13 декабря 2014 года

-01.7


-01.10

 

 

Вам нравится наш новый сайт?

Нет, не нравится
Глаза бы мои этот сайт не видели
Да, очень
Да, но есть недостатки

Развитие ракетных комплексов ПЛ в годы холодной войны

Юрий В. Ведерников,
морской инженер, Россия
v2381010@yandex.ru 

Развитие ракетных комплексов подводных лодок в годы Холодной войны.
Часть I. Крылатые ракеты

Работы по созданию корабельных комплексов крылатых ракет начались в США и СССР практически одновременно, по окончании Второй Мировой войны, на базе трофейных разработок, захваченных в фашисткой Германии. В условиях начавшейся Холодной войны, обе страны сначала создавали и совершенствовали «беспилотные самолето-снаряды» (первоначальное наименование крылатых ракет) как перспективные носители стратегического ядерного оружия, используя документацию, образцы и технологические заделы германской «V-1 (Фау-1)».

В течении первого послевоенного десятилетия, американские ВМС создали собственные крылатые ракеты – экспериментальную «Loon» и серийную, принятую на вооружение «Regulus-I».  Основными целями для «Regulus-I» были советские военно-морские базы и приморские промышленные районы.  Всего было изготовлено 514 таких крылатых ракет, из которых 437 были боевыми, способными нести ядерный боезаряд. Первоначально, носителями этого ракетного комплекса выступали четыре дизель-электрических и одна атомная подводные лодки, которые приступили к боевому патрулированию в советских дальневосточных водах в 1957 г.  В расширение боевого потенциала, ракетным комплексом  «Regulus-I» были вооружены надводные корабли - 10 авианосцев и 4 тяжелых крейсера. А в  развитие этой ракеты была создана сверхзвуковая модификация  - «Regulus-II». Однако, с принятие на вооружение в 1960 г. баллистических ракет «Polaris-1A» разработка крылатых ракет для подводных лодок в США была признана нецелесообразной. Корабельные ракетные комплексы состояли на вооружении с 1956 по 1960 год, вплоть до появления палубных бомбардировщиков A-3D «Skywarrior», поскольку эти крылатые ракеты не могли конкурировать с палубной авиацией по вариантности решения боевых задач. Последующие развитие крылатых ракет в США продолжилось  почти десятилетие спустя, на базе других идей и новых технологических решений.

В  СССР за эти годы достигли менее значимых результатов: была выпущена небольшая серия противокорабельной ракеты 10Х, как аналог немецкой «Фау-1», и проведены ее успешные опытные пуски с переоборудованной ПЛ, разработано несколько экспериментальных проектов крылатых ракет и их носителей -  подводных лодок.

Общеконструктивной, для обеих стран, чертой лодочных ракетных комплексов были хранение одной - двух ракет в специальных и больших  ангарах, всплытие ПЛ, с последующим выводом и установкой ракеты на стартовую тележку, и запуском  по приподнятым направляющим рельсового типа. Все это, как ограничивало боекомплект, так и существенно увеличивало время нахождения ПЛ в надводном положении, «множа на ноль» ее боевую устойчивость. Ограниченная дальность полета и длительный надводный старт первых крылатых ракет был не особо существенен для ВМС США, но имел негативные последствия для советского ВМФ -  в морях, прилежащих к СССР господствовал американский флот.

Существенный прорыв в развитии ракетных комплексов ПЛ был достигнут в СССР за счет удачных и оригинальных, по тем временам, конструкторских решений – внедрения автомата раскрытия крыла (АРК) и совмещения в ракетном контейнере функций хранилища и пусковой установки. В рамках этой концепции применения,  «по-походному», ракета хранилась со сложенными крыльями, специальных и сравнительно небольших контейнерах, рассчитанных на давление предельных глубин погружения ПЛ. Запуск ракеты осуществлялся в  надводном положении из поднятого контейнера, а после старта и покидания контейнера, срабатывал АРК, расправляя крылья стартовавшей ракеты за 0,6-0,7 секунды полета. Это решение позволило существенно уменьшить пусковые объемы, в несколько раз увеличить боекомплект  на одной подводной лодке и скорость стрельбы.  Именно по этой, ставшей в последствии классической, концептуальной схеме была создана первая крылатая ракета для советских подводных лодок – «П-5», принятая на вооружение в 1959 г. Обладая дальностью в 430-650 км и сверхзвуковой скоростью (1250 км/час) полета, ракета несла ядерный или обычный боезаряд, и предназначалась для поражения наземных объектов.

