закона).
Учебный процесс с отделами 6-а, б, несмотря на все трудности, проходил успешно. Сложность решения этой задачи преподавателями была очень высокой. Ведь материал иногда добывался (по словам Чеботарева П.А.) из-под пера конструктора, Необходимо было также выработать линию поведения с обучаемыми. Это была тоже очень не простая задача, учитывая достаточно высокую подготовку обучаемых, прослуживших к тому времени не менее 3-х лет на флоте, их молодой гонор, а отсюда и стремление при случае посадить преподавателя в "галошу".
Немало нареканий обучаемых вызывала излишняя "затеоретизированность" некоторых курсов, что имело под собой основание. Даже названия предметов в большинстве случаев начиналось со слева "теория". Но, все-таки, в большинстве случаев перекос в сторону "теории" объяснялся скудостью конкретного материала, т, к, пользоваться приходилось материалами технического проекта. Технические же описания и инструкции по эксплуатации только разрабатывались в это время (в том числе и с участием наших преподавателей).
|