Вам нравится наш новый сайт?
|
Модернизация ВМС КитаяВедерников Ю.В., морской инженер,Владивосток
Модернизация корабельного состава военно-морских сил Китая
В широком смысле слова, боевой корабельный состав флота – это совокупность подводных и надводных кораблей основных классов, созданных непосредственно для ведения различных боевых действий на море.
Для определения величин количественных изменений корабельного состава ВМС Китая воспользуемся приемами горизонтального и вертикального анализа, хорошо известными в практике экономических исследований, рассматривая количественные изменения в динамике лет (горизонтальный метод) и в структуре (вертикальный метод) – по базовому (2000 г.) и итоговому (2010 г.) периодам.
Качественные изменения состава китайского флота, в первом приближении, можно отследить, введя в аналитический оборот «Коэффициент новизны корабельного состава - «КНОВ.»» - см. формулу (1):
Формально, этот показатель образуется с учетом возраста корабля. Например, можно считать: новые корабли - до 10 лет, современные корабли – в возрасте от 11 до 15 лет, и устаревшие – в возрасте свыше 15 лет. В то же время, необходимо учитывать и технологический фактор. Например, новые, по возрасту, корабли, могут быть оснащены оружием и вооружением предшествующих десятилетий. Поэтому, структурирование корабельного состава «по возрастным признакам» носит достаточно условный характер, авторский взгляд на который представлен в таблицах 1-5. С точки зрения этапов развития китайского флота представляется целесообразным выделить периоды: - с начала 1980-х до 2000 гг. – базовый период, т.е. с начала социально-экономической модернизации Китая до достижения первых реальных результатов этой модернизации, - 2000 до 2010 гг. – как современный период, в ходе которого и протекла непосредственно предмет исследования – современная модернизация ВМС Китая. Концепцией военно-морского строительства Китая в шестидесятых-семидесятых годах была доктрина создания «Великой китайской стены на море», предусматривающая защиту государства во внутренних и прибрежных водах китайских морей. Это соответствовало внешнеполитическим интересам государства с континентальной экономикой, и было адекватно дальности применения оружия потенциальных агрессоров. В рамках этой концепции основная роль в обороне государства отводилась подводным лодкам, средним и малым ракетным кораблям, которых было построено изрядное количество. По данным «Jane’s» в 1988 г. ВМС Китая располагали двумя атомными и 106 дизель-электрическими подводными лодками, 18 ракетными эсминцами и 24 ракетными фрегатами, 24 ракетными, 255 торпедными и 491 патрульным катером. В строительстве находились три АПЛ «Han-class», а в экспериментальной эксплуатации – ПЛАРБ «Xia-class». Успехи первых этапов социально-экономической модернизации Китая создали базис и обусловили необходимость пересмотра концепции военно-морского строительства. Новая концепция была оглашена в 1995 г. и предусматривала создание: - на первом этапе, до начала XXI века, создание группировок, способных поддерживать благоприятный операционный режим в пределах зоны, ограниченной «первой цепью островов» - о-ва Рюкю и Филиппинские, и в акватории Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей; -на втором этапе (до 2020 г.) планируется ВМС усилить таким образом, чтобы они могли осуществлять оперативные действия в пределах «второй цепи островов» - Курильские о-ва - о. Хоккайдо - Нампо, Марианские, Каролинские о-ва и о. Новая Гвинея, включая акватории Японского и Филиппинского морей, а так же морей Индонезийского архипелага; - на третьем этапе (до 2050 г.) предполагается создать мощный флот, способный решать поставленные задачи в любом районе Мирового океана. В первооснову реализации концепции была положена модернизация подводных сил ВМС Китая. Были выведены из состава флота все старые ДЭПЛ «Whiskey-class» и большое количество изношенных ДЭПЛ «Romeo-class», заменяемые новыми ДЭПЛ «Ming-class». Для освоения современных подводных кораблей Китай приобрел четыре российские подлодки «Kilo-class», и начал разработку перспективной ПЛ «Song-class». По-сути, в это время китайские моряки приступили к освоению технического уровня военного кораблестроения конца 1970-начала 1980-х гг., имея в своем распоряжении ничтожно малое количество новых и современных кораблей – см. таблицу 1. Таблица 1 – Динамика количества и качества корабельного состава подводных сил ВМС Китая к исходу первого десятилетия XXI века