Первыми носителями стали 6 ДЭПЛ пр. 644 (всего 12 ракет) и 4 ДЭПЛ пр. 665 (всего 16 ракет), переоборудованные из лодок 613-проекта, а специально построенными носителями стали  ПЛАРК пр. 659, каждая из которых несла по шесть ракет. В период Кубинского кризиса это составляло 12% от ядерного потенциала СССР. Это явилось существенным сдерживающим фактором, поскольку по условиям технического развития и защищенности  советских наземных ядерных сил тех лет, успешный ответный удар по территории США мог быть нанесен только с подводных лодок. Так, для пуска всех шести СКР «П-5», ПЛАРК пр. 659 требовалось 12,5 мин., что было маловато для успешного обнаружения лодки противолодочными силами противника. Летящие на высоте 400-800 м,  «П-5» имели больше шансов преодолеть мощную противовоздушную оборону США: идущие  в стратосфере советские стратегические бомбардировщики обнаруживались на дальности в 500 км, а стратегические крылатые ракеты на впятеро меньшем удалении, на преодоление которого ракетам требовалось порядка 5 мин.

Определенно, «П-5» обладала и недостатками, в числе которых существенная зависимость дальности и скорости полета от состояния погоды, низкая точность поражения цели (КВО=3,0 км), недостаточная дальность стрельбы (осредненно 500 км), обуславливающая необходимость боевого патрулирования ПЛАРК в прибрежных зонах, насыщенных противолодочной обороной. Эти и другие недостатки были устранены в последующих модификациях ракеты – «П-5Д» (высота полета 250 м, точность поражения – 50-100 м) и «П-7» (дальность стрельбы – 1000 км, высота полета – 100 м, лучшая, чем на «П-5Д» точность).  

Однако, в последующие несколько лет, динамичное развитие наземной  группировки межконтинентальных баллистических ракет СССР, повышение их степени защищенности и приоритетное развитие морского баллистического ракетостроения обусловили снятие крылатых ракет «П-5» с вооружения в 1965 г.

Дальнейшее развитие крылатых ракет в Советском ВМФ осуществлялось в направлении парирования угрозы со стороны американских авианосных ударных групп. К примеру, с 1958 по 1970 год в водах западной части Тихого океана только один АВУ  «Ranger» совершил 10 боевых патрулирований. Американские АУГ обладая  радиусом  действия  палубных  штурмовиков  в 1500 км и оперируя на удалении от советских берегов в окраинных морях, представляли постоянную угрозу прибрежным районам СССР. Предупреждение данной угрозы сформировало противоавианосную задачу советского ВМФ, основу решения которой сформировали противокорабельные крылатые ракеты «П-6» и вооруженные ими ПЛАРК пр. 675 и ДЭПЛРК пр. 651.

К созданию этой противокорабельной ракеты в СССР приступили во второй половине 1950-х гг., используя в качестве прототипа ракету «П-5», оснащенную радиолокационной головкой самонаведения и соответствующей системой управления.  Новая ракета оснащалась обычной или ядерной БЧ, и имела летно-технические характеристики, сопоставимые прототипом: дальность 350-450 км (в зависимости от высоты), сверхзвуковую скорость – 1,3М и высоту  полета – 7000 м на маршевом участке и 120 м – на атакующем.

Основной проблемой при создании этой ракеты стало целеуказание, так как в отличие от наземных и неподвижных целей, АУГ постоянно перемещались в морском пространстве. Решение этой задачи было возложено на морскую разведывательную авиацию, самолеты которой передавали координаты цели на АПЛ, используя  МСРЦ «Успех».

Ракетная подводная лодка, находившаяся в заданном районе, после получения распоряжения на применение ракетного оружия, всплывал на перископную глубину, и устанавливала связь с самолетом разведки, который передавал данные о надводных целях. Эти данные вводились в лодочную систему управления ПКРК, чем начиналась предстартовая подготовка ПКР. Старт ПКР «П-6» осуществлялся  из надводного положения, с поднятых на 15о ракетных контейнеров, через 3 мин. после всплытия.  Стрельба осуществлялась единичными ракетами или двумя четырехракетными залпами, с интервалом 12 мин. между ними.  Наведение атакующих ракет в район нахождения цели осуществлялось оператором через систему телеуправления «Аргумент», по достижения которой по команде оператора включались радиолокационные ГСН ракет, переводя их в режим самонаведения. В случае необходимости имелась возможность избирательного поражения цели путем трансляции с ПКР на лодку радиолокационного изображения целей и передачи команд о выборе объекта атаки. По окончании режима телеуправления, ПЛАРК погружалась, а ракеты спускались и на малой высоте подлетали к целям, имея с ними радиолокационный контакт через собственные ГСН.

В итоге был создан противокорабельный ракетный разведывательно-ударный комплекс, состоящий из подсистемы разведки и целеуказания (самолеты Ту-95РЦ), ударной подсистемы – ПЛАРК пр. 675 (8 ПРК «П-6» на каждой) и ДЭПЛРК пр. 651 (4 ПКР «П-6» на каждой), подсистемы связи и управления  - «Успех» и «Аргумент».

Впервые в мире была реализована возможность залповой ракетной стрельбы с избирательным поражением кораблей противника, находящихся в составе соединений. К  последней трети 1960-х гг. было построено 29 ПЛАРК пр. 675 (всего 232 ПКР) и 16 ДЭПЛРК пр. (всего 64 ПКР), что сформировало противоавианосный потенциал Советского ВМФ в 296 противокорабельных ракет «П-6»[1]. По замыслу, ПЛАРК пр. 675, действующие под прикрытием сил флота, формировали мощный ракетный удар, способный пробить противовоздушную оборону американских АУГ и сорвать агрессию  против своей страны. 

