1904 год:
12.02.04 - Балтийскому заводу выдан заказ на строительство четырёх корпусов «Миноносец №-140».
18.03.04 - шестой «Миноносец №-140» заложен на Балтийском заводе.
31.05.04 - пятый «Миноносец №-140» получил имя «Макрель».
05.06.04 - «Макрель» зачислена в списки кораблей Балтийского флота.
14.08.04 - «Макрель» спущена на воду.
1905 год:
??.09.05 - на «Макрели» закончены работы, установили среднюю рубку, увеличили площадь горизонтальных рулей и т.п. к этому времени Балтийским заводом было завершено изготовление двух бензиномоторов мощностью по 400 л.с., которые и были установлены на этой подводной лодке (установка этих моторов позволила достичь надводной скорости в 11,5 узлов).
1906 год:
19.03.06 - Морским министерством введена новая классификация кораблей и судов. «Касатка» отнесена к классу ПЛ.
??.??.06 - на ПЛ «Окунь», установили 2 мотора системы "Панар" мощностью по 60 л.с., однако достигнуть погружения без дифферента так и не удалось.
29.09.06 - «Макрель» и «Окунь» ушли на испытания в Бьоркэ.
1908 год:
22.07.08 - окончены испытания ПЛ «Макрель» и она вступила в состав БФ.
1909 год
Летом 1909 года «Макрель» и «Окунь» вошли в Учебный отряд подводного плавания в Либаве.
18.11.09 - «Макрель» перечислена в состав 1-го дивизиона Отряда подводного плакания ПЛ БФ.
1911 год:
В 1911 году - «Макрель» прошла модернизацию и капитальный ремонт на Балтийском заводе. Бензиномоторы «Панар» сняты. На левом борту установлен дизель-генератор в 120 л.с. производства завода «Людвиг Нобель». На правом борту уложен балласт.
1913 год:
Вошла в состав 1-го ДиПЛ БрПЛ Балтийского моря;
1914 год:
В 1-й мировой войне несла службу на подходах к портам и базам, оборона Виндавы. Совершила 7 выходов в море с выпуском 7 торпед в учебных целях.
1915 год:
??.06.15 - «Макрель» перечислена в 4-й дивизион ПЛ Дивизии ПЛ Балтийскеого моря в Мариэхамне и Або.
??.08.15 - «Макрель» обороняла Рижского залива.
Осенью 1915 года - «Макрель» действовала на коммуникациях противника в Ботническом заливе.
1916 год:
1917 год:
25.10.17 - «Макрель» вошла в состав Красного Балтийского флота. Переведена в Петроград. Нуждалась в капитальном ремонте
1918 год:
31.01.18 - «Макрель» выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Петроградскому военному порту на хранение.
10.11.18 - «Макрель» отправлена по железной дороге из Петрограда в Саратов, а далее на буксире по Волге до Астрахани.
18.11.18 - «Макрель» пришла в Астрахань и перечислена в состав Военного флота Астраханского края.
1919 год:
21.05.19 - «Макрель» участвовал в бою в Тюб-Караганском заливе. На рейде форта Александровск атаковала английские и белогвардейские корабли, пытавшиеся захватить форт. Противник, обнаружив атакующую ПЛ, повернул на обратный курс
31.07.19 - «Макрель» перечислена в состав Волжско-Каспийской военной флотилии.
05.07.20 - «Макрель» перечислена в состав Морских сил Каспийского моря.
После гражданской войны передана Бакинскому порту на хранение.
21.11.25 - «Макрель» исключена из состава РККФ в связи с передачей Комгосфондов для демонтажа и впоследствии разделана на металл в Бакинском военном порту
Подводные лодки типа "Касатка".
Второй проект подводной лодки, разработанный в 1903 году Комиссией по проектированию подвоных судов под руководства инженера Бубнова И.Г. "Миноносец №-140", переназначался для охраны военных баз и портов. По этому проекту в 1904-08 годах построено 6ПЛ, которые по названию первого корпуса получили общее название тип «Касатка».
Вооружение ПЛ "Миноносец-140"(«Касатка»):
4 бортовых 457-мм торпедных аппарата Джевецкого и 1 пулемёт.
Проверка членами МТК маневренности "Касатки" и "Дельфина" на Кронштадском рейде 2 октября 1904 года.
Проектирование ПЛ "Миноносец-140"(«Касатка»):
01.09.03 - управляющий Морским Министерством разрешил Бубнову И.Г. проектирование второй ПЛ, а ГУКиС спустя два дня выделил для проектирования 3 тысячи рублей.
23.10.03 - Бубнов И.Г. и Беклемешев М.Н. представили главному инспектору кораблестроения "Объяснительную записку к проекту подводного миноносца №-140", чертежи, спецификацию корпуса, расчеты нагрузки и остойчивости.