Примечание: данные «Jane’s…». Практическое же обновление подводного флота Китая произошло в первое десятилетие XXI века. Как следует из приведенных расчетов, к исходу этого периода подводные силы ВМС Китая существенно изменились, уменьшившись количественно (-7 ед.), но улучшившись качественно: коэффициент новизны состава подводных лодок на начало 2010 г. составил «0,57», против «0,14» на начало 2000 г. КНР практически создали морские стратегические ядерные силы, введя в состав флота две ПЛАРБ «Jin-class» и две МЦАПЛ «Shang-class». Полученные две тактические группы – «ПЛАРБ + МЦАПЛ», могут поочередно осуществлять боевое патрулирование в окраинных морях Китая, выполняя функции ядерного сдерживания. За рассматриваемый период принципиально обновлен флот дизель-электрических подводных лодок. Так, количество ДЭПЛ сокращено с 57 единиц в 2000 г., до 47 ПЛ в 2010 г. Качество же при это существенно улучшилось - коэффициент новизны составил «0,49», увеличившись в 5,4 раза по сравнению с базовым периодом. При этом 15(65%) новых ДЭПЛ были построены на национальных верфях, а восемь ДЭПЛ типа «Kilo-class» приобретены в России. Серийно-освоенной стала ДЭПЛ «Song-class»: если продолжительность строительства первых корпусов составляла пять-шесть лет, то «замыкающих серию» - не более трех лет. Всего же построено 12 ПЛ этого типа. Как развитие ДЭПЛ «Kilo-class» в 2006-2010 гг. введены в состав флота три подлодки «Yuan-class», и ожидается поступление четвертого корпуса в 2011 г. Сохранение в составе флота ДЭПЛ пр. 035 обусловлено как их достаточным «техническим ресурсом», так и недостатком новых ДЭПЛ в составе ВМС Китая. В составе китайского флота на 2010 г. остались четыре устаревших АПЛ типа «Han-class». Думаем, что это обусловлено недостаточным количеством в составе китайского флота достаточно автономных кораблей, способных к продолжительному присутствию восточнее линии «Южно-японские о-ва – Тайвань – Филиппинский архипелаг». Качественное обновление надводных сил ВМС Китая началось 1990-х гг. строительством двух эсминцев «Luhu-class» и приобретением в России первого «корпуса» «Sovremenny-class». Но, тем не менее, к 2000 г. основу надводного флота составляли устаревшие ракетные эсминцы «Luda-class» - см. таблицу 2. Таблица 2 – Динамика количества и качества корабельного состава эскадренных миноносцев и фрегатов ВМС Китая к исходу первого десятилетия XXI века
Примечание: данные «Jane’s…». Реальные же результаты модернизации состава эскадренных миноносцев китайского флота были достигнуты в течение последующего десятилетия. За 2000-2010 гг. состав эсминцев китайского флота увеличился количественно (+7 ед.), и улучшился качественно: коэффициент новизны состава эсминцев на начало 2010 г. составил «0,59», против «0,3» на начало 2000 г. К приобретенным в России трем эсминцам типа «Sovremenny-class», на китайских верфях были построены два эсминца типа «Luyang-I -class», два – типа «Luyang-II -class» и два – «Luzhou-class». Общими для этих китайских кораблей являются унификация по корпусу, энергетике и оборудованию. А различия заключаются в системах ПВО и установленных противокорабельных ракетных комплексах. С 2005 г. Китай приступил к обновлению состава фрегатов своего флота. Однако, в отличие от состава эсминцев, корабельный состав фрегатов увеличился количественно – (+12 ед.), но практически остался неизменным качественно. Это обусловлено сохранением в составе флота большого количества устаревших фрегатов типов «Jianghu» различных модификаций. Думаем, что это является следствием, как большой протяженности прибрежной зоны Китая[1], так и недостатком новых кораблей. В числе новых и современных кораблей этого класса следует отметить пять