            Однако,  по мнению многих специалистов, созданному противоавианосному РУК были присущи и определенные недостатки. Ограничимся рассмотрением основных из них, имеющими отношение к ракетному комплексу.

Так, основные районы боевого патрулирования американских АУГ для удара по территории СССР располагались в Норвежском море или в акваториях, восточнее  японских островов и Курильской гряды. В этих условиях  критике подвергалась сама идея надводного старта ракет:  находясь в надводном положении  ПЛАРК пр. 675 могли выполнить полный залп за 25-30 мин., с учетом времени затрачиваемого на всплытие, подготовку к пуску, запуск ракет и управление их полетом до цели. Считалось, что это резко снижало боевую устойчивость лодки, попадающую под ответный или упреждающий удар.

Отчасти это справедливо. Но, как показывают расчеты[2],  приемлемая вероятность  поражения всплывшей ПЛАРК (0,71-0,85) достигается при ее обнаружении самолетом ПЛО на удалении 50-100 км, при том,  что предельная дальность стрельбы П-6 составляла 450 км.  А для достаточного и постоянного насыщения района самолетами ПЛО требуется колоссальный  наряд сил, что было выше  реальных возможностей базовой авиации противника тех лет. По техническим возможностям, противолодочные самолеты и вертолеты АУГ могли реализовать противолодочную оборону на дальности до 150-180 км от центра ордера, что в два - три раза меньше дальности удара советских ПКР.  

Полагаем, что американцы это понимали, поскольку с конца 1960-х гг. в ВМС США при обороне АУГ стала формироваться концепция поражения ракет, а не их носителей.

Но нашему мнению, существенной была проблема организации и управления действиями ПЛАРК. Так, по своим летно-техническим данным, самолеты «Ту-95РЦ» могли обнаруживать АУГ на дальности до 6-8 тыс. км или вести слежение на удалении 4 тыс. км от берега в течении 8 часов. Однако критичным являлся показатель устаревания  информации, которая сохраняла свою актуальность максимум в течении 6-9 часов, с момента последней трансляции данных[3]. Фактически, в течении этого периода должна быть реализована сама противоавианосная операция: ПЛАРК получают данные целеуказания, выходят на рубежи пуска ракет и применяют оружие.

Это было возможно в случае превентивного размещения и постоянного присутствия  ПЛАРК в передовых районах,  и нанесения упреждающего удара. В противном случае, размещение ПЛАРК в морском пространстве на «изохроне», т.е. линии пуск ракет с которой обеспечивал бы одновременный подход ракет  к цели, представляется нам проблематичным[4]. В итоге это бы привело к череде последовательных ударов с потенциально низкой результативностью, в силу недостатка боекомплекта ПКР на одном носителе и противодействия противника.

Иной дискутируемый вопрос – качество целеуказания, т.е. своевременность, как обнаружения цели, так и доведения информации до ПЛАРК, сохранение боевой устойчивости самолетов РЦ. Согласимся, что поиск цели самолетами в открытых морях требует достаточно большого наряда сил, сомнителен по боевой устойчивости самолетов РЦ и точности определения ими координат цели. Сомнительна и успешная трансляция данных[5] на ПЛАРК. 

Проблема боевой устойчивости самолетов РЦ,  была осознана советскими специалистами еще в процессе создания РУК, и с 1960 г.  в СССР приступили к созданию космической системы целеуказания МКРЦ «Легенда». Первые две ПЛАРК пр. 675 были модернизированы к 1974 г., с установкой комплекса «Касатка», вместо комплекса «Успех». А всего до ноября 1986 г. модернизацию с установкой  космических средств  целеуказания прошли 11 ПЛАРК этого проекта[6].

В тоже время не стоит рассматривать самолетную  или космическую систему РЦ как некое единственное средство разведки: советский ВМФ обладал достаточными силами корабельной разведки. Был тактически освоен и прием стрельбы по целеуказанию с КНС – корабля непосредственного слежения, т.е. боевого  надводного корабля (крейсера или эсминца) или АПЛ, непосредственно  идущего рядом с американской АУГ и периодически передающего ее координаты на командный пункт или ПЛАРК. Использование ракетных лодок совместно с ракетными крейсерами пр. 1134 позволяло ПЛАРК получать целеуказание как от вертолетов «Ка-25РЦ», базирующихся на крейсерах, так и через устройство звукоподводной связи с крейсером.

Но, так или иначе, противоавианосная задача Советского ВМФ – это комплексная операция разнородных сил, в которой подводным лодкам с крылатыми ракетами, действовавшим под прикрытием сил флота,  отводилась роль главных ударных сил. 

Дальнейшим развитием «П-шестой»  стали ПКР  П-500 «Базальт» и П-1000 «Вулкан».

