Изучение учёными морских глубин с помощью обитаемых подводных аппаратов началось после того, как командование Аварийно-спасательной службы ВМФ передали в 1953 году учёными ПИНРО гидростат ГКС-В.
Севастопольское экспериментальное конструкторское бюро по подводным исследованиям проведя опытную эксплуатацию ОПА «ОСА-3-600» сочло конструкцию неудачной, и в 1979 году аппарат разобрали. Но идея использования крыльчатых движителей на ОПА была реализована на новом ОПА «Океанолог». При строительстве «Океанолога» были использованы системы и механизмы, разобранного ОПА «ОСА-3-600».
В 1980 году, ОПА «Океанолог».был передан Дальневосточному научному центру Академии наук СССР.
Движительно-рулевой комплекс ОПА «Океанолог» состоял их 4-х авиационных стартёр-генераторов с роторными крыльчатыми движителями.
На Тихом океане «Океанолог» совместно использовали Тихоокеанский океанологический институт и командование ТОФ, которое предоставляло для использование «Океанолога» СС-носитель ОПА «Георгий Козьмин». «Океанолог» неоднократно участвовал в учениях АСС ТОФ по обнаружению на дне условно аварийной ПЛ.
В 1989 году, из-за отсутствия финансирования работа «Океанолога была прекращена.
В 1990-х годах «Океанолог» был продан судоходной компании «Римско» и в настоящее время трудится на шельфе Вьетнама с экипажем из военных моряков-дальневосточников.
ПА "Океанолог" в 1983 году после работ на месте катастрофы "Боинга" рейса КАЛ-007.