фрегатов «Jiangwei-II-class», два фрегата «Jiangkai-I-class» (2005 г.) и его существенно улучшенная версия – пять фрегатов «Jiangkai-II-class» (с 2008 г.). В то же время, сопоставляя даты введения новых кораблей в состав флота, мы приходим к заключению, что Китай закончил модернизацию состава эсминцев, введя последний корабль (эсминец «Shijiazhuang») в марте 2007 года. Массовое строительство фрегатов «Jiangkai-II-class» (четыре единицы в 2008 г. и один «корпус» в 2009 г.) позволяет предположить, что этот тип в ближайшем будущем составит основной боевой корабль морской зоны. Это подтверждается как сравнительной дешевизной постройки этих кораблей по сравнению с эсминцами, так и преимуществом «Jiangkai-II-class» над эсминцем «Luyang-I-class» по критерию «Эффективность-Стоимость»[2]. Полагаем, что китайским кораблестроителям удалось создать относительно недорогой и достаточно мощный тип основного боевого корабля надводного флота. Общим недостатком китайских эсминцев и фрегатов является слабость противоракетной обороны. Состоящие на вооружении новых китайских эсминцев зенитно-ракетные комплексы[3], «не держат» удар восьми противокорабельных ракет «Гарпун»[4] - штатного вооружения современных эсминцев и фрегатов. В несколько лучшем положении находится фрегат «Jiangkai-II-class» на котором применены вертикальные пусковые установки для зенитных ракет. Так же следует отметить существенный недостаток эсминца «Luzhou-class», выраженный в отсутствии средств постоянного базирования вертолета на борту корабля. Оценить динамику корабельного состава боевых катеров ВМС Китая «с точностью до единицы» представляется сложной задачей, как в силу большого количества катеров, так и в силу недостатка информации об этом, отраженной в «Jane’s» и других источниках. Тем не менее, приведенные в таблице 3 данные, позволяют однозначно установить тенденции количественного сокращения этой категории боевых средств китайского флота. Таблица 3 – Динамика количества и качества корабельного состава прибрежных сил ВМС Китая к исходу первого десятилетия XXI века
Примечание: Данные 2000 г. носят примерный характер, данные итогового периода – см. «Jane’s…» 2009-2010 В то же время, большая протяженность береговой линии Китая и необходимость патрулирования этих вод обуславливает наличие в составе китайского флота значительного количества боевых катеров различного назначения. В течение 1990-х гг. устаревшие ракетные катера проходили модернизацию с установлением новых ракетных комплексов, затем заменялись более совершенными («Houjian-class» и другие) катерами. И в современности (с 2007 г.) основу качественного обновления ударных прибрежных сил составили ракетные катера катамаранной конструкции «Houbei-class» и построенные в большом количестве. Иной состав прибрежных сил формируют патрульные катера, базовой основой которых послужила серия катеров типа «Shanghai-class», начатая постройкой в 1960-х гг. В процессе времени устаревшие катера заменялись, новыми, модернизированными единицами, однако по сути своей не принципиально отличившиеся от базового варианта. Помимо патрулирования на море, на эти катера возлагались функции противолодочной обороны в прибрежной и ближней морской зоне. Однако ограниченная мореходность и ничтожный поисковый потенциал этих катеров не позволяет реализовать противолодочные задачи против современных дизель-электрических подводных лодок, не говоря об АПЛ. В итоге, за первое десятилетие XXI века не произошло принципиально качественного обновления прибрежных патрульных сил ВМС Китая. Между тем, в китайском журнале «Modern ships» (№ 2011-01А) опубликованы статьи о новом корвете с бортовым номером 056. С учетом моральной и физической «старости», и фактически низкой противолодочной эффективности большинства фрегатов и патрульных катеров, полагаем, что возможно этот новый корабль[5] станет основой прибрежных сил китайского флота в ближайшем будущем. Это подразумевает как строительство серии в 20-30 кораблей этого типа, так и потенциальную тенденцию в развитии патрульных сил ВМС Китая. Однако, в современности, нет сведений о начале строительства этого корабля, и мы должны признать негативное состояние прибрежных сил ВМС Китая, имеющих ярко выраженный уклон в развитии ударных сил. Это положение серьезно усугубляется катастрофическим состоянием противоминной обороны китайских морей. Так, в 1980-1990-е гг. минно-тральные силы ВМС Китая были представлены большим количеством морских (тип «T-43-class») и рейдовых («Futi-class») тральщиков - см. таблицу 4. Таблица 4 – Динамика количества и качества корабельного состава минно-тральных сил ВМС Китая к исходу первого десятилетия XXI века