К разработке первой ракеты приступили еще в 1963 г., а 12 лет спустя она была принята на вооружение. Являясь дальнейшим развитием, на «П-500» за  счет увеличения массогабаритных характеристик и применения нового ТРД, были достигнуты большая дальность стрельбы- до 550 км, и большая скорость – до 2,5М. Для повышения прочностных характеристик в конструкции ракеты использовались титановые сплавы, а для повышения живучести применялось бронирование. Пуск ракеты осуществлялся как одиночно, так и одним залпом, с интервалом стрельбы 8 сек. Как и у «П-6», «Базальт» имел профиль полета «большая высота - малая высота», но в отличие от «П-6» длина конечного участка («малая высота») была увеличена, а высота полета на этом участке уменьшена. Для повышения качества управления полетом, на ракете установили БЦВМ. Для вооружения «П-500» было модернизировано 9 ПЛАРК пр. 675, на которых были удлинены ракетные контейнеры и  установлена новая система телеуправления полетом ПКР «Аргон-К».

ПКР П-1000 «Вулкан» являлась  дальнейшим развитием этого семейства крылатых ракет, на котором за счет применения нового топлива, более мощного стартового ускорителя и ослабления броневой защиты, дальность стрельбы была увеличена до 700 км. Первоначально планировали провести модернизацию всех ПЛАРК пр. 675, оставшихся с изначальным ракетным комплексом («П-6»). Однако в полном объеме модернизационные работы удалось провести только на 4 подводных лодках.

К созданию крылатой ракеты с подводным стартом приступили в апреле 1959 г. За последующие 9 лет были выполнены сложнейшие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Конструкторам удалось решить вопросы подводного старта - обеспечение прочности и герметичности конструкции ракеты при воздействии давления воды, осуществление устойчивого движения, как на подводном участке траектории, так и на воздушном. Удачным конструкторским решением стала ракетно-стартовый двигатель, состоящая из комплекса РДТТ:  под водой срабатывали  двигатели подводного хода, а после выхода ракеты на поверхность двигатели воздушной траектории, а затем и маршевый двигатель.

Новая ПКР П-70 «Аметист»,  была выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имела складное крыло. Страт ракеты осуществлялся из затопленного контейнера, одиночно или двумя четырехракетными залпами с глубины до 30 м, при скорости хода до 5,5 уз. и волнении моря до 5 баллов. Полет происходил автономно, т.е. не зависимо от ПЛАРК,  и на дозвуковой скорости – 0,9М. Предельная дальность стрельбы – 80 км, первичное целеуказание ракете выдавалось собственными средствами подводной лодки, в т.ч. и от ГАК. Наведение ПКР осуществлялось с использованием ИНС на маршевом участке и АРЛГСН на конечном. Выбор поражаемого корабля  производился системой управления ракеты,  с учетом величины отражающей поверхности цели и ее месту в ордере.  Боевая часть ракеты могла быть обычной или ядерной.

Низковысотная траектория   полета ракеты обуславливала высокую вероятность поражения цели. Летящие на высоте 50-60 м, атакующие «аметисты» не могли быть сбиты ракетами истребителей, а корабельными средствами обнаруживались на дистанции 20-23 км, отставляя противнику на отражение атаки чуть больше одной минуты[7].

Носителями П-70 «Аметист» стали ПЛАРК пр. 670. В типовой боекомплект лодки входили две ракеты, оснащенные ядерными боеприпасами, а также шесть ракет с обычными БЧ. Всего было построено 11 подводных лодок этого проекта.

Характерными недостатками  П-70 «Аметист» считались малая дальность стрельбы, а также недостаточная помехозащищенность и избирательность бортовой системы управления. Кроме того, ракета не была универсальной - пуск производился только с подводной лодки и только в погруженном положении.

Для устранения этих недостатков была разработка ракета П-120 «Малахит». За счет увеличения массогабаритных характеристик предельная дальность стрельбы была увеличена до 120 км. Для повышения помехозащищенности в систему наведения была включена инфракрасная ГСН. А применение универсальной, т.е. работающей как в воздушной, так и в водной среде,  РСД позволило вооружать этой ракетой и подводные лодки, и надводные корабли. Носителями П-120 «Малахит» стали  6 ПЛАРК пр. 670М.

Однако к моменту принятия «Малахита» на вооружение в 1972 г., глубина эшелонированной обороны американской АУГ уже составляла 300-350 км, успешно преодолеть которую ПЛАРК – носителям «аметистов» и «малахитов» было затруднительно[8].

В эти годы на вооружение ВМС США были приняты новые противовоздушные средства.  С конца 1960-х гг. в США началась разработка и с 1973 г. на вооружение авианосцев стал поступать новый авиационно-ракетный комплекс  на базе истребителя F-14 «Tomcat» и ракеты AIM-54 «Phoenix». Считалось[9], что РЛС истребителя способна одновременно наводить 6 ракет по 6 воздушным целям, поражая их на дальности более 140 км и обнаруживая ПКР на удалении 180 км. Принятие на вооружение надводных кораблей многоканальных ЗРК вначале с пакетными ПУ, а затем и установками с вертикального пуска, увеличило огневую производительность ПВО в борьбе с воздушными целями.

