13 декабря 2014 года

-01.7


-01.10

 

 

Вам нравится наш новый сайт?

Нет, не нравится
Глаза бы мои этот сайт не видели
Да, очень
Да, но есть недостатки

ПА Минрыбхоза СССР

23 октября 1965 года в Советском союзе было образовано Министерство рыбного хозяйства СССР, которое начало создавать обитаемые ПА для наблюдения за промысловым скоплением рыб, разведок морепродуктов и совершенствования орудий лова. Надо сказать, что никогда ни до ни после ни кто в мире не использовал обитаемые ПА для этих целей.

-01.1

В январе 1976 года, приказом Министра рыбного хозяйства Ишкова А.А. для организации обслуживания собственной подводной техники и подготовки экипажей ПА в Севастополе было создано Специальное экспериментально-конструкторское бюро промрыболовства (СЭКБП), под руководством опытного капитана-наставника Сергеева В. Позднее СЭКБП было преобразовано в Севастопольскую базу специального экспериментального флота и подводных аппаратов «Гидронавт» (База «Гидронавт»).

В том же году под руководством капитана 1 ранга Коваленко А. в составе СЭКПБ был сформирован «Отдел подготовки гидронавтов», в который вошли: главный врач-физиолог – полковник м/с Зеленецкий П, главный водолазный специалист – капитан 2 ранга Земсков А., главный специалист – кандидат медицинских наук полковник м/с Трубчанинов Г., ведущий инженер – капитан 1 ранга Ников А..

Отдел подготовки гидронавтов готовил капитанов подводных аппаратов, подводных наблюдателей и водолазов. Будущим гидронавтам читали лекции по МПСС, основам морского права, теории корабля, технике безопасности и прочему. После набора определённого плавательного ценза, приказом начальника Базы "Гидронавт", капитан ПА переводился на штатную должность капитана-наставника.

Капитан ПА (гидронавт) обязан был знать устройство и правила эксплуатации ОПА и ПЛ, всех его технических средств, основы судовождения и безопасности мореплавания; правила техники безопасности и борьбы за живучесть ОПА, ПЛ и судна-носителя; водолазное дело в объеме программы подготовки водолаза-совместителя; основы океанологии, гидробиологии, ихтиологии, геологии, морского права и организации службы на судах-носителях. Он должен управлять ОПА и ПЛ в любых условиях, при необходимости заменять любого члена экипажа ОПА и ПЛ, выполнять регламентные и подготовительные работы, а так же ремонт и устранение неисправностей механизмов, систем и приборов, бороться за живучесть ОПА, ПЛ и судна-носителя.

Гидронавт-исследователь должен был знать научно-исследовательское оборудование и подводно-технические средства наблюдения ОПА и ПЛ; методику и способы подводных исследований, основы устройства и управления ОПА и ПЛ; правила техники безопасности и борьбы за живучесть ОПА, ПЛ и судна-носителя; устройство и правила использования индивидуальных спасательных средств, основы океанологии, гидробиологии, ихтиологии, геологии, акустики. Он должен уметь безукоризненно выполнять заданную программу подводных исследований с использованием всех научных и технических средств ОПА и ПЛ, снаряжения и специальной техники, управлять ОПА у грунта с целью получения максимальной информации в погружении ОПА.

Водолаз должен обладать такими же психофизиологическими качествами, что и гидронавты, иметь такую же подготовку как гидронавт-исследователь и квалификацию водолаза не ниже 3-го класса 2-й группы специализации. Кроме вышеуказанных требований, он так же обязан уметь использовать комплекс по снаряжению ПЛ и ОПА: выполнять подводно-технические и исследовательские работы в различных типах водолазного снаряжения.

