тип "Морж"
Назначение ПЛ типа «Морж»: ПЛ(5-й проект Бубнова И.Г.) переназначалась для нанесения ударов по противнику в его портах и базах.
Вооружение ПЛ типа «Морж»: 2 носовых 450-мм торпедных аппарата; 2 кормовых 450-мм торпедных аппарата; 8 бортовых 450-мм торпедных аппратов Джевецкого. 1 артиллерийское орудие 76-мм на ПЛ «Тюлень». 1 артиллерийское орудие 47-мм на ПЛ «Морж» и «Нерпа».
Проектирование ПЛ «Морж»:
В 1911 году Морской главный штаб известил Балтийский и Невский заводы о предстоящем заказе новых ПЛ. Балтийский завод представил проекты ПЛ "Морж" и "Барс". Невский завод предложил ПЛ проекта Голланда №-31А.
Строительство ПЛ «Морж»:
№ |
|
Имя |
Зав. |
Залож. |
Сдана |
Служба
|
1 |
 |
"Нерпа"
ПЛ-20
"Политрук"
№-11
|
Николаевское отделение Балтийского завода
|
25.06.11 |
30.12.14 |
26.02.15-17.03.18 - Морские силы Чёрного моря. 17.03.18-14.03.19 - под контролем германского флота. 14.03.19-03.11.29 - Морские силы Чёрного моря. 03.11.29 - исключена из состава флота.
|
2 |

|
"Тюлень" |
Николаевское отделение Балтийского завода
|
25.06.11 |
19.03.15 |
19.03.15-01.05.18 - Морские силы Чёрного моря. 01.05.18-24.11.18 - под контролем германского флота. 24.11.18-17.11.20 - Морские силы Юга России. 29.12.20-06.11.24 - интернирована Францией. Продана на металлолом.
|
3 |
 |
"Морж" |
Николаевское отделение Балтийского завода
|
25.06.11 |
30.04.15 |
??.01.15-??.05.17 - Морские силы Чёрного моря. ??.15.17 - погибла
|
Чертёж ПЛ «Морж»:

1 - торпедный аппарат, 2 - дифферентная цистерна, 3 - центробежная помпа, 4 - гребной электродвигатель, 5 - двигатель Дизеля, 6 - палубная цистерна, 7 - боевая рубка, 8 - перископы, 9 - съемный компас, 10 - уравнительная цистерна, 11 - средняя (отрывная) цистерна, 12 - аккумуляторы, 13 - электрокомпрессор, 14 - кормовые горизонтальные рули, 15 - носовые горизонтальные рули, 16 - решетчатые аппараты Джевецкого.
Устройство ПЛ «Морж»: Однокорпусная, с размещением главного балласта в оконечностях. Безотсечная; Двухвальная Прочный корпус: веретенообразный из никелированной стали δ=10-мм, лёгкий корпус δ=5-мм, концевые переборки δ=12-мм, надстройка δ=2-3-мм. Концевые переборки вогнуты в сторону корпуса толщиной 12-мм. Расчётная глубина погружения 45 метров.
Тактико-технические данные ПЛ «Морж»: Водоизмещение: Wнп = 630 тонн; Wпп= 760 тонн. ЗП = 20%, Размеры: Lмах = 67 м. Bмах = 4,47 м. T мах = 3,9 м. Глубина погружения: Нмах = 45/91 метров. Время погружения - минуты. Экипаж: Экипаж = 47 человек, Автономность = 10 суток, Мощность двигателей: Nнх = 2х250л.с. 6-х цилиндровые дизеля, Nпх = 2х450л.с. электродвигатель , 2 группа АБ (240эл.) ёмкостью 2155 А.час Скорость: Vнп = 12 узлов, Vпп = 8,5 узла. Дальность плавания: Днх = 2500(10) миль, Д пх = 25(12)/125(6) миль. 2 перископа Герца. Радиостанция (до 100 миль), Прожектор.
Энергетическая установка ПЛ «Морж»: Заказанные в Германии дизеля для ПЛ «Морж» по 1140 л.с., в связи с началом войны получены не были. Поэтому на ПЛ были установлены 6 дизелей по 250 л.с., снятые с канонерских лодок Амурской флотилии. Замена дизелей привела к снижению скорости полного надводного хода до 10,8 узлов и к увеличению времени зарядки АБ до 15 часов. Вместе с тем дальность плавания увеличилась на 650 миль (10 узлов ходом), увеличилась и надежность.
|