Вам нравится наш новый сайт?
|
Развитие ракетных комплексов ПЛ в годы холодной войныЮрий В. Ведерников,
морской инженер, Россия v2381010@yandex.ru Развитие ракетных комплексов подводных лодок в годы Холодной войны. Часть I. Крылатые ракеты Работы по созданию корабельных комплексов крылатых ракет начались в США и СССР практически одновременно, по окончании Второй Мировой войны, на базе трофейных разработок, захваченных в фашисткой Германии. В условиях начавшейся Холодной войны, обе страны сначала создавали и совершенствовали «беспилотные самолето-снаряды» (первоначальное наименование крылатых ракет) как перспективные носители стратегического ядерного оружия, используя документацию, образцы и технологические заделы германской «V-1 (Фау-1)». В течении первого послевоенного десятилетия, американские ВМС создали собственные крылатые ракеты – экспериментальную «Loon» и серийную, принятую на вооружение «Regulus-I». Основными целями для «Regulus-I» были советские военно-морские базы и приморские промышленные районы. Всего было изготовлено 514 таких крылатых ракет, из которых 437 были боевыми, способными нести ядерный боезаряд. Первоначально, носителями этого ракетного комплекса выступали четыре дизель-электрических и одна атомная подводные лодки, которые приступили к боевому патрулированию в советских дальневосточных водах в 1957 г. В расширение боевого потенциала, ракетным комплексом «Regulus-I» были вооружены надводные корабли - 10 авианосцев и 4 тяжелых крейсера. А в развитие этой ракеты была создана сверхзвуковая модификация - «Regulus-II». Однако, с принятие на вооружение в 1960 г. баллистических ракет «Polaris-1A» разработка крылатых ракет для подводных лодок в США была признана нецелесообразной. Корабельные ракетные комплексы состояли на вооружении с 1956 по 1960 год, вплоть до появления палубных бомбардировщиков A-3D «Skywarrior», поскольку эти крылатые ракеты не могли конкурировать с палубной авиацией по вариантности решения боевых задач. Последующие развитие крылатых ракет в США продолжилось почти десятилетие спустя, на базе других идей и новых технологических решений. В СССР за эти годы достигли менее значимых результатов: была выпущена небольшая серия противокорабельной ракеты 10Х, как аналог немецкой «Фау-1», и проведены ее успешные опытные пуски с переоборудованной ПЛ, разработано несколько экспериментальных проектов крылатых ракет и их носителей - подводных лодок. Общеконструктивной, для обеих стран, чертой лодочных ракетных комплексов были хранение одной - двух ракет в специальных и больших ангарах, всплытие ПЛ, с последующим выводом и установкой ракеты на стартовую тележку, и запуском по приподнятым направляющим рельсового типа. Все это, как ограничивало боекомплект, так и существенно увеличивало время нахождения ПЛ в надводном положении, «множа на ноль» ее боевую устойчивость. Ограниченная дальность полета и длительный надводный старт первых крылатых ракет был не особо существенен для ВМС США, но имел негативные последствия для советского ВМФ - в морях, прилежащих к СССР господствовал американский флот. Существенный прорыв в развитии ракетных комплексов ПЛ был достигнут в СССР за счет удачных и оригинальных, по тем временам, конструкторских решений – внедрения автомата раскрытия крыла (АРК) и совмещения в ракетном контейнере функций хранилища и пусковой установки. В рамках этой концепции применения, «по-походному», ракета хранилась со сложенными крыльями, специальных и сравнительно небольших контейнерах, рассчитанных на давление предельных глубин погружения ПЛ. Запуск ракеты осуществлялся в надводном положении из поднятого контейнера, а после старта и покидания контейнера, срабатывал АРК, расправляя крылья стартовавшей ракеты за 0,6-0,7 секунды полета. Это решение позволило существенно уменьшить пусковые объемы, в несколько раз увеличить боекомплект на одной подводной лодке и скорость стрельбы. Именно по этой, ставшей в последствии классической, концептуальной схеме была создана первая крылатая ракета для советских подводных лодок – «П-5», принятая на вооружение в 1959 г. Обладая дальностью в 430-650 км и сверхзвуковой скоростью (1250 км/час) полета, ракета несла ядерный или обычный боезаряд, и предназначалась для поражения наземных объектов. Первыми носителями стали 6 ДЭПЛ пр. 644 (всего 12 ракет) и 4 ДЭПЛ пр. 665 (всего 16 ракет), переоборудованные из лодок 613-проекта, а специально построенными