Примечание: Данные 2000 г. носят примерный характер, данные итогового периода – см. «Jane’s…» 2009-2010 В последующее время, это положение вещей не претерпело принципиальных изменений, несмотря на ввод новых кораблей – шести ТЩИМ (MCMV) «Wochi-class» и одного «Wozang-class» в 2006-2007 гг. Мы затрудняемся объяснить такую практику ВМС Китая в области противоминной обороны национальных акваторий. Эта сфера военно-морской деятельности, как являлась недееспособной в 2000 г., так и практически отсутствует в современности, что делает реальными угрозы безопасности и национальному судоходству и деятельности китайских ВМС[6]. Морские десантные силы Китая в 1960-1970-е гг. создавались исходя из концепции «Броска через пролив», как реализации внешнеполитической задачи – присоединения Тайваня к КНР. Для этого было построено огромное количество небольших десантно-высадочных средств и пехотные транспорты «Qiongsha-class». Однако, с началом социально-экономической модернизации КНР в 1978 г., отношения между Китаем и Тайванем постепенно стали нормализоваться, и в итоге 2000 г., объем взаимной торговли между Материком и Островом составил 53 млрд. долл. Постепенный и позитивный характер этих процессов обусловил и отказ от «Броска через пролив» и трансформацию морских десантных сил, начало которой положило вступление в строй серии больших десантных кораблей (LST) «Yukan-class» в 1980-х гг. В результате 2000 г. китайский флот располагал достаточным количеством новых и современных десантных кораблей, и одной бригадой морской пехоты. В течение первого десятилетия XXI века была проведена полномасштабная модернизация корабельного состава морских десантных сил ВМС Китая (см. таблицу 5), с увеличением сил морской пехоты до двух бригад. В обеспечении новых сил морской пехоты были построены серии больших десантных кораблей (LSTH) «Yuting-II-class», меньших по размерам десантных кораблей (LSM) «Yunshu-class» и небольших кораблей-катамаранов «Yubei-class». Таблица 5 – Динамика количества и качества корабельного состава десантных сил ВМС Китая к исходу первого десятилетия XXI века
Примечание: Данные «Jane’s…». Но принципиально новым аспектом модернизации стало расширение потенциала десантирования за счет использования вертолетов и десантных судов на воздушной подушке, носителем которых стал универсальный десантный корабль (LHD) типа «Yuzhao-class», вступивший в строй в 2008 г. На наш взгляд, при создании универсальных десантных кораблей «Yuzhao-class» был использован как прототип французский УДК (LHD) «Fodre», что, по-видимому, является следствием длительного и устоявшегося военно-технического сотрудничества Китая и Франции. «Yuzhao-class», как и «Fodre», обладает развитой кормовой полетной палубой и ограниченным авиапарком в 2-4 десантных вертолета. Мы склонны считать применение именно такой конструктивной схемы ошибкой, изначально ограничивающей авианосный потенциал корабля. Полагаем, что в сопоставимых размерениях и стоимости можно было создать корабль со «сквозной» полетной палубой, по-сути – легкий многоцелевой авианосец, функционал которого определяется комплектацией палубной авиагруппы. Думаем, что такой корабль был бы полезен и при реализации противолодочных и противоминных задач в китайских морях, послужил бы флагманом экспедиционно-ударной группы в дальних походах, выполнял амфибийные функции. Но, по данным китайской прессы, в современности достраиваются еще два корабля по этой, на наш взгляд, консервативной схеме. Очевидным успехом судостроения Китая