В этих условиях поражение авианосца могло  быть достигнуто посредством массированного удара не менее чем двумя десятками противокорабельных ракет с высокими летно-техническими характеристиками.

Эскизные проработки такой ракеты проводились в СССР еще в конце 1960-х гг. По-сути, речь шла о симбиозе ПКР с надводным (П-500 «Базальт») и подводным (П-120 «Малахит») стартом. Новая ракета П-700 «Гранит» была представлена на испытание в 1976 г., и принята на вооружение в 1983 г.

Ракеты П-700 «Гранит» имели как подводный, так и надводный старт, дальность стрельбы 550 км, обычную или ядерную боевую часть, скорость полета в 2,5М и несколько гибких адаптивных траекторий (в зависимости от оперативной и тактической обстановки в морском и воздушном пространстве района операции). Так, в  первом режиме одна из ПКР (ведущая) следует на большой высоте и управляет полетом остальных (ведомых), летящих на малой высоте в режиме полного радиомолчания. Ведущая ракета осуществляет поиск и классификацию обнаруженных целей, а также передает информацию о них на другие ракеты. Во втором режиме, когда ЭДЦ достаточно точно известны, вся группа ПКР следует на малой высоте в режиме радиомолчания, а активная ГСН используется только на конечном участке траектории полета. При этом траектория полета ракет в залпе может быть разной с изменением высоты в процессе атаки с учетом дальности до цели. Система управления комплекса позволяет осуществлять залповую стрельбу всем боекомплектом. В результате созданный ПКРК впервые приобрел возможность решать любую задачу морского боя нарядом огневых средств одного носителя.

Носителями П-700 «Гранит» стали ПЛАРК пр. 949 и пр. 949А, на каждой из которых было размещено по 24 ракеты. Именно эти ПЛАРК стали последними, «узкоспециализированными» кораблями, построенными для решения противоавианосной задачи.

Дальнейшим развитием противокорабельных ракет должна была стать П-800 «Оникс», к разработке которой приступили в начале 1980-х гг. ПКР создавалась универсальной по носителям (надводным, подводным и воздушным), и размещалась на кораблях и подводных лодках в специальном транспортно-пусковом контейнере. Максимальная дальность стрельбы и скорость полета на высотной траектории (14 км) составляли 300 км и 2,5М, на низковысотной – 120 км и 2М. Стартовая масса ПКР - 3000 кг, масса БЧ – 200-250 кг.

Для испытаний  ракеты была переоборудована ПЛАРК пр. 670М, в 8 ракетных контейнерах которой разместили 24 ТПК «Оникса». Однако с развалом СССР  работы по созданию ракеты были приостановлены, и были продолжены только десятилетие спустя[10].

Таким образом, на протяжении 20 с лишним лет, в СССР последовательно  реализовывали  линию развития противокорабельных ракет для решения, в качестве главной, противоавианосной задачи[11]. Характерным чертами это стали  большая дальность, околозвуковая и сверхзвуковая скорость полета, мощный боезаряд, способный в обычном (неядерном) исполнении вывести из строя цель класса «авианосец» тремя-четырьмя попаданиями. Платой за это стали «тяжелые» (в прямом смысле этого слова) массогабаритные характеристики ракет.

Между тем, в конце 1960-х гг. во Франции приступили и в 1971 г. приняли на вооружение легкую противокорабельную ракету ММ38 «Exocet». Обладая сравнительно-небольшими массогабаритными характеристиками (стартовая масса 750 кг, длина – 5,21 м, диаметр корпуса 0,35 м) ракета достигала предельной дальности стрельбы до 45 км, со скоростью 0,93М и несла 165-кг боевую часть. Ракета была унифицирована по носителям - надводным, подводным и воздушным. Однако, лодочная ПКР этого типа - SM39, была принята на вооружение только в 1984 г. и была выполнена  в меньших габаритах и массе. С началом 1970-х гг. в США приступили к созданию крылатых ракет и в 1978 г. приняли на вооружение  аналогичную ПКР  «Harpoon», обладавшую лучшими характеристиками (дальность – 120 км, скорость – 0,85М, 225-кг БЧ). В лодочном варианте эта ракета получила индекс UGM-84.

Целеуказание для ракет осуществлялось за счет средств ПЛ-носителей. Пуск ракет осуществлялся из торпедного аппарата, в специальных капсулах с положительной плавучестью, из которых производится запуск стартового двигателя ракеты  по достижении поверхности. К цели ракеты подходили  на высоте 10-15 м, управляемые ИНС. Наведение на цель осуществлялось АГРЛСН, а атака с высот 5-10 м или с пикирования. ГСН ракет  не обладают селективными свойствами, поэтому ПКР поражает первую захваченную цель. Поэтому при стрельбе предусматривается разновременное включение головок самонаведения разных ракет, что позволяет миновать одни корабли и атаковать другие.

