13 декабря 2014 года

-01.7


-01.10

 

 

Вам нравится наш новый сайт?

Нет, не нравится
Глаза бы мои этот сайт не видели
Да, очень
Да, но есть недостатки

Модернизация ВМС Китая

Ведерников Ю.В., морской инженер,Владивосток
v2381010@yandex.ru

 

Модернизация  корабельного состава военно-морских сил Китая
за  первое десятилетие  
XXI века

 

В широком смысле слова, боевой корабельный состав флота – это совокупность подводных и надводных кораблей основных классов, созданных непосредственно  для ведения различных боевых действий на море.
Для определения величин количественных изменений корабельного состава ВМС Китая воспользуемся приемами  горизонтального и вертикального анализа, хорошо известными в практике экономических исследований, рассматривая количественные изменения в динамике лет (горизонтальный метод) и в структуре (вертикальный метод) – по базовому (2000 г.) и итоговому (2010 г.) периодам. 
Качественные изменения состава китайского флота, в первом приближении,  можно отследить, введя в аналитический  оборот «Коэффициент новизны корабельного состава - «КНОВ.»» - см. формулу (1):

КНОВ.=

Количество современных и новых БНК (ПЛ)

 

Общее количество БНК (ПЛ)

Формально, этот показатель образуется с учетом возраста корабля. Например, можно считать:   новые  корабли  -  до 10 лет,  современные  корабли  – в возрасте от 11 до 15 лет, и  устаревшие – в возрасте свыше 15  лет.

В то же время, необходимо учитывать и технологический фактор. Например, новые, по возрасту, корабли, могут быть оснащены оружием и вооружением предшествующих десятилетий. Поэтому, структурирование корабельного состава «по возрастным признакам» носит достаточно условный характер, авторский взгляд на который представлен в таблицах 1-5.

С точки зрения этапов развития китайского флота представляется целесообразным выделить периоды:

- с начала 1980-х до 2000 гг. – базовый период, т.е. с начала социально-экономической модернизации Китая до достижения первых реальных результатов этой модернизации,

- 2000 до 2010 гг. – как современный период, в ходе которого и протекла  непосредственно предмет исследования – современная модернизация ВМС Китая.

Концепцией военно-морского строительства Китая в шестидесятых-семидесятых годах была доктрина создания «Великой китайской стены на море», предусматривающая защиту государства во внутренних и  прибрежных водах китайских морей. Это соответствовало внешнеполитическим интересам государства с континентальной экономикой, и было адекватно дальности применения оружия потенциальных агрессоров. В рамках этой концепции основная роль в обороне  государства отводилась подводным лодкам, средним и малым ракетным кораблям, которых было построено изрядное количество. По данным «Jane’s» в 1988 г. ВМС Китая располагали двумя атомными и  106 дизель-электрическими подводными лодками, 18 ракетными эсминцами и  24 ракетными фрегатами, 24 ракетными, 255 торпедными и   491 патрульным катером. В строительстве находились три АПЛ «Han-class», а в  экспериментальной эксплуатации – ПЛАРБ «Xia-class».

Успехи первых этапов социально-экономической модернизации Китая создали базис  и обусловили необходимость пересмотра концепции военно-морского строительства. Новая концепция была оглашена в 1995 г. и  предусматривала создание:

- на первом этапе, до начала XXI века, создание группировок, способных поддерживать благоприятный операционный режим в пределах зоны, ограниченной «первой цепью островов» - о-ва Рюкю и Филиппинские, и в акватории Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей; 

-на втором этапе (до 2020 г.) планируется ВМС усилить таким образом, чтобы они могли осуществлять оперативные действия в пределах «второй цепи островов» - Курильские о-ва - о. Хоккайдо - Нампо, Марианские, Каролинские о-ва и о. Новая Гвинея, включая акватории Японского и Филиппинского морей, а так же морей Индонезийского архипелага;

- на третьем этапе (до 2050 г.) предполагается создать мощный флот, способный решать поставленные задачи в любом районе Мирового океана.

В первооснову реализации концепции была положена модернизация подводных сил ВМС Китая. Были выведены из состава флота все старые ДЭПЛ «Whiskey-class» и большое   количество изношенных ДЭПЛ «Romeo-class», заменяемые новыми ДЭПЛ  «Ming-class». Для освоения современных подводных кораблей Китай приобрел четыре российские подлодки «Kilo-class», и начал разработку перспективной ПЛ «Song-class». По-сути, в это время китайские моряки приступили к освоению технического уровня военного кораблестроения конца 1970-начала 1980-х гг., имея в своем распоряжении ничтожно малое количество новых и современных кораблей – см. таблицу 1.