носителями стали ПЛАРК пр. 659, каждая из которых несла по шесть ракет. В период Кубинского кризиса это составляло 12% от ядерного потенциала СССР. Это явилось существенным сдерживающим фактором, поскольку по условиям технического развития и защищенности советских наземных ядерных сил тех лет, успешный ответный удар по территории США мог быть нанесен только с подводных лодок. Так, для пуска всех шести СКР «П-5», ПЛАРК пр. 659 требовалось 12,5 мин., что было маловато для успешного обнаружения лодки противолодочными силами противника. Летящие на высоте 400-800 м, «П-5» имели больше шансов преодолеть мощную противовоздушную оборону США: идущие в стратосфере советские стратегические бомбардировщики обнаруживались на дальности в 500 км, а стратегические крылатые ракеты на впятеро меньшем удалении, на преодоление которого ракетам требовалось порядка 5 мин. Определенно, «П-5» обладала и недостатками, в числе которых существенная зависимость дальности и скорости полета от состояния погоды, низкая точность поражения цели (КВО=3,0 км), недостаточная дальность стрельбы (осредненно 500 км), обуславливающая необходимость боевого патрулирования ПЛАРК в прибрежных зонах, насыщенных противолодочной обороной. Эти и другие недостатки были устранены в последующих модификациях ракеты – «П-5Д» (высота полета 250 м, точность поражения – 50-100 м) и «П-7» (дальность стрельбы – 1000 км, высота полета – 100 м, лучшая, чем на «П-5Д» точность). Однако, в последующие несколько лет, динамичное развитие наземной группировки межконтинентальных баллистических ракет СССР, повышение их степени защищенности и приоритетное развитие морского баллистического ракетостроения обусловили снятие крылатых ракет «П-5» с вооружения в 1965 г. Дальнейшее развитие крылатых ракет в Советском ВМФ осуществлялось в направлении парирования угрозы со стороны американских авианосных ударных групп. К примеру, с 1958 по 1970 год в водах западной части Тихого океана только один АВУ «Ranger» совершил 10 боевых патрулирований. Американские АУГ обладая радиусом действия палубных штурмовиков в 1500 км и оперируя на удалении от советских берегов в окраинных морях, представляли постоянную угрозу прибрежным районам СССР. Предупреждение данной угрозы сформировало противоавианосную задачу советского ВМФ, основу решения которой сформировали противокорабельные крылатые ракеты «П-6» и вооруженные ими ПЛАРК пр. 675 и ДЭПЛРК пр. 651. К созданию этой противокорабельной ракеты в СССР приступили во второй половине 1950-х гг., используя в качестве прототипа ракету «П-5», оснащенную радиолокационной головкой самонаведения и соответствующей системой управления. Новая ракета оснащалась обычной или ядерной БЧ, и имела летно-технические характеристики, сопоставимые прототипом: дальность 350-450 км (в зависимости от высоты), сверхзвуковую скорость – 1,3М и высоту полета – 7000 м на маршевом участке и 120 м – на атакующем. Основной проблемой при создании этой ракеты стало целеуказание, так как в отличие от наземных и неподвижных целей, АУГ постоянно перемещались в морском пространстве. Решение этой задачи было возложено на морскую разведывательную авиацию, самолеты которой передавали координаты цели на АПЛ, используя МСРЦ «Успех». Ракетная подводная лодка, находившаяся в заданном районе, после получения распоряжения на применение ракетного оружия, всплывал на перископную глубину, и устанавливала связь с самолетом разведки, который передавал данные о надводных целях. Эти данные вводились в лодочную систему управления ПКРК, чем начиналась предстартовая подготовка ПКР. Старт ПКР «П-6» осуществлялся из надводного положения, с поднятых на 15о ракетных контейнеров, через 3 мин. после всплытия. Стрельба осуществлялась единичными ракетами или двумя четырехракетными залпами, с интервалом 12 мин. между ними. Наведение атакующих ракет в район нахождения цели осуществлялось оператором через систему телеуправления «Аргумент», по достижения которой по команде оператора включались радиолокационные ГСН ракет, переводя их в режим самонаведения. В случае необходимости имелась возможность избирательного поражения цели путем трансляции с ПКР на лодку радиолокационного изображения целей и передачи команд о выборе объекта атаки. По окончании режима телеуправления, ПЛАРК погружалась, а ракеты спускались и на малой высоте подлетали к целям, имея с ними радиолокационный контакт через собственные ГСН. В