22 июня 1941 года, в первый день Великой Отечественной войны, все органы и средства ЭПРОН были включены в состав Военно-морского флота СССР.
22 августа 1941 года приказом НК ВМФ СССР № 0799 вводится в действие «Положение об аварийно-спасательной службе ВМФ». Данным Положением на ЭПРОН возлагалось осуществление аварийно-спасательной службы в ВМФ СССР.
2 июня 1942 года приказом НК ВМФ СССР № 0469 ЭПРОН преобразован в Аварийно-спасательную и судоподъёмную службу ВМФ СССР.
В 1967 году в ЦКБ «Лазурит» был разработан технический проект 1837 спасательного подводного снаряда (СПС) первого поколения. Главный конструктор проекта - Леонтьев Б.А. СПС мог доставляться к месту работ судном-носителем или новой спасательной ПЛ пр.940, а так же боевыми ПЛ пр.651, 658 и 675 после их дооборудования.
Спасательный ПА проекта 1837 стальной, двухкорпусный. Прочный корпус цилиндрический, разделен на два отсека поперечной сферической переборкой. В носовом отсеке управления находятся пост командира, с которого производится управление движением СПС и пост механика, с которого производится стыковка СПС с комингс-площадкой, аварийной ПЛ. Во кормовом отсеке находятся АБ, вспомогательные механизмы, а так же размещаются спасённые подводники. В нижней части СПС – камера присоса, лебёдка подтягивания, перископ, манипуляторы и светильники. В носовой части СПС ГАС МГА-5.