В сравнении с советскими ПКР, ракеты «Exocet» и «Harpoon» имели невысокие летно-технические и ударные характеристики, низкие показатели системы наведения. Однако за счет небольших размеров, сопоставимых с торпедами, низкой стоимости и простоте эксплуатации эти легкие ракеты получили широчайшее распространение. Постепенно, в течении нескольких лет подводные лодки Франции, США и их партнеров прошли  модернизацию на использование этих противокорабельных ракет, а новые ПЛ сразу строились с учетом таких возможностей.

Это существенно увеличило боевой потенциал ПЛ, которые по-сути из классических торпедных кораблей, трансформировались в ракетно-торпедные, способные поражать надводные цели в первом, упреждающем ударе, до момента выхода надводных кораблей  на рубежи обнаружения ПЛ собственными гидроакустическими средствами.

Дальнейшее развитие лодочных ракетных комплексов в  США выразилось в принятии на вооружение в 1983 г. крылатой ракеты «Tomahawk». Ракета создана в модульной конструкции и применяется на АПЛ в двух основных вариантах: стратегическом (BGM-10A/C/D) -  для стрельбы по наземным объектам, и тактическом (BGM-109B/E)  - для уничтожения надводных кораблей и судов. Все варианты благодаря модульному принципу построения отличаются друг от друга только головной частью, которая с помощью стыковочного узла присоединяется к среднему отсеку ракеты.

Тактическая КР «Tomahawk» BGM-109B вооружена 454-кг фугасной БЧ. Стратегическая КР «Tomahawk» может оснащаться боевой частью в ядерном и обычном исполнении. Боевой частью ядерной КР BGM-109A служит боеголовка W-80 (масса 123 кг и мощность 200 кт), с радиусом разрушения 3 км. Высокая точность стрельбы и значительная мощность ядерной боеголовки стратегической КР BGM-109A позволяют с высокой эффективностью поражать сильно защищенные малоразмерные цели. По оценке американских специалистов, вероятность уничтожения защищенного объекта, одной КР BGM-109A составляет 0,85, а БРПЛ «Poseidon-C3» (1970 г.) - 0,10.  Стратегическая неядерная КР BGM-109C снаряжалась  120-кг полубронебойной БЧ, a BGM-109D - кассетной, которая включает до 166 малокалиберных бомб, суммарной массой так же 120 кг.  

Дальность стрельбы тактической  КР «Tomahawk» BGM-109B составляет 550 км, а на стратегических КР BGM-10A/C/D, за счет меньшей массы БЧ и увеличенного запаса топлива - от 900 км (BGM-10C/D) до 2500 км (BGM-10A). Система наведения ракет - для противокорабельных ИНС и АРЛГСН, а на стратегических – ИНС и TERCOM (наведение ракеты с ориентацией по рельефу местности).

На подводных лодках ракета находится в стальной капсуле, заполненной азотом. Пуск пакеты осуществляется из торпедных аппаратов (внедрено на первой серии АПЛ «Los Angeles» за счет торпедного боезапаса) или специальных шахт  в носовой ЦГБ (внедрено  на  второй серии АПЛ «Los Angeles», 1985 г.)  с глубины 20-30 м.  Перевооружение на «Tomahawk» прошли и английские АПЛ типа «Swiftsure» и  «Trafalgar», принимающие эти крылатые ракеты за счет торпедного боезапаса.

Таким образом, с принятием на вооружение крылатых ракет «Tomahawk», американские АПЛ стали многоцелевыми, способными решать задачи как по борьбе с надводными кораблями, так и наносить удары по наземным целям, в т.ч. и ядерным оружием, решая стратегические задачи.

В СССР многоцелевая функция АПЛ была реализована с принятием на вооружение в 1987 г. стратегической крылатой ракеты РК-55 «Гранат». Внешне эта ракета похожа на «Tomahawk», хранилась в капсулах, имела аналогичную систему наведения (высокоточную ИНС с коррекцией по рельефу местности), дозвуковую скорость (0,7М) и большую дальность полета (3000 км), но оснащалась  только ядерной боевой частью.

РК-55 «Гранат» вооружались 3 ПЛАРК пр. 667АТ, бывшие ПЛАРБ, выведенные из состава морских стратегических ядерных сил по условиям договора «ОСВ-1». Вместо вырезанных отсеков с шахтами БРПЛ, были размещены два новых отсека. Один из них содержал 8 торпедных аппаратов со стеллажами для хранения 24 СКР, а во втором размещены вспомогательные механизмы. Помимо этого носителями РК-55 «Гранат» стали 7 АПЛ пр. 671РТМК и новейшие АПЛ пр. 971, принимавшие СКР  в счет торпедного боезапаса.   