итоге был создан противокорабельный ракетный разведывательно-ударный комплекс, состоящий из подсистемы разведки и целеуказания (самолеты Ту-95РЦ), ударной подсистемы – ПЛАРК пр. 675 (8 ПРК «П-6» на каждой) и ДЭПЛРК пр. 651 (4 ПКР «П-6» на каждой), подсистемы связи и управления - «Успех» и «Аргумент». Впервые в мире была реализована возможность залповой ракетной стрельбы с избирательным поражением кораблей противника, находящихся в составе соединений. К последней трети 1960-х гг. было построено 29 ПЛАРК пр. 675 (всего 232 ПКР) и 16 ДЭПЛРК пр. (всего 64 ПКР), что сформировало противоавианосный потенциал Советского ВМФ в 296 противокорабельных ракет «П-6»[1]. По замыслу, ПЛАРК пр. 675, действующие под прикрытием сил флота, формировали мощный ракетный удар, способный пробить противовоздушную оборону американских АУГ и сорвать агрессию против своей страны. Однако, по мнению многих специалистов, созданному противоавианосному РУК были присущи и определенные недостатки. Ограничимся рассмотрением основных из них, имеющими отношение к ракетному комплексу. Так, основные районы боевого патрулирования американских АУГ для удара по территории СССР располагались в Норвежском море или в акваториях, восточнее японских островов и Курильской гряды. В этих условиях критике подвергалась сама идея надводного старта ракет: находясь в надводном положении ПЛАРК пр. 675 могли выполнить полный залп за 25-30 мин., с учетом времени затрачиваемого на всплытие, подготовку к пуску, запуск ракет и управление их полетом до цели. Считалось, что это резко снижало боевую устойчивость лодки, попадающую под ответный или упреждающий удар. Отчасти это справедливо. Но, как показывают расчеты[2], приемлемая вероятность поражения всплывшей ПЛАРК (0,71-0,85) достигается при ее обнаружении самолетом ПЛО на удалении 50-100 км, при том, что предельная дальность стрельбы П-6 составляла 450 км. А для достаточного и постоянного насыщения района самолетами ПЛО требуется колоссальный наряд сил, что было выше реальных возможностей базовой авиации противника тех лет. По техническим возможностям, противолодочные самолеты и вертолеты АУГ могли реализовать противолодочную оборону на дальности до 150-180 км от центра ордера, что в два - три раза меньше дальности удара советских ПКР. Полагаем, что американцы это понимали, поскольку с конца 1960-х гг. в ВМС США при обороне АУГ стала формироваться концепция поражения ракет, а не их носителей. Но нашему мнению, существенной была проблема организации и управления действиями ПЛАРК. Так, по своим летно-техническим данным, самолеты «Ту-95РЦ» могли обнаруживать АУГ на дальности до 6-8 тыс. км или вести слежение на удалении 4 тыс. км от берега в течении 8 часов. Однако критичным являлся показатель устаревания информации, которая сохраняла свою актуальность максимум в течении 6-9 часов, с момента последней трансляции данных[3]. Фактически, в течении этого периода должна быть реализована сама противоавианосная операция: ПЛАРК получают данные целеуказания, выходят на рубежи пуска ракет и применяют оружие. Это было возможно в случае превентивного размещения и постоянного присутствия ПЛАРК в передовых районах, и нанесения упреждающего удара. В противном случае, размещение ПЛАРК в морском пространстве на «изохроне», т.е. линии пуск ракет с которой обеспечивал бы одновременный подход ракет к цели, представляется нам проблематичным[4]. В итоге это бы привело к череде последовательных ударов с потенциально низкой результативностью, в силу недостатка боекомплекта ПКР на одном носителе и противодействия противника. Иной дискутируемый вопрос – качество целеуказания, т.е. своевременность, как обнаружения цели, так и доведения информации до ПЛАРК, сохранение боевой устойчивости самолетов РЦ. Согласимся, что поиск цели самолетами в открытых морях требует достаточно большого наряда сил, сомнителен по боевой устойчивости самолетов РЦ и точности определения ими координат цели. Сомнительна и успешная трансляция данных[5] на ПЛАРК. Проблема боевой устойчивости самолетов РЦ, была осознана советскими специалистами еще в процессе создания РУК, и с 1960 г. в СССР приступили к созданию космической системы целеуказания МКРЦ «Легенда». Первые две ПЛАРК пр. 675 были модернизированы к 1974 г., с установкой комплекса «Касатка», вместо комплекса «Успех». А всего до ноября 1986 г. модернизацию с установкой космических средств целеуказания прошли 11 ПЛАРК этого проекта[6]. В тоже время не стоит рассматривать самолетную или космическую систему РЦ как некое единственное средство разведки: советский ВМФ обладал достаточными силами корабельной разведки. Был тактически освоен и прием стрельбы по целеуказанию с КНС – корабля непосредственного слежения, т.