Таблица 1  – Динамика количества и качества корабельного состава подводных сил ВМС Китая к исходу первого десятилетия XXI века

Тип (код НАТО),

год введения в состав флота

головного корабля

На начало 2000 г.

На начало 2010  г.

Динамика:

указанные  ед-цы

Всего, ед.

- в том числе:

Всего, ед.

- в том числе:

- устаревшие

- современные

- новые

- устаревшие

- современные

- новые

Подводные лодки,  всего:

63

54

3

6

56

24

5

27

-7

- коэффициент новизны

0,14

0,57

+ 0,43

- в т.ч. атомные подводные лодки

6

2

3

1

9

5

-

4

+ 3

- Jin-class (SSBN type 094), 2007

-

-

-

-

2

-

-

2

+ 2

- Xia-class (SSBN type 092), 1987

1

-

1

-

1

1

-

-

-

- Shang-class (SSN type 093), 2006

-

-

-

-

2

-

-

2

+ 2

- Han-class (SSN type 091),1985

5

2

2

1

4

4

-

-

- 1

- коэффициент новизны

0,67

0,44

- 0,23

- в т.ч. дизель-электрические подводные лодки

57

52

-

5

47

19

5

23

- 10

- Yuan-class  (SS type 04), 2006 

-

-

-

-

3

-

-

3

+ 3

- Song-class (SS type 039G), 1999 

1

-

-

1

13

-

1

12

+ 12

- Kilo-class (SS type 636/877EKM), 1995 

4

-

-

4

12

-

4

8

+ 8

 - Ming-class (SS type 035), 1988   

21

21

-

-

19

19

-

-

- 2

- Romeo-class (SS type 033), 1960 

31

31

-

-

-

-

-

-

- 31

- коэффициент новизны

0,09

0,49

+ 0,40

Примечание: данные «Jane’s…».

Практическое же обновление подводного флота Китая произошло в первое десятилетие XXI века. Как следует из приведенных расчетов, к исходу этого периода  подводные силы ВМС Китая существенно изменились, уменьшившись количественно (-7 ед.), но улучшившись качественно: коэффициент новизны состава подводных лодок на начало 2010  г. составил «0,57», против «0,14» на начало 2000 г.

КНР практически создали морские стратегические ядерные силы, введя в состав флота две ПЛАРБ «Jin-class» и две МЦАПЛ «Shang-class». Полученные две тактические группы – «ПЛАРБ + МЦАПЛ», могут поочередно осуществлять  боевое патрулирование в окраинных морях Китая, выполняя функции ядерного сдерживания.

За рассматриваемый период принципиально обновлен флот дизель-электрических подводных лодок. Так, количество ДЭПЛ сокращено с 57 единиц в 2000 г., до 47 ПЛ в 2010 г. Качество же при это существенно улучшилось -  коэффициент новизны составил «0,49», увеличившись в 5,4 раза по сравнению с базовым периодом. При этом 15(65%) новых ДЭПЛ были построены на национальных верфях, а восемь  ДЭПЛ типа «Kilo-class» приобретены в России. Серийно-освоенной стала ДЭПЛ «Song-class»:  если продолжительность строительства первых корпусов составляла пять-шесть лет, то «замыкающих серию» -  не более трех лет. Всего же построено 12 ПЛ этого типа. Как развитие ДЭПЛ «Kilo-class» в 2006-2010 гг. введены в состав флота три подлодки «Yuan-class», и ожидается поступление четвертого корпуса в 2011 г.   Сохранение в составе флота  ДЭПЛ пр. 035 обусловлено как  их достаточным «техническим ресурсом», так  и недостатком новых ДЭПЛ в составе ВМС Китая.

В составе китайского флота на 2010 г. остались четыре устаревших АПЛ типа «Han-class». Думаем, что это обусловлено недостаточным количеством в составе китайского флота достаточно автономных кораблей, способных к продолжительному присутствию восточнее линии «Южно-японские о-ва – Тайвань – Филиппинский архипелаг».

