13 декабря 2014 года

 - 0.0 Логотип АКС


-01.7

-01.10

 

Вам нравится наш новый сайт?

Нет, не нравится
Глаза бы мои этот сайт не видели
Да, очень
Да, но есть недостатки

Спасательная ПЛ пр.940

В 1964 году, по результатам испытаний С-63(пр.666),  в СКБ-112 началось разработка Технического задания на проектирование спасательной ПЛ пр.940, способной оказывать помощь, лежащим на грунте аварийным ПЛ.
20 сентября 1967 года Совет министров СССР и ЦК КПСС приняли постановление о начале работ по созданию спасательной ПЛ пр.940 («Ленок»). Проектирование поручалось СКБ «Судопроект» в Горьком, главный конструктор Леонтьев Б.А.
В 1972 году рабочий проект 940 был закончен. ПЛ пр.940 могла производить поиска аварийной ПЛ спасение экипажей аварийных ПЛ «сухим» способом с помощью двух спасательных ПА с глубин до 500 метров, спасение экипажей «мокрым» способом с глубин до 120 метров, выполнение водолазных работ на глубинах до 200 метров, проведение декомпрессионных работ и оказание медицинской помощи, обеспечение испытаний новой подводной техники.
ПЛ пр.940 могла выполнять спасательные работы в подводном положении на протяжении 60 часов, после чего должна была всплывать для зарядки АБ.
В Комсомольске-на-Амуре, на судостроительном заводе имени Ленинского комсомола было построено две ПЛ пр.940. Северная ПЛ БС-468 прослужила 19 лет, а Тихоокеанская БС-257 16 лет. Обе ПЛ были списаны в 1995 году, задолго до полной выработки моторесурса.
По прямому назначению спасательная ПЛ применялось только один раз при спасении экипажа ПЛ С-178, погибшей в бухте Золотой рог.
Гл.01-11 пр.940 - схема

Боковой разрез спасательной ПЛ пр.940 «Ленок»

1 — антенна ГАС «Крильон» (бокового и кругового обзора); 2 — антенна ГАС «Гамма-П» (ЗПС); 3 — антенна ГАС «Плутоний» (миноискания); 4 — носовое устройство лагового перемещения; 5 — агрегатная; 6 — аппаратная гидроакустической аппаратуры; 7 — первый (носовой) отсек; 8 — каюта командира корабля и кают-компания офицеров; 9 — баллоны системы ВВД; 10 — носовой аварийный буй; 11 — носовые группы АБ; 12 — ходовой мостик; 13 — репитер гирокомпаса; 14 — прочная рубка; 15 — перископ; 16 — ПМУ устройства РДП; 17 — ПМУ антенны комплекса средств связи; 18 — ПМУ антенны РЛС «Каскад»; 19 — ПМУ антенны радиопеленгатора «Завеса»; 20 — второй отсек; 21 — центральный пост; 22 — рубки связи и радиолокации; 23 — третий отсек; 24 — кормовые группы АБ; 25 — четвертый (водолазный) отсек; 26 — каюты водолазов; 27 — специальный водолазный комплекс (поточно-декомпрессионные камеры, отсек длительного пребывания, шлюзовая камера с приемо-выходными отсеками, баллоны с газовыми смесями, гелиево-кислородный компрессор, пост управления работой водолазов, а также водолазного комплекса и т. д.); 28 — гиропост; 29 — пятый (жилой) отсек; 30 — кубрики личного состава; 31 — столовая личного состава и камбуз; 32 — СПА; 33 — шестой (дизельный) отсек; 34 — главный ДД; 35 — седьмой (электродвижения) отсек; 36 — ГГЭД; 37 — восьмой (медицинский или кормовой) отсек; 38 — кормовой аварийный буй; 39 — медицинский блок; 40 — ГЭД экономического хода; 41 — приводы кормовых рулей; 42 — кормовое устройство лагового перемещения.