е. боевого надводного корабля (крейсера или эсминца) или АПЛ, непосредственно идущего рядом с американской АУГ и периодически передающего ее координаты на командный пункт или ПЛАРК. Использование ракетных лодок совместно с ракетными крейсерами пр. 1134 позволяло ПЛАРК получать целеуказание как от вертолетов «Ка-25РЦ», базирующихся на крейсерах, так и через устройство звукоподводной связи с крейсером. Но, так или иначе, противоавианосная задача Советского ВМФ – это комплексная операция разнородных сил, в которой подводным лодкам с крылатыми ракетами, действовавшим под прикрытием сил флота, отводилась роль главных ударных сил. Дальнейшим развитием «П-шестой» стали ПКР П-500 «Базальт» и П-1000 «Вулкан». К разработке первой ракеты приступили еще в 1963 г., а 12 лет спустя она была принята на вооружение. Являясь дальнейшим развитием, на «П-500» за счет увеличения массогабаритных характеристик и применения нового ТРД, были достигнуты большая дальность стрельбы- до 550 км, и большая скорость – до 2,5М. Для повышения прочностных характеристик в конструкции ракеты использовались титановые сплавы, а для повышения живучести применялось бронирование. Пуск ракеты осуществлялся как одиночно, так и одним залпом, с интервалом стрельбы 8 сек. Как и у «П-6», «Базальт» имел профиль полета «большая высота - малая высота», но в отличие от «П-6» длина конечного участка («малая высота») была увеличена, а высота полета на этом участке уменьшена. Для повышения качества управления полетом, на ракете установили БЦВМ. Для вооружения «П-500» было модернизировано 9 ПЛАРК пр. 675, на которых были удлинены ракетные контейнеры и установлена новая система телеуправления полетом ПКР «Аргон-К». ПКР П-1000 «Вулкан» являлась дальнейшим развитием этого семейства крылатых ракет, на котором за счет применения нового топлива, более мощного стартового ускорителя и ослабления броневой защиты, дальность стрельбы была увеличена до 700 км. Первоначально планировали провести модернизацию всех ПЛАРК пр. 675, оставшихся с изначальным ракетным комплексом («П-6»). Однако в полном объеме модернизационные работы удалось провести только на 4 подводных лодках. К созданию крылатой ракеты с подводным стартом приступили в апреле 1959 г. За последующие 9 лет были выполнены сложнейшие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Конструкторам удалось решить вопросы подводного старта - обеспечение прочности и герметичности конструкции ракеты при воздействии давления воды, осуществление устойчивого движения, как на подводном участке траектории, так и на воздушном. Удачным конструкторским решением стала ракетно-стартовый двигатель, состоящая из комплекса РДТТ: под водой срабатывали двигатели подводного хода, а после выхода ракеты на поверхность двигатели воздушной траектории, а затем и маршевый двигатель. Новая ПКР П-70 «Аметист», была выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имела складное крыло. Страт ракеты осуществлялся из затопленного контейнера, одиночно или двумя четырехракетными залпами с глубины до 30 м, при скорости хода до 5,5 уз. и волнении моря до 5 баллов. Полет происходил автономно, т.е. не зависимо от ПЛАРК, и на дозвуковой скорости – 0,9М. Предельная дальность стрельбы – 80 км, первичное целеуказание ракете выдавалось собственными средствами подводной лодки, в т.ч. и от ГАК. Наведение ПКР осуществлялось с использованием ИНС на маршевом участке и АРЛГСН на конечном. Выбор поражаемого корабля производился системой управления ракеты, с учетом величины отражающей поверхности цели и ее месту в ордере. Боевая часть ракеты могла быть обычной или ядерной. Низковысотная траектория полета ракеты обуславливала высокую вероятность поражения цели. Летящие на высоте 50-60 м, атакующие «аметисты» не могли быть сбиты ракетами истребителей, а корабельными средствами обнаруживались на дистанции 20-23 км, отставляя противнику на отражение атаки чуть больше одной минуты[7]. Носителями П-70 «Аметист» стали ПЛАРК пр. 670. В типовой боекомплект лодки входили две ракеты, оснащенные ядерными боеприпасами, а также шесть ракет с обычными БЧ. Всего было построено 11 подводных лодок этого проекта. Характерными недостатками П-70 «Аметист» считались малая дальность стрельбы, а также недостаточная помехозащищенность и избирательность бортовой системы управления. Кроме того, ракета не была универсальной - пуск производился только с подводной лодки и только в погруженном положении. Для устранения этих недостатков была разработка ракета П-120 «Малахит». За счет увеличения массогабаритных характеристик предельная дальность стрельбы была увеличена до 120 км. Для повышения помехозащищенности в систему наведения была включена инфракрасная ГСН. А применение универсальной, т.