Отбор кандидатов осуществлял "Отдел эксплуатации ОПА", состоящий из бывших подводников ВМФ. Кандидатов в гидронавты отбирали среди командного состава судов флота различных министерств, заинтересованных в подводных исследованиях, сотрудников конструкторских бюро, НИИ, проектных и промышленных организаций, научных сотрудников, связанных с решением проблем освоения Мирового океана. Кандидатами в гидронавты могли стать лица мужского пола в возрасте до 35 лет, имеющие высшее техническое и среднее специальное образование, стаж работы по специальности не менее 2-х лет и опыт плавания на морских судах не менее года. По состоянию здоровья они должны отвечать требованиям, предъявляемым водолазам. Каждый кандидат проходил медицинскую комиссию. При отсутствии плавценза кандидатам в гидронавты, гидронавтам-исследователям и водолазам предоставлялась возможность работы на судах-носителях ОПА не более 2-х лет. После этого они допускаются к обучению в "Отделе подготовки гидронавтов". Набор плавценза обычно производился в течение одного-двух рейсов на судах-носителях ОПА. Во время рейсов кандидатов зачисляли в штат экипажа судна или в группу технического обслуживания ОПА.

Обучение гидронавтов происходило в соответствии с должностными инструкциями, разработанными береговыми службами Базы, согласованными с отделом труда Минрыбхоза, утверждеными заместителем Министра Рыковым и делилось на четыре этапа:
1-й этап - теоретические занятия по предметам программы в течение всего курса обучения;
2-й этап - практические занятия по предметам программы, включая отработку операций по управлению ОПА у пирса и в море;
3-й этап - после завершения курса обучения экзамены и зачеты по всем предметам программы;
4-й этап - стажировка слушателей, успешно сдавших экзамены и зачеты на ОПА и ПЛ.

К самостоятельной работе гидронавтов допускали после того, как они проработали в ОПА какое-то время в качестве дублеров.

Методики подводных исследований под руководстовом начальника отдела подводных исследований Петрова В., преподавали кандидаты биологических наук Аронов М.П., Выскребенцев, Федоров В., Головань Г., Подосинников А. и заместитель директора Помозов А..

Курс лекций по устройству и эксплуатации ОПА и ПЛ читали к.т.н., капитан-наставник ОПА «ТИНРО-2» Гирс М.И., капитан-наставник ПЛ «Бентос-300» Скрипкин Л., капитан-наставник ОПА «Риф» Бельников Г., капитан-наставник ОПА «Север-2» Донец О., капитан-наставник БПА «Тетис» Лихарев С., капитан-наставник ОПА «Лангуст» Аврашев А..

После окончания обучения, пилоты подводных аппаратов числились инженерами, научными сотрудниками, но не гидронавтами, потому, что оргштатных расписаниях Министерства рыболовного хозяйства такой должности не было, Руководство Министерства неоднократно пыталось исправить эту несправедливость, но создание профессии ГИДРОНАВТ требовало согласования в других Министерствах, в том числе в Министерствах труда и обороны. Получить такое согласование от Министерства обороны за все года сущетвоания Базы "Гидронавт" так и не удалось. Гидронавты Министерства рыбного хозяйства совершили более 5 000 погружений, провели под водой около 30 000 часов. Начальник базы «Гидронавт» капитан Сергеев В. неоднократно обращался к руководству родного Министерства с просьбами признать профессию «гидронавт» и включить её в список профессий, но совершенно напрасно.

К 1979 году рыбопромысловый флот СССР составлял более 40 000 судов, которые вылавливали ежегодно 9,3 миллиона тонн рыбопродукции. Для выполнения научных работ в Министерстве рыбного хозяйства насчитывалось 21 научное судно и 14 подводных аппаратов.

Приказом N-400 от 09 сентября 1988 года База «Гидронавт» переподчинена бассейновому производственному рыбохозяйственному объединению «Югрыба», а 5 марта 1991 года приказом Минрыбхоза СССР база «Гидронавт» была ликвидирована, а вся подводная техника была передана новой коммерческой организации НПО «Мариэкопром».

24 августа 1991 года Верховная Рада Украинской ССР провозгласила независимость Украины, а после того как 14 ноября 1991 года в связи с прекращением существования СССР Министерство рыбной промышленности СССР было ликвидировано и НПО «Мариэкопром» перешло под юрисдикцию Украины. Гидронавты обратились к Президенту Академии наук Украины Патону Б., который добился того, что бы бывшая База «Гидронавт» была переподчинена Украинскому институту новых физических и прикладных проблем. Руководитель института Петухов М., приехал на Базу и назначил руководителем НПО «Мариэкопрома». киевского чиновника Нестеренко И.