Качественное обновление надводных сил  ВМС Китая началось 1990-х гг. строительством двух эсминцев «Luhu-class» и приобретением в России первого «корпуса» «Sovremenny-class». Но, тем не менее, к 2000 г. основу надводного флота составляли устаревшие ракетные эсминцы «Luda-class» - см. таблицу 2.

Таблица   2 – Динамика количества и качества корабельного состава эскадренных миноносцев и фрегатов ВМС Китая  к исходу первого десятилетия XXI века

Тип (код НАТО),

год введения в состав флота

головного корабля

На начало 2000 г.

На начало 2010  г.

Динамика:

указанные  ед-цы

Всего, ед.

- в том числе:

Всего, ед.

- в том числе:

устаревшие

современные

новые

устаревшие

современные

новые

Эсминцы,  всего:

20

14

-

6

27

12

5

11

+7

- Luzhou-class, type 51C (DDGHM), 2006

-

-

-

-

2

-

-

2

+2

- Luyang-I-class, type 52B (DDGHM), 2004

-

-

-

-

2

-

-

2

+2

- Luyang-II-class, type 52C (DDGHM), 2004

-

-

-

-

2

-

-

2

+2

- Luhai-class, type 51 (DDGHM), 1999

1

-

-

1

1

-

1

1

0

- Luhu-class, type 52 (DDGHM), 1994

2

-

-

2

2

-

1

1

0

- Sovremenny-class, type 956E/EM (DDGHM), 1999

1

-

-

1

4

-

1

3

+3

- Luda-I-class type 051 (DDG), 1987

4

2

-

2

4

2

2

-

0

- Luda-II-class type 051 (DDG), 1974

12

12

-

-

10

10

-

-

-2

- коэффициент новизны

0,3

0,59

+0,29

Фрегаты,  всего:

40

27

3

10

52

35

5

12

+12

- Jiangkai-II-class,  type 054A (FFGHM), 2008

-

-

-

-

5

-

-

5

+5

- Jiangkai-I-class,  type 054 (FFGHM), 2005

-

-

-

-

2

-

-

2

+2

- Jiangwei-I-class, (FFGHM), 1991

4

-

-

4

4

4

-

-

0

- Jiangwei-II-class, (FFGHM), 1998

5

-

-

5

10

-

5

5

+5

- Jianghu-I,II-class, (FFG), 1975

20

20

-

-

20

20

-

-

0

- Jianghu-III-class, (FFG), 1986

3

-

2

1

3

3

-

-

0

- Jianghu-IV-class, (FFGH), 1986

1

-

1

-

1

1

-

-

0

- Jianghu-V-class, (FFG), 1990

7

7

-

-

7

7

-

-

0

- коэффициент новизны

0,32

0,33

+0,01

Примечание: данные «Jane’s…».

Реальные же результаты модернизации состава эскадренных миноносцев китайского флота были достигнуты в течение последующего десятилетия. За 2000-2010 гг. состав эсминцев китайского флота увеличился количественно (+7 ед.), и улучшился качественно: коэффициент новизны состава эсминцев  на начало 2010  г. составил «0,59», против «0,3» на начало 2000 г. К приобретенным в России трем эсминцам типа «Sovremenny-class», на китайских верфях были построены два эсминца типа «Luyang-I -class», два – типа «Luyang-II -class» и два – «Luzhou-class». Общими для этих китайских кораблей являются унификация по корпусу, энергетике и оборудованию. А различия заключаются в системах ПВО  и установленных противокорабельных ракетных комплексах.

С 2005 г. Китай приступил к обновлению состава фрегатов своего флота. Однако,  в  отличие от состава эсминцев, корабельный состав фрегатов увеличился количественно – (+12 ед.), но практически остался неизменным качественно. Это обусловлено сохранением в составе флота большого количества устаревших фрегатов типов «Jianghu» различных модификаций.   Думаем, что это является следствием, как  большой протяженности прибрежной зоны Китая[1], так и недостатком новых кораблей. В числе новых и современных  кораблей этого класса следует отметить пять фрегатов «Jiangwei-II-class», два фрегата «Jiangkai-I-class» (2005 г.) и его существенно улучшенная версия – пять фрегатов «Jiangkai-II-class» (с 2008 г.).