Не осталось без внимания в СССР и развитие легких ракет. Так, в 1980-х гг. приступили к созданию ПКР «Уран», создаваемой на базе авиационной КР «Х-35» и предназначенной для размещения на любых кораблях и малых катерах. По-существу, был задуман  аналог ПКР «Harpoon». Однако до развала СССР ракету создать не успели…

* * * * *

Подводя итог, можно уверенно заключить, что Советскому ВМФ принадлежит приоритет в развитии противокорабельных ракетных комплексов ПЛ. В советских ПКР впервые были внедрены сверхзвуковая скорость и полет на низких высотах, характеристики систем управления (не смотря на слабую элементную базу) всегда превосходили иностранные аналоги по качественным параметрам. Платой за это стал рост массогабаритных показателей.  А пренебрежение к вопросам стандартизации типоразмеров привело к затратному принципу «строительства кораблей для ракет».

Десятилетнее «забвение» крылатых ракет в американских ВМС имело свое практичное обоснование: в условиях авианосного превосходства США на море в этом виде оружия просто не было насущной необходимости. Когда же такая необходимость возникла, проблема  была достаточно быстро решена за счет жестких требований к массогабаритным показателям и стандартизации типоразмеров КР. На базе этого, изначально ориентируясь на посредственные летно-технические характеристики  и реализовав принцип «ракеты для кораблей», американский флот быстро оснастил крылатыми ракета большинство своих ПЛ и БНК и установил количественное ракетное преимущество над Советским ВМФ в начале 1980-х гг.

В современности, крылатые ракеты ВМС США составляют одну из основ его ударных сил в реализации концепции «Флот против Берега». Крылатые ракеты «Tomahawk» размещены практически на всех многоцелевых АПЛ США. В 2002-2007 гг. в ПЛАРК были переоборудованы 4 ПЛАРБ типа «Ohio» с размещением 154 «Tomahawk»  на борту каждой лодки. Это сформировало колоссальный боевой потенциал для превентивного «обезоруживающего» удара. А размещение перевооруженных ПЛАРК «Ohio» в базе на о-ве Гуам создает потенциальную угрозу безопасности, как в Восточной Азии, так и восточной части Евразийского континента.

 

Аббревиатура:

- АВУ – авианосец ударный.
- АПЛ – атомная подводная лодка.
- АРК – автомат раскрытия крыла.
- АРЛСГСН – активная радиолокационная головка самонаведения
- АУГ – авианосная ударная группа
- БНК – боевой надводный корабль.
- БРПЛ – баллистическая ракета подводной лодки.
- БЧ – боевая часть.
- БЦМВ – бортовая цифровая вычислительная машина.
- ВВ – взрывчатое вещество.
- ГАК – гидроакустический комплекс.
- ГСН – головка самонаведения.
- ДЭПЛ – дизель-электрическая подводная лодка.
- ДЭПЛРК - дизель-электрическая подводная лодка вооруженная крылатыми ракетами.
- КВО – круговое вероятное отклонение.
- ИНС – инерционная система наведения.
- КР – крылатая ракета.
- МКРЦ – морская космическая система разведки и целеуказания.
- МСРЦ - морская самолетная система разведки и целеуказания.
- ПКР – противокорабельная ракета.
- ПКРК – противокорабельный ракетный комплекс.
- ПЛ – подводная лодка.
- ПЛАРБ - атомная подводная лодка, вооруженная баллистическими ракетами.
- ПЛАРК - атомная подводная лодка, вооруженная крылатыми ракетами.
- ПЛО – противолодочная оборона.
- РСД – ракетно-стартовый двигатель.
- РЦ – разведка и целеуказание.
- РУК – разведывательно-ударный комплекс.
- СКР – стратегическая крылатая ракета.
-- TERCOM – система наведения КР с ориентацией по рельефу местности.
 ТПК – транспортно-пусковой контейнер.
- ТРД – турбореактивный двигатель.
- ТУ – телеуправление.
- ЦГБ – цистерна главного балласта.
- ЦУ – целеуказание.
- ЭДЦ – элементы движения цели.
 

Таблица  – Основные характеристики крылатых ракет стоявших на вооружении подводных лодок

Тип (страна)

Год

Дальность пуска, км

Скорость полета, М

Массогабаритные  

характеристики

Высота полета,

м

Система

управления

Могущество БЧ

масса,

кг

длина,

м

пусковой объем, м3

маршевая

на конечном участке

обычная,

 кг

ядерная,

кт

Regulus-I (США)

1956

400

0,9

4650

10,4

334

≈10000

≈10000

ТУ

≈  500

+ нд

П-5 (СССР)

1959

650

1,0

5200

11,2

70

400-600

400-600

ИНС

≈ (600-700)

650

П-6 (СССР)

1964

450

1,3

5670

10,0

75

7 000

120

ТУ+АРЛГСН

930

350

П-500 «Базальт» (СССР)

1975

550

2,3-2,5

6 000

11,7

83

≈7 000

≈100

ТУ+АРЛГСН

930

350

П-1000 «Вулкан» (СССР)

1987

≈700

2,0-2,5

≈ 7000

≈ 12

≈ 85

≈7 000

≈100

ТУ+АРЛГСН

930

350

П-70 «Аметист»  (СССР)

1968

80

0,95

2900

7,0

11

50-60

50-60

ИНС+АРЛГСН

≈ 1000

+ нд

П-120 «Малахит»  (СССР)

