Групповой подводный носитель "Тритон-1М".
Проект сверхмалой ПЛ «Тритон-1М» разработана ЦКБ «Волна» под руководством Евграфова Я.Е.. Технический проект сверхмалой ПЛ утверждён совместным решением МСП и ВМФ 04 апреля 1970 года.
Технические характеристики носителя боевых пловцов «Тритон-1М»:
длина 5,0 метров, ширина 1,36 метра, высота 1,39 метра, водоизмещение 3,75 тонны,
экипаж 2 человека, автономность 6 часов, рабочая глубина погружения 32 метра,
дальность плавания 40 миль
Лодка предназначена для патрулирования акватории портов и рейдов, доставки и эвакуации водолазов разведчиков, минирования причалов, кораблей противника, исследования морского дна.
1 – электромоторный отсек; 2 – контейнер АБ; 3 – легководолаз; 4 – пульт управления.
Строительство сверхмалой ПЛ «Тритон-1М» было начато в Ленинграде на Новоадмиралтейском заводе в конце 1970 года
Летом 1972 года на Новоадмиралтейском заводе были проведены швартовные испытания двух опытных образцов сверхмалых ПЛ «Тритон-1М» с заводскими номерами 16503/1 и 16503/2, после чего их перевезли на морскую базу предприятия «Гидроприбор» на Черном море.
Государственные испытания двух опытных «Тритон-1М» были проведены с 1 февраля по 30 июня 1973 года.
На Новоадмиралтейском заводе в Ленинграде изготовлено 32 СМПЛ «Тритон-1М».
Экипаж сверхмалой ПЛ «Тритон-1М» находился в индивидуальных дыхательных средствах в полностью заполненной водой проницаемой кабине. В корпусе «Тритона-1М» в непроницаемых контейнерах находятся: пульт управления, аккумуляторный контейнер и электромоторный отсек. СМПЛ оборудована магнитным компасом, оснащена радиостанцией, гидроакустической станцией и автоматической системой движения по курсу. «Тритон 1М» может лежать на грунте в режиме ожидания до 10 суток.
История создания подводных аппаратов для боевых пловцов.