 

В 1970 году по заказу Министерства рыбного хозяйства, для наблюдения за работой новых тралов в СКБ-112 «Судопроект»(будущий «Лазурит») был разработан проект нового варианта буксируемой наблюдательной камеры «Атлант-2», а через два года на базе «Атланта-2» в ЦПБ «Волна»(будущий «Малахит») под руководством главного конструктора Михайлова И.Б. разработан проект буксируемой наблюдательной камеры «Тетис». В 1970 года в СКБ «Судопроект» разработаны проекты 16020 «ТИНРО-2», 16030 «Бентос», 16050 «Тетис».

В начале 1970-х по проекту ЛПМБ «Рубин» для Министерства рыбного хозяйства на ЛАО был построен «Север-2», способный погружаться на 2 000 метров.

В 1970 году для создания новых ПА для нужд МРХ в Москве сформировано Опытное Конструкторское Бюро Специальных Технических Средств (СКБ СТС) Минрыбхоза СССР. За годы существования по проектам СКБ СТС были построены исследовательские ПА АПХ-1, «ОСА-3-600», «Океанолог», «Риф», «Морж», «Лангуст», «Омар» и «Катран»

В январе 1976 года для подготовки экипажей ПА и организации обслуживания собственной подводной техники, в Севастополе было создано Специальное экспериментально-конструкторское бюро промрыболовства (СЭКБП), позднее преобразованное в Севастопольскую базу специального экспериментального флота и подводных аппаратов – База «Гидронавт». В 1977 году в Севастополь на базу «Гидронавт» были переведены практически все НИС-носители обитаемых ПА. За годы существования базы «Гидронавт» её корабли провели экспедиции во все океаны. Подводные аппараты погружались на подводный хребет Наска в восточной части Тихого океана, на западноавстралийский хребет в Индийском океане. В атлантическом океане на хребте Сьере-Леоне были разведаны богатейшие залежи железо-марганцевых конкреций. В западной части Тихого океана, исследованы вертикальные суточные миграции антарктического криля.

Пилоты подводных аппаратов числились инженами, научными сотрудниками, но только не гидронавтами. Гидронавты Министерства рыбного хозяйства совершили более 5 000 погружений, провели под водой около 30 000 часов. Начальник базы «Гидронавт» капитан В.Сергеев неоднократно обращался к руководству родного Министерства с просьбами признать профессию «гидронавт» и включить её в список профессий, но совершенно напрасно.

К 1979 году рыбопромысловый флот СССР составлял более 40 000 судов, которые вылавливали ежегодно 9,3 миллиона тонн рыбопродукции. Для выполнения научных работ в Министерстве рыбного хозяйства насчитывалось 21 научное судно и 14 подводных аппаратов.

Приказом N-400 от 09 сентября 1988 года База «Гидронавт» переподчинена бассейновому производственному рыбохозяйственному объединению «Югрыба», а 5 марта 1991 года приказом Минрыбхоза СССР база «Гидронавт» была ликвидирована, а вся подводная техника была передана новой коммерческой организации НПО «Мариэкопром».

24 августа 1991 года Верховная Рада Украинской ССР провозгласила независимость Украины, а после того как 14 ноября 1991 года в связи с прекращением существования СССР Министерство рыбной промышленности СССР было ликвидировано, НПО «Мариэкопром» перешло под юрисдикцию Украины. Гидронавты обратились к Президенту Академии наук Украины Б.Патону, который добился того, что бы бывшая База «Гидронавт» была переподчинена Украинскому институту новых физических и прикладных проблем, руководитель которого, приехав на Базу и назначил руководителем НПО «Мариэкопрома» киевского чиновника. Разгром украинской гидронавтики продолжался недолго.

За каких-то 3-4 года весь научный флот, доставшийся Украине был продан, после чего киевские чиновники потеряли к гидронавтике интерес.


Copyright © 2012