Вам нравится наш новый сайт?
|
ПА АСС ВМФ22 июня 1941 года, в первый день Великой Отечественной войны, все органы и средства ЭПРОН были включены в состав Военно-морского флота СССР. 22 августа 1941 года приказом НК ВМФ СССР № 0799 вводится в действие «Положение об аварийно-спасательной службе ВМФ». Данным Положением на ЭПРОН возлагалось осуществление аварийно-спасательной службы в ВМФ СССР. 2 июня 1942 года приказом НК ВМФ СССР № 0469 ЭПРОН преобразован в Аварийно-спасательную и судоподъёмную службу ВМФ СССР. Проект модернизации серийной средней дизельный торпедной ПЛ проекта 613 в экспериментальную спасательную ПЛ пр.666 и проект управляемого подводного снаряда для эвакуации подводников были выполнены в СКБ-112 в 1958 году.
Спасательный комплекс состоял из экспериментальной спасательной ПЛ проекта 666 с барокомплексом и управляемого подводного снаряда УПС, предназначенного для спасения подводников «сухим» способом. Спасение экипажей ПЛ «мокрым способом» осуществлялось через поточно-декомпресснонную камеру (ПДК) в I отсеке. ВМФ СССР выделил подводную лодку С-63(пр.613) 153-й отдельной бригады ПЛ КЧФ для переоборудования в экспериментальную спасательную ПЛ по проекту 666. В 1958-61 годах в Горьком на заводе «Красное Сормово», подводная лодка С-63(пр.613) была модернизирована по проекту 666 в экспериментальную спасательную ПЛ. Казенные части носовых и кормовых ТА были срезаны, а в оставшихся частях разместили цистерны пресной воды и провизионные кладовые. В I отсеке была размещена поточно-декомпрессионая камера и оборудование обслуживающее УПС. Другие отсеки так же были частично перепланированы. В 1962 году УПС под командованием капитан-лейтенанта Глушкова Б.А., впервые в мировой практике, доставил с борта СС-63(пр.666) «сухим» способом в подводном положении капитана 3 ранга АСС ВМФ Никитинского А.И. на борт «аварийной ПЛ» с опечатанным пакетом для спортивного комиссара. После чего с борта, лежащей на грунте ПЛ С-63, были выполнены выходы водолазов на грунт. В 1966 году ГУК ВМФ заказал СКБ «Судопроект» проект переоборудования С-63(пр.666) для выполнения работ методом длительного пребывания(до 10 суток) трёх водолазов под давлением гелио-кислородной газовой среды до 10 кг/см² в морских условиях. Для выполнения переоборудования пришлось снять оборудование для несения УПС. Изменение проекта 666 привело к снятию оборудования для несения УПС. В 1967 году С-63 перечислена в состав 381-го Отдельного дивизиона 14-й дивизии ПЛ КЧФ(Феодосия). В 1970 году С-63 перечислена в состав 27-й бригады ПЛ КЧФ(Феодосия). 3 августа 1977 года С-63 получила новый тактический номер СС-63. В августе 1972 года, на траверзе Качи С-63 легла на грунт на глубине 60 метров. ОС-3 спустил на воду АРС-10(пр.1837) под командованием Юрия Карелина, которая нашла на грунте С-63, определила положение ПЛ и скорости течений, которые передала Василию Маврину на АПС-1 (пр.1839). АПС-1 выполнил присос к носовому люку С-63 и приняв на борт 16 подводников всплыл. Это было первое выполнение задачи спасательным комплексом. Полученные данные были переданы проектантом СКБ «Судопроект», работавшим над проектом новой спасательной ПЛ пр.940, которая должна была нести два спасательных аппарата. Конструкторы ЦПБ «Волна» запросили данные о возможности выполнения посадки спасательного ПА на комингс-площадку ПЛ на ходу. Подводники произвели эксперимент следующим образом: С-63(пр.666) шла на перископной глубине со скоростью 2 узла, а АПС-1 ходом 3 узла догнала ПЛ, зашла с кормовых курсовых углов и Василий Маврин виртуозно посадил АПС-1 на комингс-площадку. Дифферент С-63 отошёл на корму примерно 5° но экипаж выровнял ПЛ. Однако поток набегающей воды не позволил выполнить присос. Экипажи трижды повторили манёвр с одним и тем же результатом. В 1980 году СС-63 выведена из боевого состава ВМФ и переформирована в УТС.
|