первого десятилетия XXI века является восстановление авианосца «ex-Varyag», приобретенного у Украины в 1999 г. и вышедшего на испытания летом 2011 г. Несомненно, китайский флот еще стоит в начале процесса создания своей авианосной ударной группы, на который потребуется не менее пяти-шести лет[7]. Характерной чертой китайского флота до 2000 г. было наличие большого количества судов снабжения, в абсолютном своем большинстве прибрежного и ближнеморского плавания. К примеру, в 2000 г. ВМС Китая располагали всего тремя кораблями снабжения, способными сопровождать боевые корабли в дальних походах - см. таблицу 6. Таблица 6 – Динамика количества и качества корабельного состава океанских кораблей снабжения ВМС Китая к исходу первого десятилетия XXI века
Примечание: Данные «Jane’s…». В 2004-2005 гг. в строй вошло еще два крупных корабля снабжения типа «Fuchi-class». Безусловно, это расширят потенциал океанского применения ВМС Китая. Однако считаем, такое количество кораблей снабжения достаточным для обеспечения одного-двух, а как максимум трех дальних походов одновременно, что существенно ограничивает мобильность китайского флота. В итоге, к исходу первого десятилетия XXI века китайский флот располагает тремя ПЛАРБ (из них новых - 2 единицы), шестью МЦАПЛ (новых – 2 ед.), 47 дизель-электрическими подводками (новых и современных - 28), 27 эсминцами (новых и современных – 16), 52 фрегатами (новых и современных – 17), 285 боевыми катерами (новых и современных – 97), 69 противоминными кораблями (новых и современных – 7), 28 больших (новых и современных – 20), 215 средних и малых (новых и современных – 31) кораблей, пять океанских кораблей снабжения (из них новых и современных – 3). Полагаем, что приведенные величины наглядно свидетельствуют о состоявшейся модернизации корабельного состава ВМС Китая, проведенной за счет сокращения количества устаревших кораблей и введения в строй новых боевых кораблей и подводных лодок. Можно с уверенностью говорить о трансформации китайских ВМС из «флота желтой воды» (т.е. прибрежного) во «флот голубой воды» (т.е. морской зоны). Как подтверждение этой трансформации расширяется и диапазон дальних походов китайских кораблей. Так, с 1999 по 2004 гг. китайские корабли совершили порядка десяти дальних плаваний, в том числе одно кругосветное и два одновременно, но в разных направлениях. Безусловно, эти походы больше носили «презентационный характер», нежели характер боевых служб. Однако, с возникновением проблемы сомалийских пиратов и угрозы китайскому торговому судоходству в Индийском океане, ВМС Китая организовали и уже в течение нескольких лет осуществляют регулярное патрулирование этих акваторий. Мы не склонны видеть в процессах модернизации китайского фота какой-либо признак агрессивности, полагая это правом Китайской Народной Республики на защиту своих интересов в Мировом океане. За первое десятилетие XXI века Китай «de-facto» стал одним из лидеров мирового экономического пространства и для обеспечения своей безопасности обязан модернизировать свои вооруженные силы, в том числе и военно-морской флот. [1] Протяженность береговой черты Китая в меридианном направлении, от китайско-корейской границы до южного о-ва Хайнань, «по вертикали» - порядка 2700 км. [2] Авторские расчеты. [3] На эсминцах «Luyang-I-class» ЗРК «SA-N-12 «Grizzly» (Shtil-1)», на «Luzhou-class» - SA-N-20 «Grumble» (Rif-M)», а на эсминцах на «Luyang-II -class» - «HHQ-9», китайский аналог «Rif-M». [4] Авторские расчеты. [5] По нашему мнению, новый корвет «выглядит слабовато», имея очевидные недостатки… [6] Справочно: по данным справочника «World ports» Китай располагает 64 крупными портами, которые обеспечили внешнеторговый оборот на уровне 2,91 трлн. долл. в 2010 г. Военно-морская инфраструктура ВМС Китая располагает 27 базами и пунктами базирования на всем побережье. А прибрежные воды на большом удалении от берега имеют литоральные глубины - до 200 м. [7] Потенциал и перспективы авианосной ударной группы ВМС Китая рассматриваются нами в отдельном исследовании, в настоящее время готовящимся к публикации. |