В то же время, сопоставляя даты введения новых кораблей в состав флота, мы приходим к заключению, что Китай  закончил модернизацию состава эсминцев, введя последний корабль (эсминец «Shijiazhuang») в марте 2007 года. Массовое строительство фрегатов «Jiangkai-II-class» (четыре единицы в 2008 г. и один «корпус» в 2009 г.) позволяет предположить, что этот тип в ближайшем будущем составит основной боевой корабль морской зоны. Это подтверждается как сравнительной дешевизной постройки этих кораблей по сравнению с эсминцами, так и преимуществом «Jiangkai-II-class» над эсминцем «Luyang-I-class» по критерию «Эффективность-Стоимость»[2]. Полагаем, что китайским кораблестроителям удалось создать относительно недорогой и достаточно мощный тип основного боевого корабля надводного флота.

Общим недостатком китайских эсминцев и фрегатов является слабость противоракетной обороны. Состоящие на вооружении новых китайских эсминцев зенитно-ракетные комплексы[3], «не держат» удар восьми противокорабельных ракет «Гарпун»[4] - штатного вооружения современных эсминцев и фрегатов. В несколько лучшем положении находится фрегат «Jiangkai-II-class» на котором применены вертикальные пусковые установки для зенитных ракет.

Так же следует отметить существенный недостаток эсминца «Luzhou-class», выраженный в отсутствии средств постоянного базирования вертолета на борту корабля.

Оценить динамику корабельного состава боевых катеров ВМС Китая «с точностью до единицы» представляется сложной задачей, как в силу большого количества катеров, так и в силу недостатка информации об этом, отраженной в «Jane’s» и других источниках. Тем не менее, приведенные в таблице 3 данные, позволяют однозначно установить тенденции количественного сокращения этой категории боевых средств китайского флота.

Таблица   3 – Динамика количества и качества корабельного состава прибрежных сил  ВМС Китая к исходу первого десятилетия XXI века

Тип (код НАТО),

год введения в состав флота

головного корабля

На начало 2000 г.

На начало 2010  г.

Динамика:

указанные  ед-цы

Всего, ед.

- в том числе:

Всего, ед.

- в том числе:

устаревшие

современные

новые

устаревшие

современные

новые

Боевые катера, всего:

319

251

17

51

285

188

34

63

-34

- Hegu-class, type 024 (PTG), 1960

25

25

-

-

11

11

-

-

-14

- Huangfeng-class, type 021 (PTGF), 1985

30

30

-

-

11

11

-

-

-19

- Houxin-class, type 037/1G (PTG), 1991

23

-

-

23

16

8

8

-

- 7

- Houjian-class, type 037/2 (PTG), 1991

6

-

-

6

6

-

6

-

0

-Houbei-class, type 022 (PGGF), 2007

-

-

-

-

60

-

-

60

+ 60

- Shanghai-II-class, type 062 (PC), 1961

98

98

-

-

35

35

-

-

-63

- Haijiu-class, type 037/1 (PC), 1980

3

3

-

-

3

3

-

-

0

- Hainan-class, type 037 (PC), 1980

95

95

-

-

93

93

-

-

-2

- Hauzhui/Shanghai-III-class, type 062/1 (PC), 1992

17

-

17

-

25

17

8

-

+8

- Haiqing-class, type 037-1/S (PC), 1993

22

-

-

22

25

10

12

3

+3

- коэффициент новизны

0,21

0,34

 +0,13

Примечание: Данные 2000 г. носят примерный характер, данные итогового периода – см.  «Jane’s…» 2009-2010

В то же время, большая протяженность береговой линии Китая и необходимость патрулирования этих вод обуславливает наличие в составе китайского флота значительного количества боевых катеров различного назначения. В течение 1990-х гг. устаревшие ракетные катера проходили модернизацию с установлением новых ракетных комплексов, затем заменялись более совершенными («Houjian-class» и другие) катерами. И в современности (с 2007 г.) основу качественного обновления ударных прибрежных сил составили ракетные катера катамаранной конструкции  «Houbei-class» и построенные в большом количестве.

Иной состав прибрежных сил формируют патрульные катера, базовой основой которых послужила серия катеров типа «Shanghai-class»,  начатая постройкой в 1960-х гг.  В процессе времени устаревшие катера заменялись, новыми, модернизированными единицами, однако по сути своей не принципиально отличившиеся от базового варианта. Помимо патрулирования на море, на эти катера возлагались функции противолодочной обороны в прибрежной и ближней  морской зоне. Однако ограниченная мореходность и ничтожный поисковый потенциал этих катеров не позволяет реализовать противолодочные задачи против современных дизель-электрических подводных лодок, не говоря об АПЛ.  В итоге, за первое десятилетие XXI века не произошло принципиально качественного обновления прибрежных патрульных сил ВМС Китая.

