"Пайсис-I" Пайсис-1 был построен в 1965 году из стали Алагома-44 и имел диаметр 1,94 м.
«Пайсис-1» рассчитан на глубину погружения 975 м. Балластно-приборная сфера имела диаметр 0,99 м. Сферы соединены рамой с поперечными перекладинами. Аккумуляторные боксы со свинцово-кислотными аккумуляторами весом 2 тjyys могут перемещаться в продольном направлении, меняя дифферент аппарата. Прочный корпус имеет два смотровых иллюминатора и иллюминатор для фото- и киносъемок. В верхней части легкого стеклопластикового корпуса размещены цистерны главного балласта. Баллоны для продувки стоят за прочной сферой. Снизу к прочному корпусу крепится аварийный груз весом 136 кг. Вес аппарата — 6,5 тонн. Электродвигатели мощностью по 2 л. с. в маслозаполненных корпусах, установлены по бортам аппарата.
В октябре 1966 года «Пайсис-1» был арендован «Б.Ц.Ф. Иксплорэйтори Фишинг и Джир Рисеч Бэйс». Несколько погружений «Пайсиса-1» в районе Пагет Саунда были необходимы не только для испытания всех систем аппарата и их технических возможностей, но и для изучения поведения популяции рыб в этом районе и непосредственного наблюдения за орудиями лова рыбы.
В январе 1967 года по контракту между фирмой «Вестингауз» и Университетом Британской Колумбии «Пайсис-1» работал по программе изучения глубинного рассеивающего слоя.
Через год группа пилотов «Пайсиса-1» приняла участие в уникальном эксперименте по изучению флоры и фау ны под Арктическими ледовыми полями.
Весной 1969 года в проливе Хау Саунд на глубине 204 м затонул буксир «Эмеральд Страйт». Погибли три члена команды. Для выяснения причин аварии решено было поднять буксир. Департамент транспорта заключил с компанией «Интернэшнл Хайдродайнэмикс» контракт, по которому «Пайсис-1 должен был участвовать в судоподъ емной операции. Буксир обнаружили в первом же спуске, в 900 м от берега. Место, где лежал затонувший буксир, было нетрудно определить по следам всплывшего масла на поверхности воды. В аппарате находились Мак Дональд и владелец буксира Билл Толлефсон. В кромешной тьме, царившей на глубине 200 м, носовой прожектор высвечивал лежащий на грунте с большим креном буксир. После нескольких погружений и детального изучения фотопленок и видеозаписей специалисты сделали заключение о том, что буксир можно поднять на поверхность. В июне к месту работ подошла баржа, которую раскрепили на четырех якорях. Задачей пилотов «Пайсиса-1» было освобождение якорных клюзов буксира. Штанга гидравлического резака аппарата оказалась слишком короткой. Пришлось всплывать и устанавливать резак на манипулятор. Обрезав якорный трос и заведя манипулятором подъемный трос в освободившийся клюз, «Пайсис-1» остался на грунте, чтобы гидронавты могли проследить за первым этапом подъема буксира. Удалось приподнять нос буксира, предоставив возможность пилотам «Пайсиса-1» заняться вторым клюзом. Теперь через корпус буксира проходила петля подъемного троса. Кран начал подъем 95-тонного буксира. Через некоторое время рубка «Эмеральд Страйта» показалась на поверхности.
Всего за время работ «Пайсис-1» совершил 27 спусков, средняя продолжительность каждого составила около пяти часов.
Осенью 1970 года прошла не большая международная экспедиция в 200 милях от Нова Скотии на Банке Джоржес. Впервые совместно с американскими и канадскими учеными в подводных работах на аппарате «Пайсис-1» принимали участие российские ученые.
Источник: Российские технологии ROV