е. работающей как в воздушной, так и в водной среде, РСД позволило вооружать этой ракетой и подводные лодки, и надводные корабли. Носителями П-120 «Малахит» стали 6 ПЛАРК пр. 670М. Однако к моменту принятия «Малахита» на вооружение в 1972 г., глубина эшелонированной обороны американской АУГ уже составляла 300-350 км, успешно преодолеть которую ПЛАРК – носителям «аметистов» и «малахитов» было затруднительно[8]. В эти годы на вооружение ВМС США были приняты новые противовоздушные средства. С конца 1960-х гг. в США началась разработка и с 1973 г. на вооружение авианосцев стал поступать новый авиационно-ракетный комплекс на базе истребителя F-14 «Tomcat» и ракеты AIM-54 «Phoenix». Считалось[9], что РЛС истребителя способна одновременно наводить 6 ракет по 6 воздушным целям, поражая их на дальности более 140 км и обнаруживая ПКР на удалении 180 км. Принятие на вооружение надводных кораблей многоканальных ЗРК вначале с пакетными ПУ, а затем и установками с вертикального пуска, увеличило огневую производительность ПВО в борьбе с воздушными целями. В этих условиях поражение авианосца могло быть достигнуто посредством массированного удара не менее чем двумя десятками противокорабельных ракет с высокими летно-техническими характеристиками. Эскизные проработки такой ракеты проводились в СССР еще в конце 1960-х гг. По-сути, речь шла о симбиозе ПКР с надводным (П-500 «Базальт») и подводным (П-120 «Малахит») стартом. Новая ракета П-700 «Гранит» была представлена на испытание в 1976 г., и принята на вооружение в 1983 г. Ракеты П-700 «Гранит» имели как подводный, так и надводный старт, дальность стрельбы 550 км, обычную или ядерную боевую часть, скорость полета в 2,5М и несколько гибких адаптивных траекторий (в зависимости от оперативной и тактической обстановки в морском и воздушном пространстве района операции). Так, в первом режиме одна из ПКР (ведущая) следует на большой высоте и управляет полетом остальных (ведомых), летящих на малой высоте в режиме полного радиомолчания. Ведущая ракета осуществляет поиск и классификацию обнаруженных целей, а также передает информацию о них на другие ракеты. Во втором режиме, когда ЭДЦ достаточно точно известны, вся группа ПКР следует на малой высоте в режиме радиомолчания, а активная ГСН используется только на конечном участке траектории полета. При этом траектория полета ракет в залпе может быть разной с изменением высоты в процессе атаки с учетом дальности до цели. Система управления комплекса позволяет осуществлять залповую стрельбу всем боекомплектом. В результате созданный ПКРК впервые приобрел возможность решать любую задачу морского боя нарядом огневых средств одного носителя. Носителями П-700 «Гранит» стали ПЛАРК пр. 949 и пр. 949А, на каждой из которых было размещено по 24 ракеты. Именно эти ПЛАРК стали последними, «узкоспециализированными» кораблями, построенными для решения противоавианосной задачи. Дальнейшим развитием противокорабельных ракет должна была стать П-800 «Оникс», к разработке которой приступили в начале 1980-х гг. ПКР создавалась универсальной по носителям (надводным, подводным и воздушным), и размещалась на кораблях и подводных лодках в специальном транспортно-пусковом контейнере. Максимальная дальность стрельбы и скорость полета на высотной траектории (14 км) составляли 300 км и 2,5М, на низковысотной – 120 км и 2М. Стартовая масса ПКР - 3000 кг, масса БЧ – 200-250 кг. Для испытаний ракеты была переоборудована ПЛАРК пр. 670М, в 8 ракетных контейнерах которой разместили 24 ТПК «Оникса». Однако с развалом СССР работы по созданию ракеты были приостановлены, и были продолжены только десятилетие спустя[10]. Таким образом, на протяжении 20 с лишним лет, в СССР последовательно реализовывали линию развития противокорабельных ракет для решения, в качестве