Между тем, в китайском журнале «Modern ships» (№ 2011-01А) опубликованы статьи о новом корвете с бортовым номером 056. С учетом   моральной и физической «старости», и фактически низкой противолодочной эффективности большинства фрегатов и патрульных катеров, полагаем, что возможно этот новый корабль[5] станет основой прибрежных сил китайского флота в ближайшем будущем.  Это подразумевает как строительство серии в  20-30 кораблей этого типа, так и потенциальную тенденцию в развитии патрульных сил ВМС Китая.

Однако, в современности, нет сведений о начале строительства этого корабля, и мы должны признать негативное состояние прибрежных сил ВМС Китая, имеющих ярко выраженный уклон в развитии ударных сил.

Это положение серьезно усугубляется катастрофическим состоянием противоминной обороны китайских морей. Так, в 1980-1990-е гг. минно-тральные силы ВМС Китая были представлены большим количеством морских (тип «T-43-class») и рейдовых («Futi-class») тральщиков - см. таблицу 4.

Таблица   4 – Динамика количества и качества корабельного состава минно-тральных сил  ВМС Китая к исходу первого десятилетия XXI века

Тип (код НАТО),

год введения в состав флота

головного корабля

На начало 2000 г.

На начало 2010  г.

Динамика:

указанные  ед-цы

Всего,

≈ ед.

- в том числе:

Всего, ед.

- в том числе:

устаревшие

современные

новые

устаревшие

современные

новые

Боевые катера, всего:

101

96

5

-

69

62

-

7

-32

- «T-43-class», type 6610 (MCO), 1960

40

40

-

-

16

16

-

-

-24

- «Futi-class», type 312 (MCD), 1980

46

46

-

-

42

42

-

-

-4

- «Wosao», type 082 (MSC), 1986

5

-

5

 

4

4

-

-

-1

- «Wochi-class» , type 082 (MCMV), 2006

-

-

-

-

6

-

-

6

+6

- «Wozang-class» , type 082 (MCMV), 2007

-

-

-

-

1

-

-

1

+1

- коэффициент новизны

0,05

0,1

+0,05

Примечание: Данные 2000 г. носят примерный характер, данные итогового периода – см.  «Jane’s…» 2009-2010

В последующее время, это положение вещей не претерпело принципиальных изменений, несмотря на ввод новых кораблей – шести ТЩИМ (MCMV) «Wochi-class» и одного «Wozang-class» в 2006-2007 гг.

Мы затрудняемся объяснить такую практику ВМС Китая в области противоминной обороны национальных акваторий. Эта сфера военно-морской деятельности, как являлась недееспособной в 2000 г., так и практически отсутствует  в современности, что делает  реальными угрозы безопасности и национальному судоходству и деятельности китайских ВМС[6].

Морские десантные силы Китая в 1960-1970-е гг. создавались исходя из концепции  «Броска через пролив», как реализации внешнеполитической задачи – присоединения Тайваня к КНР. Для этого было построено огромное  количество небольших десантно-высадочных средств и пехотные транспорты «Qiongsha-class».  Однако, с началом социально-экономической модернизации КНР  в 1978 г., отношения между Китаем и Тайванем постепенно стали нормализоваться, и в итоге  2000 г., объем взаимной торговли между Материком и Островом составил 53 млрд. долл. Постепенный и позитивный характер этих процессов обусловил и отказ от «Броска через пролив» и  трансформацию морских десантных сил, начало которой положило вступление в строй  серии  больших десантных кораблей (LST) «Yukan-class» в 1980-х гг. В результате 2000 г. китайский флот располагал достаточным количеством  новых и современных  десантных кораблей, и одной бригадой морской пехоты.  

В течение первого десятилетия XXI века  была проведена полномасштабная модернизация корабельного состава  морских десантных сил ВМС Китая (см. таблицу 5), с увеличением сил морской пехоты до двух бригад. В обеспечении новых сил морской пехоты были построены серии больших десантных кораблей (LSTH) «Yuting-II-class», меньших по размерам десантных кораблей (LSM) «Yunshu-class» и небольших кораблей-катамаранов «Yubei-class».

