Батиевский Е.В.
Первый идеолог создания гидронавтики в Советском Союзе.
К началу 1960-х годов оружие, с помощью которого Советский Союз победил в Великой отечественной войне, стало устаревать. Научно-исследовательские институты и лаборатории Министерства обороны СССР получили указание: подать свои предложения для разработки «Перспективного плана вооружения и технического оснащения ВМФ СССР». Получило такое указание и в «Лаборатории специальных водолазных снаряжений и средств движения под водой» 91-го Научно-исследовательского и испытательного центра аварийно-спасательного дела Министерства обороны СССР, сокращённо называемую «Спецлаборатория». В то время работу «Спецлаборатории» курировал старший офицер группы техники Центрального специального бюро ВМФ инженер-майор Батиевский Евгений Викторович.
Судьба Евгения Викторовича удивительна. В 1948 году он окончил Николаевский кораблестроительный институт. В 1951 году написал научную работу «Подводные диверсионные соединения», в которой проанализировал и обобщил действия подводных диверсантов Германии, Японии, Италии и Великобритании.
В 1952 году он был призван в ВМФ и зачислен на должность младшего военпреда на Черноморском судостроительном заводе в городе Николаеве. В 1954 году в Николаев с инспекционной поездкой приехал начальник кораблестроительного факультета Военно-морской академии инженер-капитан первого ранга Залесский Н.А. Совершенно случайно они встретились и разговорились. Батиевский Е.В. показал ему свой архив по техническим средствам подводных диверсантов. Вскоре в Главное управление кораблестроения из Военно-морской академии пришёл персональный вызов на Батиевского Е.В. для перевода его в Военно-морскую академию, куда его зачислили без экзаменов.
В июле 1956 года, со всех постов был снят, главнокомандующий ВМФ адмирал Кузнецов Н.Г. и министр обороны СССР маршал Жуков Г.К. посетил Военно-морскую академию с инспекцией. Когда Жуков Г.К. поинтересовался: как в Военно-морском флоте обстоит дело с созданием новых технических средств для боевых пловцов, руководство академии предоставило маршалу доклад слушателя 3-го курса кораблестроительного факультета инженера-капитана Батиевского Е.В. «Перспективы использования подводных лодок в диверсионных операциях». В своей работе он описал действия диверсионных средств вероятного противника против наших кораблей в военно-морских базах и предложения по их нейтрализации. На первой странице доклада маршал Жуков Г.К. красным карандашом написал: «Почему у нас этого нет?».
Результатом ознакомления маршала Жукова Г.К. с докладом Батиевсого Е.В. стало создание в Москве при Генеральном штабе Вооружённых сил СССР в составе Управления подводного плавания ВМФ Отдела диверсионно-штурмовых сил, под руководством капитана 1 ранга Лунина Н.А. который должен был заниматься созданием новых средств вооружения для подводных диверсантов. Батиевскому Е.В. было предложено прервать обучение в Военно-морской академии и переехать в Москву для продолжения службы в составе этого отдела, который получил открытое название «Отдел №-11».
В 1957 году маршал Жуков Г.К. был исключён из состава ЦК КПСС, снят со всех руководящих постов и отправили в отставку. Многие начинания маршала были остановлены. В том числе был расформирован и Отдел диверсионно-штурмовых сил, но Евгения Викторовича Батиевского оставили в Москве в составе 3-го отделения лаборатории ОСНАЗ ВМФ. На этой должности он курировал работу «Лаборатория специальных водолазных снаряжений и средств движения под водой» при 91-м Научно-исследовательском центре аварийно-спасательного дела ВМФ, сокращённо «Спецлаборатория».
Работая совместно с сотрудниками «Спецлаборатории Батиевский Е.В. принял участие в создании и испытаниях индивидуальных буксировщиков водолазов «Протей», носителя водолазов «Тритон-1», группового подводного носителя «Тритон-1М», сверхмалой подводной лодке-носителя легководолазов «Тритон-2», двухместный подводный носитель легководолазов «Сирена».
Под руководством Батиевского Е.В. в «Спецлаборатории» сложилась небольшая группа офицеров, которые разработали короткую программу создания для Военно-морского флота новых глубоководных технических средств. Результатом реализации этой программы стало принятие 11 марта 1975 года ЦК КПСС и Советом министров СССР Постановления №-207-65 «О создании гидронавтики в Советском Союзе».
Разработанная Батиевским Е.В. программа предлагала:
На первом этапе создать буксируемые необитаемые глубоководные аппараты, спускаемые с борта надводных кораблей. Они должны были обследовать морское дно на больших глубинах, и определять районы, в которых впоследствии должны были работать обитаемые глубоководные аппараты.
На втором этапе предлагалось создать обитаемые, буксируемые глубоководные аппараты, которые должны были выполнять различные работы в районах, предварительно обследованных необитаемыми подводными аппаратами. Идея смелая, но вполне реализуемая.
На третьем этапе предлагалось создать автономный обитаемый глубоководный аппарат с мощной энергетической установкой, которая обеспечивала бы аппарату длительную автономность и большую дальность плавания. Но этот этап должен был начаться, только в том случае если были бы получены положительные результаты выполнения первого и второго этапов. Впоследствии это направление работы получило название проект «Яуза».