1972

120

0,95

3000

8,8

12

50-60

50-60

ИНС+АРЛГСН

≈ 1000

+ нд

П-700 «Гранит» (СССР)

1983

550

2,5

7360

10,1

54

≈14000

< 50

ИНС+АРЛГСН

≈ 750

≈ 500

Exocet (Франция)

1971

60

0,93

750

5,2

2,6

10-15

до 10

ИНС+АРЛГСН

165

-

Harpoon (США)

1978

120

0,85

667

4,6

1,6

15

до 10

ИНС+АРЛГСН

225

-

Tomahawk BGM-109А (США)

1983

2500

0,8

1450

6,25

5,5

нд

нд

ИНС+TERCOM

-

200

Tomahawk BGM-109B (США)

1983

550

0,8

1205

6,25

5,5

5-10

5-10

ИНС+АРЛГСН

454

-

РК-55 «Гранат» (СССР)

1987

3000

0,7

1700

8,1

6,6

нд

нд

ИНС+TERCOM

-

+ нд

Примечания: год - год принятия на вооружение; дальность – предельная дальность полета; скорость - скорость полета маршевая; масса - масса стартовая с РСД; пусковой объем – условно-расчетная величина, определенная  по граничным габаритам ракеты (длина, диаметр описанной окружности) в походном положении; могущество БЧ определено в тротиловом эквиваленте.

Обозначения: «<» - меньше, «≈» - примерно, «+» -  наличие, «-» -  отсутствие; «нд» - нет данных.


[1] К месту заметить, что ПКР «П-35», аналогичными «П-6», были вооружены 4 ракетных крейсера пр. 58 (всего 32 ракеты) и 4 ракетных крейсера пр. 1134 (всего 16 ракет).
[2] Полагаем, что вероятность поражения всплывшей ПЛАРК зависит как от дальности ее обнаружения воздушными средствами ЦУ и ПЛО противника, так и времени, необходимого самолетам (вертолетам)   для выхода  на рубежи применения своего оружия. Считаем, что  при мгновенном обнаружении ПЛАРК  («под самолетом»), она будет уничтожена с вероятностью 1,0, а при обнаружении ПЛАРК «на удалении», вероятность ее поражения убывает. Как показывают авторские расчеты, на удалении в 50 км, эта вероятность составляет порядка  0,85, на удалении 100 км – 0,71, на удалении 150 км – 0,56. Критичной для ПЛО является дальность обнаружения ПЛАРК в 200 км, поскольку подлетное время составляет 36 мин., т.е. больше чем требуется для осуществления ракетного удара (30 мин.).
[3] Полагаем, что дальность обнаружения ракетной ГСН надводной цели ограничена радиогоризонтом. Для ПКР «П-6», летящей на высоте 7 км величина радиогоризонта  составляет порядка 318 км. Допускаем, что для  уклонения от атаки АУГ должна выйти из зоны обнаружения, преодолев за какое-то время 318 км. На скорости 30 уз. (55,5 км/час) это потребует 5,7 часа, а на скорости 20 (37 км/ час) уз. -  8,6 часа.
[4] Для преодоления дистанции 318 км на полном ходу (29 уз. или 53,6 км/час) ПЛАРК потребуется  6 часов, а на  более-менее скрытной скорости хода в 10  уз. (18,5  км/час) – 17,2  часа. В первом случае показатель «вписывается в заданное ограничение по времени», но ведет к абсолютной потере скрытности ПЛ, во втором случае – наблюдается обратное явление…
[5] В силу отсутствия открытых сведений, нам представляется сложным квалифицированно  судить о качестве трансляции данных на ПЛАРК с МРСЦ или МКРЦ.
[6] Заметим, что МКРЦ «Легенда» - как система космического слежения и целеуказания, была создана в интересах деятельности всего Советского ВМФ, а не только ПЛАРК. Официально на вооружение эта система была принята в 1978 г.
[7] Определено как: дальность обнаружения (23 км) деленное на скорость ПКР (1160 км/час) и частное – 1,2 мин. подлетного времени.
[8] Однако, данный тактический недостаток не был столь существенным для ограниченных акваторий, например  - для отдельных районов Средиземного моря… 
[9] Впрочем, эти боевые характеристики в последующем не получили подтверждения. В процессе повседневной службы F-14 проявил недостаточную  техническую надежность: коэффициент боеготовности истребителей в 1980 г. составлял 49%, и только в 1988 г. достиг приемлемого уровня в 70%. По американским оценкам, вероятность   перехвата AIM-54 маловысотных целей оценивалась на основе моделирования (из-за отсутствия статистики реальных пусков) не выше 0,5…
[10] В 2010 г. ракета под названием PJ-10 «BrahMos» принята на вооружение ВС Индии, с организацией ее производства в Хайдарабаде.
[11] Несомненно, изучение развития и перспектив реализации противоавианосной задачи Советского ВМФ – это предмет отдельного исследования, выходящего за рамки данной публикации.

Copyright © 2012