Таблица   5 – Динамика количества и качества корабельного состава десантных  сил  ВМС Китая к исходу первого десятилетия XXI века

Тип (код НАТО),

год введения в состав флота

головного корабля

На начало 2000 г.

На начало 2010  г.

Динамика:

указанные  ед-цы

Всего, ед.

- в том числе:

Всего, ед.

- в том числе:

устаревшие

современные

новые

устаревшие

современные

новые

Десантные корабли, всего:

219

181

4

34

243

192

16

35

+24

- коэффициент новизны

0,17

0,26

+0,09

- в т.ч. большие десантные корабли

17

-

4

13

28

8

5

15

+11

- Yuzhao-class, type 071 (LHD), 2008

-

-

-

-

1

-

-

1

+1

- Yukan-class, type 072  (LST), 1980

7

-

4

3

7

7

-

-

0

- Yuting-I-class, type 072-II (LSTH), 1992

10

-

-

10

10

1

5

4

0

- Yuting-II-class, type 072-III (LSTH), 2003

-

-

-

-

10

-

-

10

+10

- коэффициент новизны

1,0

0,71

- 0,29

- в т.ч. средние и малые  десантные корабли

202

181

-

21

215

184

11

20

+13

- Yudao-class, type 073  (LSM), 1980

1

1

-

-

1

1

-

-

0

-Yudeng-class, type 073-II  (LSM), 1980

4

4

-

-

1

1

-

-

-3

-Yudeng-class, type 073-III  (LSM), 1991

11

-

-

11

11

5

6

-

0

- Yuliang-class, type 079  (LSM), 1972

32

32

-

-

32

32

-

-

0

- Yuhai-class, type 074  (LSV), 1995

10

-

-

10

10

5

5

-

0

- Yunshu-class, type (-)  (LSM), 2004

-

-

-

-

10

-

-

10

+10

- Yubei-class, type 074A  (LSU), 2004

-

-

-

-

10

-

-

10

+10

- Yuch’in-class, type 068/069  (LSM), 1980

20

20

-

-

20

20

-

-

0

- Yunnan-class, type 067  (LSU), 1980

120

120

-

-

120

120

-

-

0

 - Qiongsha-class, type (-)  (AP), 1980

4

4

-

-

-

-

-

-

-4

- коэффициент новизны

0,12

0,14

+0,02

Примечание: Данные «Jane’s…».

Но принципиально новым аспектом модернизации стало расширение потенциала десантирования за счет использования вертолетов и десантных судов на воздушной подушке, носителем которых стал  универсальный десантный корабль (LHD) типа «Yuzhao-class», вступивший в строй в 2008 г.

На наш взгляд, при создании универсальных десантных кораблей «Yuzhao-class»  был использован как прототип французский УДК (LHD) «Fodre», что, по-видимому, является следствием длительного и устоявшегося военно-технического сотрудничества Китая и Франции. «Yuzhao-class»,  как и «Fodre», обладает развитой кормовой полетной палубой и ограниченным авиапарком в 2-4 десантных вертолета.

Мы склонны считать применение именно такой  конструктивной схемы ошибкой, изначально ограничивающей авианосный  потенциал корабля. Полагаем, что в сопоставимых размерениях и  стоимости можно было создать корабль со «сквозной» полетной палубой, по-сути – легкий многоцелевой авианосец, функционал которого определяется комплектацией палубной авиагруппы.   Думаем, что такой корабль был бы полезен и при реализации противолодочных и противоминных задач в китайских морях, послужил бы флагманом экспедиционно-ударной группы в дальних походах, выполнял амфибийные функции. Но, по данным китайской прессы, в современности достраиваются еще два корабля по этой, на наш взгляд, консервативной схеме.

Очевидным успехом судостроения Китая первого десятилетия XXI века является восстановление  авианосца «ex-Varyag», приобретенного у Украины в 1999 г. и вышедшего на испытания летом 2011 г. Несомненно, китайский флот еще стоит в начале процесса создания своей авианосной ударной группы, на который потребуется не менее пяти-шести лет[7].

Характерной чертой китайского флота до 2000 г. было наличие большого количества судов снабжения, в абсолютном своем большинстве прибрежного и ближнеморского плавания. К примеру, в 2000 г. ВМС Китая располагали всего тремя кораблями снабжения, способными сопровождать боевые корабли в дальних походах -  см. таблицу 6.