главной, противоавианосной задачи[11]. Характерным чертами это стали большая дальность, околозвуковая и сверхзвуковая скорость полета, мощный боезаряд, способный в обычном (неядерном) исполнении вывести из строя цель класса «авианосец» тремя-четырьмя попаданиями. Платой за это стали «тяжелые» (в прямом смысле этого слова) массогабаритные характеристики ракет. Между тем, в конце 1960-х гг. во Франции приступили и в 1971 г. приняли на вооружение легкую противокорабельную ракету ММ38 «Exocet». Обладая сравнительно-небольшими массогабаритными характеристиками (стартовая масса 750 кг, длина – 5,21 м, диаметр корпуса 0,35 м) ракета достигала предельной дальности стрельбы до 45 км, со скоростью 0,93М и несла 165-кг боевую часть. Ракета была унифицирована по носителям - надводным, подводным и воздушным. Однако, лодочная ПКР этого типа - SM39, была принята на вооружение только в 1984 г. и была выполнена в меньших габаритах и массе. С началом 1970-х гг. в США приступили к созданию крылатых ракет и в 1978 г. приняли на вооружение аналогичную ПКР «Harpoon», обладавшую лучшими характеристиками (дальность – 120 км, скорость – 0,85М, 225-кг БЧ). В лодочном варианте эта ракета получила индекс UGM-84. Целеуказание для ракет осуществлялось за счет средств ПЛ-носителей. Пуск ракет осуществлялся из торпедного аппарата, в специальных капсулах с положительной плавучестью, из которых производится запуск стартового двигателя ракеты по достижении поверхности. К цели ракеты подходили на высоте 10-15 м, управляемые ИНС. Наведение на цель осуществлялось АГРЛСН, а атака с высот 5-10 м или с пикирования. ГСН ракет не обладают селективными свойствами, поэтому ПКР поражает первую захваченную цель. Поэтому при стрельбе предусматривается разновременное включение головок самонаведения разных ракет, что позволяет миновать одни корабли и атаковать другие. В сравнении с советскими ПКР, ракеты «Exocet» и «Harpoon» имели невысокие летно-технические и ударные характеристики, низкие показатели системы наведения. Однако за счет небольших размеров, сопоставимых с торпедами, низкой стоимости и простоте эксплуатации эти легкие ракеты получили широчайшее распространение. Постепенно, в течении нескольких лет подводные лодки Франции, США и их партнеров прошли модернизацию на использование этих противокорабельных ракет, а новые ПЛ сразу строились с учетом таких возможностей. Это существенно увеличило боевой потенциал ПЛ, которые по-сути из классических торпедных кораблей, трансформировались в ракетно-торпедные, способные поражать надводные цели в первом, упреждающем ударе, до момента выхода надводных кораблей на рубежи обнаружения ПЛ собственными гидроакустическими средствами. Дальнейшее развитие лодочных ракетных комплексов в США выразилось в принятии на вооружение в 1983 г. крылатой ракеты «Tomahawk». Ракета создана в модульной конструкции и применяется на АПЛ в двух основных вариантах: стратегическом (BGM-10A/C/D) - для стрельбы по наземным объектам, и тактическом (BGM-109B/E) - для уничтожения надводных кораблей и судов. Все варианты благодаря модульному принципу построения отличаются друг от друга только головной частью, которая с помощью стыковочного узла присоединяется к среднему отсеку ракеты. Тактическая КР «Tomahawk» BGM-109B вооружена 454-кг фугасной БЧ. Стратегическая КР «Tomahawk» может оснащаться боевой частью в ядерном и обычном исполнении. Боевой частью ядерной КР BGM-109A служит боеголовка W-80 (масса 123 кг и мощность 200 кт), с радиусом разрушения 3 км. Высокая точность стрельбы и значительная мощность ядерной боеголовки стратегической КР BGM-109A позволяют с высокой эффективностью поражать сильно защищенные малоразмерные цели. По оценке американских специалистов, вероятность уничтожения защищенного объекта, одной КР BGM-109A составляет 0,85, а БРПЛ «Poseidon-C3» (1970 г.) - 0,10. Стратегическая неядерная КР BGM-109C снаряжалась 120-кг полубронебойной БЧ, a BGM-109D - кассетной, которая включает до 166 малокалиберных бомб, суммарной массой так же 120 кг. Дальность стрельбы тактической КР «Tomahawk» BGM-109B составляет 550 км, а на стратегических КР BGM-10A/C/D, за счет меньшей массы БЧ и увеличенного запаса топлива - от 900 км (BGM-10C/D) до 2500 км (BGM-10A). Система наведения ракет - для противокорабельных ИНС и АРЛГСН, а на стратегических – ИНС и TERCOM (наведение ракеты с ориентацией по рельефу местности). На подводных лодках ракета находится в стальной капсуле, заполненной азотом. Пуск пакеты осуществляется из торпедных аппаратов (внедрено на первой серии АПЛ «Los Angeles» за счет торпедного боезапаса) или специальных шахт в носовой ЦГБ (внедрено на второй серии АПЛ «Los Angeles», 1985 г.) с глубины 20-30 м. Перевооружение на «Tomahawk» прошли и английские АПЛ типа «Swiftsure» и «Trafalgar», принимающие эти крылатые ракеты за счет торпедного боезапаса. Таким образом, с принятием на вооружение крылатых ракет «Tomahawk», американские АПЛ стали многоцелевыми, способными решать задачи как по борьбе с надводными кораблями, так и наносить удары по наземным целям, в т.