1899 год:
В Сан-Франциско (США) на верфи Льюиса Никсона фирмой «Holland Torpedo Boat Company» заложена ПЛ по проекту фирмы «Электрик Боут Компани» «Холланд-7».
1901 год:
12.06.01 - ПЛ названа «Fulton» и спущена на воду.
??.09.01 - «Fulton» подготовили к погружению без хода. Русский морской агент в Америке барон Ферзен выхлопотал для Беклемишева разрешение на осмотр лодки и участие в пробном погружении. «Fulton» предложена ВМС США для приобретения, но ВМС отказались и фирма начала рекламную компанию.
1902 год:
28.04.02 - «Fulton», в сопровождении парохода «Норфолк» вышла из Нью-Йорка в Чесапикскую бухту. Сразу после выхода, произошёл взрыв водорода. Командир, четверо подводников и австрийский морской офицер получили ожоги.
1904 год:
28.04.04 - года Морское ведомство и Невский завод(представитель фирмы «Holland» в России), заключили договор на приобретение ПЛ «Фултон» с доставкой её в готовом и исправном виде без торпедного оружия в один из портов Балтийского моря без оружия.
31.05.04 - Приказом Морского ведомства ПЛ «Фултон» получила название «Сом» и зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии;
13.06-01.07.04 - ПЛ «Сом» доставлена под названием «паровой котёл» на борту парохода «Menatik» из США в Кронштадт, а оттуда в Санкт-Петербург на Невский завод для сборки.
06.09.04 - на ПЛ «Сом» типа Сом закончена установка АБ и снятых механизмов.
13.09.04 - командиром ПЛ «Сом» назначен князь лейтенант Трубецкой В.В.
26.09.04 - проведены ходовые испытания ПЛ «Сом» типа Сом в Бьёрке-Зунд. Комиссия признала ПЛ годной "для прибрежной обороны";
10.10.04 - ПЛ «Сом» типа Сом сдана флоту и перешла в Морской канал. Начаты тренировки экипажа ПЛ «Сом» типа Сом.
15.11-29.12.04 - ПЛ «Сом» типа Сом перевезена по ж/д из Санкт-Петербурга во Владивосток.
1905 год:
01.02.05 - во Владивостоке ПЛ «Сом» типа Сом собрана и испытана. Однако ее боевое использование задержалось из-за отсутствия торпед. Русским правительством для ПЛ иностранного производства были заказаны на заводе Шварцкопфа в Берлине 75 торпед 450-мм и длиной 355 см.;
01.02.05 - К Владивостоку подошли японские корабли. ПЛ был дан приказ выйти в море и атаковать неприятеля, но из-за отсутствия торпед приказ был отменён.
??.02.05 - «Сом» и «Дельфин» выходила на разведку без торпед;
27.03.05 - «Сом» участвовал в учениях по прорыву противолодочной сети на рейде Владивостока. Прорвав сеть ПЛ всплыла, произвела условный пуск торпеды и с частью сети, которая опутала корпус дошла до пристани порта;
Подводная лодка "Сом" после учений по прорыву противолодочной сети.
27.03.05 - По докладу командира ПЛ: «27 марта снялся с якоря, погрузился на глубину 5 метров и, идя со скоростью 6 узлов, прорвал сеть, причём ПЛ стала быстро всплывать, не слушая ГР, но, увеличив ход до 7 узлов, заставил ПЛ слушаться рулей, всплыв по своему желанию на поверхность, оказалось, что сеть я прорвал и всю её, вместе с буйками тащил за собой.»
29.03.05 - во Владивосток доставлены торпеды для ПЛ.
13.04.05 - «Сом» произвёл первую практическую стрельбу торпедами.
28.04.05 - «Дельфин», «Касатка» и «Сом» находились в районе бухты Преображения, расположенной в 70 милях от Владивостока. ПЛ «Сом», несколько отставшая от других ПЛ, обнаружила 2 японских миноносца. Во время погружения для начала атаки ПЛ была обнаружена и обстреляна одним из миноносцев. Попаданий в лодку не было. Погрузившись на глубину 12 метров, ПЛ начала маневрировать для выхода в атаку. Подняв через несколько минут перископ, командир увидел, что миноносцы уходят. ПЛ всплыла, чтобы продолжить атаку в позиционном положении, но неожиданно опустившийся туман скрыл миноносцы;
13.07.05 - «Сом» зачислен в состав Отдельного отряда миноносцев Владивостокского отряда крейсеров;
16.08.05 - на полном ходу, по вине экипажа, вышел строя бензинового двигателя.
??.08-??.10.05 - ремонт двигателя.
ПЛ за 6 месяцев боевых действий прошла 1318 миль над водой и 93 мили под водой, удалялась от Владивостока на расстояние до 120 миль. Наибольшая продолжительность пребывания лодки в море составила 8 суток, из них под водой 16 час. 35 мин., при наибольшей продолжительности пребывания под водой до 1,5 часов;
Экипаж подводной лодки "Сом".
1906 год:
19.03.06 - Морским министерством введена новая классификация кораблей и судов. «Сом» отнесена к классу ПЛ.
1908 год:
1908-09 год - надстройка ПЛ «Сом» была переделана по образцу ПЛ постройки Невского завода.
1913 год:
ПЛ «Сом» типа Сом прошла капитальный ремонт.
1914 год:
--.12.14 - ПЛ «Сом» и «Щука» типа Сом по ж/д вместе с командами отправлены в Севастополь.
1915 год:
??.01.15 - ПЛ «Сом» и «Щука» доставлены в Севастополь. ПЛ «Сом» перечислена в состав ЧФ. Из Севастополя ПЛ «Сом» и «Щука» типа Сом своим ходом перешли в Одессу. где их включили в систему обороны порта. Попеременно ПЛ «Сом» и «Щука» несли дозорную службу на дальних подходах к порту.
12.08.15 - ПЛ «Сом» типа Сом по ж/д отправлена в Петроград и откуда своим ходом перешла на базу в Мариенхамен. Из этой базы ПЛ совершала однодневные боевые патрулирования в Ботническом заливе, уходя на рассвете и возвращаясь вечером.
??.08.15 - ПЛ «Сом» перечислена в состав БФ.
1916 год:
10.05.16 - ПЛ «Сом» патрулировала в районе Оландсгафа. В 4 часа утра в районе Оландсгафа со шведского парохода «Ингерманланд» на расстоянии 150 метров был замечен перископ возвышающийся над водой на 1 м, ПЛ идущей параллельным курсом. Решив, что его хотят, осмотреть капитан застопорил ход. ПЛ повернула к пароходу, перископ внезапно скрылся из виду, а ПЛ ударилась в подводную часть парохода. В базу ПЛ «Сом» не вернулась.
Вместе с лодкой погиб и ее экипаж - 2 офицера и 16 нижних чинов.
28.03.17 - ПЛ «Сом» типа Сом исключена из состава БФ.
В июле 2015 года сотрудники шведских компаний Ocean X-Taim и Explorer
обнаружили недалеко от берегов Швеции русскую подводную лодку "Сом",
погибшую в мае 1916 года.