БС-486 в бухте Золотой Рог у пирса
БС-486 в бухте Золотой Рог у пирса
БС-257 на переходе КТОФ - КСФ
БС-257 на переходе КТОФ - КСФ

БС-275

23 февраля 1978 года на заводе им. Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре по пр.940 «Ленок» заложена спасательная ПЛ Б-257(пр.940).
В 1979 году спасательная ПЛ Б-257(пр.940)  перешла на Северный флот и зачислена в состав 35-й дивизии ПЛ 9-й эскадры ПЛ КСФ(Видяево).
В 1980 году спасательные подводные аппараты 2-го поколения АС-16(пр.1837К) и АС-18(пр.1837К) перевезены из Севастополя на Северный флот и приняты на борт спасательной ПЛ.  БС-257(пр.940) перечислена в состав 49-й бригады ПЛ 9-й эскадры ПЛ КСФ(Видяево).
В 1981 году БС-257(пр.940) перечислена в состав 49-й бригады ПЛ 9-й эскадры ПЛ КСФ, а в 1982 году возвращена в состав 35-й дивизии ПЛ 9-й эскадры ПЛ КСФ.
В 1990 году БС-257(пр.940) перечислена в состав 7-й дивизии ПЛ 9-й эскадры ПЛ КСФ, с 1991 году БС-257 в составе 69-й бригады ПЛ 4-й эскадры ПЛ КСФ(Полярный), а с 1993 года БС-257 в составе 161-й бригады ПЛ 4-й эскадры ПЛ КСФ.
31 июля 1995 года спасательная ПЛ вместе со спасательными ПА  выведена из состава ВМФ и поставлена на отстой в Екатерининской гавани(Полярный).
В 2005 году БС-257(пр.940) была разобрана.
БС-486

22 февраля 1974 в Комсомольске-на-Амуре, на заводе им. Ленинского Комсомола по пр.940 «Ленок» заложена спасательная ПЛ Б-486(пр.940).
В 1975 году из Севастополя во Владивосток доставлены спасательные подводные снаряды 1-го поколения АПС-2(пр.1837) и АПС-3(пр.1837) и зачислены в состав 34-го дивизиона СС КТОФ;
В феврале 1976 года спасательная ПЛ Б-486(пр.940) передана Тихоокеанскому флоту в опытную эксплуатацию, на борт погружены спасательные подводные снаряды АПС-2 и АПС-3, а в конце года спасательная ПЛ Б-486 зачислена в состав 19-й бригады ПЛ 6-й эскадры ТОФ.
3 августа 1977 Б-468(пр.940) переклассифицирована в большую спасательную ПЛ и ей, присвоен тактический номер БС-486.
В марте 1978 года БС-468(пр.940) участвовала в поиске и подъеме вертолета, упавшего с борта крейсера «Адмирал Сенявин».
В 1978 году БС-468(пр.940) доставила на Камчатку спасательные аппараты АС-2 и АС-3 для поиска и подъема ядерной боеголовки, утерянной РПК СН К-477(пр.667Б) после взрыва баллистической ракеты в шахте в сентябре 1977 года.
В 1980 году БС-468(пр.940) в Южно-Китайское море участвовала в поиске и подъеме упавшего с корабля истребителя Як-38 и останков летчика.
9 июня 1980 БС-468(пр.940) получила имя «Комсомолец Узбекистана».
В декабре 1981 год во время шторма в Охотском море прогорело кольцо выхлопного клапана, и в отсеки БС-468(пр.940) пошел угарный газ. Из 105 человек, находившихся на борту, 86 потеряли сознание. Два матроса погибли.
В 1981-82 годах БС-468(пр.940) модернизирована для несения спасательных ПА 2-го поколения проекта 1837К. Через год БС-468(пр.940) приняла на борт спасательные аппараты АС-14(пр.1837К) и АС-19(пр.1837К).
В марте 1989 года БС-468(пр.940) приняла участие в поиске и подъеме останков палубного самолета Як-38.
В 1990 году БС-468(пр.940) встала в ремонт на СРЗ-92, через два года, в связи с отсутствием денег ремонт был прекращен. БС-468(пр.940) оставили на отстой в бухте Золотой Рог, а 15 февраля 1992 год с БС-468(пр.940) снято наименование «Комсомолец Узбекистана».
13 февраля 1995 года БС-468(пр.940) отслужив 19 лет, была выведена из состава ВМФ вместе с подводными аппаратами.



Copyright © 2012