ч. и ядерным оружием, решая стратегические задачи. В СССР многоцелевая функция АПЛ была реализована с принятием на вооружение в 1987 г. стратегической крылатой ракеты РК-55 «Гранат». Внешне эта ракета похожа на «Tomahawk», хранилась в капсулах, имела аналогичную систему наведения (высокоточную ИНС с коррекцией по рельефу местности), дозвуковую скорость (0,7М) и большую дальность полета (3000 км), но оснащалась только ядерной боевой частью. РК-55 «Гранат» вооружались 3 ПЛАРК пр. 667АТ, бывшие ПЛАРБ, выведенные из состава морских стратегических ядерных сил по условиям договора «ОСВ-1». Вместо вырезанных отсеков с шахтами БРПЛ, были размещены два новых отсека. Один из них содержал 8 торпедных аппаратов со стеллажами для хранения 24 СКР, а во втором размещены вспомогательные механизмы. Помимо этого носителями РК-55 «Гранат» стали 7 АПЛ пр. 671РТМК и новейшие АПЛ пр. 971, принимавшие СКР в счет торпедного боезапаса. Не осталось без внимания в СССР и развитие легких ракет. Так, в 1980-х гг. приступили к созданию ПКР «Уран», создаваемой на базе авиационной КР «Х-35» и предназначенной для размещения на любых кораблях и малых катерах. По-существу, был задуман аналог ПКР «Harpoon». Однако до развала СССР ракету создать не успели… * * * * * Подводя итог, можно уверенно заключить, что Советскому ВМФ принадлежит приоритет в развитии противокорабельных ракетных комплексов ПЛ. В советских ПКР впервые были внедрены сверхзвуковая скорость и полет на низких высотах, характеристики систем управления (не смотря на слабую элементную базу) всегда превосходили иностранные аналоги по качественным параметрам. Платой за это стал рост массогабаритных показателей. А пренебрежение к вопросам стандартизации типоразмеров привело к затратному принципу «строительства кораблей для ракет». Десятилетнее «забвение» крылатых ракет в американских ВМС имело свое практичное обоснование: в условиях авианосного превосходства США на море в этом виде оружия просто не было насущной необходимости. Когда же такая необходимость возникла, проблема была достаточно быстро решена за счет жестких требований к массогабаритным показателям и стандартизации типоразмеров КР. На базе этого, изначально ориентируясь на посредственные летно-технические характеристики и реализовав принцип «ракеты для кораблей», американский флот быстро оснастил крылатыми ракета большинство своих ПЛ и БНК и установил количественное ракетное преимущество над Советским ВМФ в начале 1980-х гг. В современности, крылатые ракеты ВМС США составляют одну из основ его ударных сил в реализации концепции «Флот против Берега». Крылатые ракеты «Tomahawk» размещены практически на всех многоцелевых АПЛ США. В 2002-2007 гг. в ПЛАРК были переоборудованы 4 ПЛАРБ типа «Ohio» с размещением 154 «Tomahawk» на борту каждой лодки. Это сформировало колоссальный боевой потенциал для превентивного «обезоруживающего» удара. А размещение перевооруженных ПЛАРК «Ohio» в базе на о-ве Гуам создает потенциальную угрозу безопасности, как в Восточной Азии, так и восточной части Евразийского континента.
Аббревиатура: - АВУ – авианосец ударный.
- АПЛ – атомная подводная лодка. - АРК – автомат раскрытия крыла. - АРЛСГСН – активная радиолокационная головка самонаведения - АУГ – авианосная ударная группа - БНК – боевой надводный корабль. - БРПЛ – баллистическая ракета подводной лодки. - БЧ – боевая часть. - БЦМВ – бортовая цифровая вычислительная машина. - ВВ – взрывчатое вещество. - ГАК – гидроакустический комплекс. - ГСН – головка самонаведения. - ДЭПЛ – дизель-электрическая подводная лодка. - ДЭПЛРК - дизель-электрическая подводная лодка вооруженная крылатыми ракетами. - КВО – круговое вероятное отклонение. - ИНС – инерционная система наведения. - КР – крылатая ракета. - МКРЦ – морская космическая