В 1970-е годы в Советском Союзе планировалось начать добычу нефти и газа в Баренцевом море. Для этого в 1979 году приказом №-91 Министерства газовой промышленности СССР для выполнения работ по поиску, разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений на шельфе арктических морей России был создан трест «Арктикморнефтегазразведка». Для выполнения поставленных задач была приобретена специальная техника, морские буровые платформы и суда. Это обуславливалось потребностью в обслуживании буровых работ на шельфе Баренцева моря, где максимальные глубины достигали 300 метров.
Для обеспечения работы буровых судов и платформ Министерство газовой промышленности СССР приобрело у французской компании «СОМЕХ Industrie» (Марсель) новое специализированное водолазное судно «Swan Ocean» (Лебедь океана). Судно было построено для англичан в Финляндии на верфи WARTSILA города Турку в 1979 году.
Компания «СОМЕХ Industrie» оборудовало судно водолазным комплексом с двумя барокамерами для одновременного обеспечения работы 10 водолазов в режиме длительного пребывания, водолазным колоколом, а также двумя обитаемыми ПА SM-370 и SM-04«Мoana-IV», которые могли обеспечить выполнение водолазных работ на глубинах до 300 метров. Но испытания судна показали его несоответствие требованиям заказчика по санитарным номам, и англичане отказались его принимать. Чиновники Судоимпорта соблазнившись характеристиками судна и ценой, решили приобрести его для «Арктикморнефтегазразведки», не обращая внимания на санитарные нормы. В 1981 году специализированное водолазное судно «Лебедь океана» пришло в Мурманск, и было передано «Арктикморнефтегазразведке». В Советском союзе «Лебедь океана» был переименован в «Спрут», водолазный ПА SM-370 подучил название «Спрут-1», а рабочий ОПА «Мoana-IV» – «Спрут-2».