Эта программа была доложена главнокомандующему ВМФ адмиралу Горшкову С.Г., которого предложения заинтересовали, и он приказал сформировать при Главном штабе ВМФ рабочую группу, которая должна была подготовить несколько докладов для Главного штаба ВМФ, для разведки ВМФ и министра обороны маршала Малиновского Р.Я. Через три месяца доклады были готовы.
Окончательное решение было принято на одном из докладов рабочей группы у министра обороны СССР маршала Малиновского Р.Я. Один из присутствующих маршалов при обсуждении ассигнований на создание обитаемого привязного аппарата «Архипелаг» с подводной лодкой-носителем (оборудованной для этой цели одной из старых лодок 611 проекта), после длительной дискуссии сказал: «Сколько они просят? 10 миллионов рублей. Ну, дайте им 20 - даже если ничего не получится, и то стоит попробовать - будем знать, что это направление бесперспективно, и это позволит смелее финансировать другие, более эффективные направления."
В соответствии с первым пунктом программы Батиевского Е.В. позднее был создан глубоководный буксируемый комплекс «Роса» и другая буксируемая необитаемая техника.
В соответствии со вторым пунктом программы впоследствии были созданы глубоководные буксируемые комплексы «Архипелаг» и «Селигер». Глубоководный комплекс «Селигер» эксплуатировался с 1972 по 1989 годы.
В соответствии с третьим пунктом были созданы 4 подводные лодки специального назначения и более десятка обитаемых и необитаемых глубоководных аппаратов для решения самых различных военных и гражданских задач в глубинах Мирового океана.
Для реализации предложенной Батиевским Е.В. программы в Москве был сформирован 19-й Центр Министерства обороны. В 1965 году Евгений Викторович был назначен начальником 3-го управления 19-го Центра (Главным инженером). Позднее, созданный в соответствии с его программой 19-й Центр Министерства обороны был переименован в Главное управление глубоководных исследований, и была сформирована Отдельная дивизия подводных лодок специального назначения.
В 1968 году, после неудачных испытаний глубоководного комплекса «Архипелаг» Батиевский Е.В. был понижен в должности и назначен начальником 31-го отделения в той же организации. В 1970 году в возрасте 51-го года Евгений Викторович был уволен в запас в звании инженер-подполковнака.
После демобилизации Евгений Викторович был направлен на организацию добычи полезных ископаемых со дна моря. В Советском Союзе на суше разведанных запасов оловосодержащих руд было очень мало, а на реке Яна на дне в Ванькиной губы на глубинен 20-30 метров залегало большое месторождение. Было решено начать промышленную разработку оловосодержащих песков. Для этого в СССР было создано Северное морское разведочно-эксплуатационное предприятие «Севморолово», Для извлечения подводного олова было решено переоборудовать в плавучее добычное предприятие лихтер «Горняк» и Евгения Викторовича направлили на Жатайский судоремонтный завод для ведения авторского сопровождения строительства будущего горно-обогатительного судна. После окончания работ Батиевский был назначен капитан-директром разведочно-эксплуатационного предприятия «Севморолово».
Во время руководства Батиевским Е.В. РЭП «Севморолово» был сухой закон, так как он сам не употреблял спиртного и запрещал подчинённым пить на работе. Как это не удивительно, но это стало причиной увольнения Евгения Викторовича с поста руководителя. Рабочий коллектив, которому приходилось длительное время работать в условиях холодного климата при сухом законе, жёстко потребовал сменить руководителя и назначить человека разрешающего употреблять спиртные напитки.
После ухода с должности капитана-наставника Евгений Викторович не вёл спокойную жизнь пенсионера. В 1980 году Батиевского Е.В. пригласили Якутский государственный университет для организации изучения искусственного льда для намораживания ледовых переправ и других ледяных сооружений. На основании разработанных Евгением Викторовичем формул и технических заданий были изготовлены несколько сотен намораживающих машин «Град-1» и «Град амфибийный». Работы Евгения Викторовича были высоко оценены в Министерстве геологии, и вся группа искусственного льда была переведена из Якутского государственного университета в Мингео. По проектам, разработанным Батиевским Е.В., были построены десятки ледовых переправ, утеплены сотни домов, а на озере Черенда в Эвенкии построен ледовый аэродром с полосой длиной 3,4 километра и толщиной 3,5 метра, который мог принимать самые большие в СССР грузовые самолёты ИЛ-76 и «Руслан». Кроме этого Евгением Викторовичем были разработаны проекты ледовых островов, с которых можно было проводить буровые работы на шельфе.
В мае 1995 года Евгения Викторовича избрали в Совет Русской общины республики Саха (Якутия).
В марте 1996 года он создал «Лигу инженеров Якутии»
12 мая 2001 года Евгений Викторович ушёл из жизни во время написания очередной статьи, сидя за письменной машинкой.
В 2007 году на доме, где жил Батиевский Е.В. открыли мемориальную доску.
|