 Таблица 6 – Динамика количества и качества корабельного состава океанских кораблей снабжения ВМС Китая к исходу первого десятилетия XXI века

Тип (код НАТО),

год введения в состав флота

головного корабля

На начало 2000 г.

На начало 2010  г.

Динамика:

указанные  ед-цы

Всего, ед.

- в том числе:

Всего, ед.

- в том числе:

устаревшие

современные

новые

устаревшие

современные

новые

Корабли снабжения, всего:

3

2

 

1

5

2

1

2

+2

- Fuqing-class (AORH), 1979

2

2

-

-

2

2

-

-

0

- Nanyun-class (AORH), 1996

1

-

-

1

1

-

1

-

0

- Fuchi-class (AORH), 2004

-

-

-

-

2

-

-

2

+2

- коэффициент новизны

0,3

0,6

+0,3

Примечание: Данные «Jane’s…».

В 2004-2005 гг. в строй вошло еще два крупных корабля снабжения типа «Fuchi-class». Безусловно, это расширят потенциал океанского применения ВМС Китая.  Однако  считаем, такое  количество кораблей снабжения достаточным для обеспечения одного-двух, а как максимум трех  дальних походов одновременно, что существенно ограничивает мобильность китайского флота.

В итоге,  к исходу первого десятилетия XXI века китайский флот располагает тремя ПЛАРБ (из них новых -  2 единицы), шестью МЦАПЛ (новых – 2 ед.), 47 дизель-электрическими подводками (новых и современных  - 28), 27 эсминцами (новых и современных – 16), 52 фрегатами (новых и современных – 17), 285 боевыми катерами (новых и современных – 97), 69 противоминными кораблями (новых и современных – 7), 28 больших (новых и современных – 20),  215 средних и малых (новых и современных – 31) кораблей, пять океанских кораблей снабжения (из них новых и современных – 3).

Полагаем, что приведенные величины наглядно свидетельствуют о состоявшейся модернизации корабельного состава ВМС Китая, проведенной за счет сокращения количества устаревших кораблей и введения в строй новых боевых кораблей и подводных лодок. Можно с уверенностью говорить о трансформации китайских ВМС из «флота желтой воды» (т.е. прибрежного) во «флот голубой воды» (т.е. морской зоны).

Как подтверждение этой трансформации расширяется и диапазон дальних походов китайских кораблей. Так, с 1999 по 2004 гг. китайские корабли  совершили порядка десяти дальних плаваний, в том числе одно кругосветное и два одновременно, но в разных направлениях. Безусловно, эти походы больше носили «презентационный характер», нежели характер боевых служб. Однако, с возникновением проблемы сомалийских пиратов и угрозы китайскому торговому судоходству в Индийском океане, ВМС Китая организовали и уже в течение нескольких лет осуществляют регулярное патрулирование этих акваторий.

Мы не склонны видеть в процессах модернизации китайского фота какой-либо признак агрессивности, полагая это правом Китайской Народной Республики на защиту своих интересов в Мировом океане. За первое десятилетие XXI века Китай «de-facto» стал одним из лидеров мирового экономического пространства и для обеспечения своей безопасности обязан модернизировать свои вооруженные силы, в том числе и военно-морской флот.


[1] Протяженность береговой черты Китая в меридианном направлении, от китайско-корейской границы до южного о-ва Хайнань, «по вертикали» - порядка 2700 км.

[2] Авторские расчеты.

[3] На эсминцах  «Luyang-I-class» ЗРК  «SA-N-12 «Grizzly» (Shtil-1)», на  «Luzhou-class» -  SA-N-20 «Grumble» (Rif-M)», а на эсминцах на «Luyang-II -class» - «HHQ-9», китайский аналог «Rif-M».

[4] Авторские расчеты.

[5] По нашему мнению, новый корвет «выглядит слабовато», имея очевидные недостатки…

[6] Справочно:  по данным справочника «World ports» Китай располагает 64 крупными портами, которые обеспечили   внешнеторговый оборот на уровне 2,91 трлн. долл. в 2010 г. Военно-морская инфраструктура ВМС Китая располагает 27 базами и пунктами базирования на всем побережье. А прибрежные воды на большом удалении от берега имеют литоральные глубины - до 200 м.

[7] Потенциал и перспективы авианосной ударной группы ВМС Китая рассматриваются нами в отдельном исследовании, в настоящее время готовящимся  к публикации.


Copyright © 2012