система разведки и целеуказания. - МСРЦ - морская самолетная система разведки и целеуказания. - ПКР – противокорабельная ракета. - ПКРК – противокорабельный ракетный комплекс. - ПЛ – подводная лодка. - ПЛАРБ - атомная подводная лодка, вооруженная баллистическими ракетами. - ПЛАРК - атомная подводная лодка, вооруженная крылатыми ракетами. - ПЛО – противолодочная оборона. - РСД – ракетно-стартовый двигатель. - РЦ – разведка и целеуказание. - РУК – разведывательно-ударный комплекс. - СКР – стратегическая крылатая ракета. -- TERCOM – система наведения КР с ориентацией по рельефу местности. ТПК – транспортно-пусковой контейнер. - ТРД – турбореактивный двигатель. - ТУ – телеуправление. - ЦГБ – цистерна главного балласта. - ЦУ – целеуказание. - ЭДЦ – элементы движения цели. Таблица – Основные характеристики крылатых ракет стоявших на вооружении подводных лодок
Примечания: год - год принятия на вооружение; дальность – предельная дальность полета; скорость - скорость полета маршевая; масса - масса стартовая с РСД; пусковой объем – условно-расчетная величина, определенная по граничным габаритам ракеты (длина, диаметр описанной окружности) в походном положении; могущество БЧ определено в тротиловом эквиваленте. Обозначения: «<» - меньше, «≈» - примерно, «+» - наличие, «-» - отсутствие; «нд» - нет данных. [1] К месту заметить, что ПКР «П-35», аналогичными «П-6», были вооружены 4 ракетных крейсера пр. 58 (всего 32 ракеты) и 4 ракетных крейсера пр. 1134 (всего 16 ракет). [2] Полагаем, что вероятность поражения всплывшей ПЛАРК зависит как от дальности ее обнаружения воздушными средствами ЦУ и ПЛО противника, так и времени, необходимого самолетам (вертолетам) для выхода на рубежи применения своего оружия. Считаем, что при мгновенном обнаружении ПЛАРК («под самолетом»), она будет уничтожена с вероятностью 1,0, а при обнаружении ПЛАРК «на удалении», вероятность ее поражения убывает. Как показывают авторские расчеты, на удалении в 50 км, эта вероятность составляет порядка 0,85, на удалении 100 км – 0,71, на удалении 150 км – 0,56. Критичной для ПЛО является дальность обнаружения ПЛАРК в 200 км, поскольку подлетное время составляет 36 мин., т.е. больше чем требуется для осуществления ракетного удара (30 мин.). [3] Полагаем, что дальность обнаружения ракетной ГСН надводной цели ограничена радиогоризонтом. Для ПКР «П-6», летящей на высоте 7 км величина радиогоризонта составляет порядка 318 км. Допускаем, что для уклонения от атаки АУГ должна выйти из зоны обнаружения, преодолев за какое-то время 318 км. На скорости 30 уз. (55,5 км/час) это потребует 5,7 часа, а на скорости 20 (37 км/ час) уз. - 8,6 часа. [4] Для преодоления дистанции 318 км на полном ходу (29 уз. или 53,6 км/час) ПЛАРК потребуется 6 часов, а на более-менее скрытной скорости хода в 10 уз. (18,5 км/час) – 17,2 часа. В первом случае показатель «вписывается в заданное ограничение по времени», но ведет к абсолютной потере скрытности ПЛ, во втором случае – наблюдается обратное явление… [5] В силу отсутствия открытых сведений, нам представляется сложным квалифицированно судить о качестве трансляции данных на ПЛАРК с МРСЦ или МКРЦ. [6] Заметим, что МКРЦ «Легенда» - как система космического слежения и целеуказания, была создана в интересах деятельности всего Советского ВМФ, а не только ПЛАРК. Официально на вооружение эта система была принята в 1978 г. [7] Определено как: дальность обнаружения (23 км) деленное на скорость ПКР (1160 км/час) и частное – 1,2 мин. подлетного времени. [8] Однако, данный тактический недостаток не был столь существенным для ограниченных акваторий, например - для отдельных районов Средиземного моря… [9] Впрочем, эти боевые характеристики в последующем не получили подтверждения. В процессе повседневной службы F-14 проявил недостаточную техническую надежность: коэффициент боеготовности истребителей в 1980 г. составлял 49%, и только в 1988 г. достиг приемлемого уровня в 70%. По американским оценкам, вероятность перехвата AIM-54 маловысотных целей оценивалась на основе моделирования (из-за отсутствия статистики реальных пусков) не выше 0,5… [10] В 2010 г. ракета под названием PJ-10 «BrahMos» принята на вооружение ВС Индии, с организацией ее производства в Хайдарабаде. [11] Несомненно, изучение развития и перспектив реализации противоавианосной задачи Советского ВМФ – это предмет отдельного исследования, выходящего за рамки данной публикации. |