20.12.03 - Члены МТК признали представленный проект "удовлетворяющим без всяких изменений всем требованиям". Председатель Морского Технического комитета вице-адмирал Дубасов Ф.В. дал положительный отзыв: "значительный шаг вперед в смысле увеличения скорости, усиления минного вооружения, а также повышения мореходных качеств..."
Строительство ПЛ Миноносец-140(«Касатка»):
№ |
Имя |
Зав. |
Залож. |
Сдана |
Соединение |
1 |
"Касатка"
|
Балтийский
завод
|
18.03.04 |
??.03.05 |
01.01.05-??.12.15 - Сибирская военная флотилия;
??.01.16-18.11.18 - Морские силы Балтийского моря;
18.11.18-31.07.19 - Военный флот Астраханского края;
31.07.19-05.07.20 - Волжско-Каспийская военная флотилия;
05.07.20-??.??.23 - Морские силы Каспийского моря;
21.11.25 - исключена из списков флота. |
2 |
"Скат"
|
Балтийский
завод
|
18.03.04 |
29.03.05 |
??.03.05-??.12.15 - Сибирская военная флотилия;
??.01.16-01.05.18 - Морские силы Чёрного моря;
01.05.18 - захвачена оккупационными войсками;
26.04.19 - затоплена под Севастополем. |
3 |
"Фельдмаршал Шереметев", "Кета"
|
Балтийский
завод
|
??.04.04 |
01.05.05 |
01.01.05-??.12.15 - Сибирская военная флотилия;
??.01.16-01.05.18 - Морские силы Балтийского моря;
04.08.17 - переименована в «Кета»;
??.??.24 - исключена из списков флота. |
4 |
"Налим"
|
Балтийский
завод
|
18.03.04 |
07.05.05 |
??.03.05-??.12.15 - Сибирская военная флотилия;
??.01.16-01.05.18 - Морские силы Чёрного моря;
01.05.18 - захвачена оккупационными войсками;
26.04.19 - затоплена под Севастополем;
??.12.32 - поднята и разобрана. |
5 |
"Окунь"
|
Балтийский
завод
|
18.03.04 |
07.07.08 |
07.07.08-10.11.18 - Морские силы Балтийского моря;
18.11.18-31.07.19 - Военный флот Астраханского края;
31.07.19-05.07.20 - Волжско-Каспийская военная флотилия;
05.07.20-??.??.23 - Морские силы Каспийского моря;
21.11.25 - исключена из списков флота. |
6 |
"Макрель"
|
Балтийский
завод
|
18.03.04 |
22.07.08 |
22.07.08-10.11.18 - Морские силы Балтийского моря;
18.11.18-31.07.19 - Военный флот Астраханского края;
31.07.19-05.07.20 - Волжско-Каспийская военная флотилия;
05.07.20-??.??.23 - Морские силы Каспийского моря;
21.11.25 - исключена из списков флота. |
Чертёж ПЛ Миноносец-140:
1 - кормовая ЦГБ; 2 - кормовая ДЦ; 3- динамо-машина; 4 - бензино-мотор «Панар»; 5 - ГЭД; 6 - перископ; 7 - входной люк; 8 - штурвал вертикального руля; 9 - аппарат Джевецкого с торпедой; 10 - носовая ДЦ; 11 - носовая ЦГБ; 12 - штурвал НГР; 13 - баллоны ВВД; 14 - АБ; 15 - подводный якорь; 16 - средняя цистерна(отрывная); 17 - гребной вал; 18 - перо ВР; 19 - КГР; 20 - топливные цистерны; 21 - НГР; 22 - деревянная обшивка корпуса.
ТТД ПЛ типа "Касатка"
Водоизмещение: Wнп = 142 тонны; Wпп= 177 тонн. ЗП = 22%,
Размеры: Lмах = 33,5 м. Bмах = 3,35 м. T мах = 2,85 м.
Глубина погружения: Нраб = 50 метров, Нпред = 100 метров.
Экипаж: Экипаж = 25 человек, Автономность = суток,
Nнх = 2х400л.с. бортовые бензиномоторы Балтийского завода.
Nпх = 1х120л.с. на средней линии вала ЭД «Сотэр Горлэ» 100 л.с.(125 об/мин.)
1 группа АБ (64эл.) Фирмы «Фульмана» ёмкостью 3000А.ч;
Скорость: Vнп = 14 узлов, Vпп = 8 узлов.
Дальность плавания: Днх = 1200(7)миль, Д пх = 70(5)миль.
2 перископа.
Метацентрическая высота (проектная): hнп = 0,20 м; hпп = 0,18 м.
Энергетическая установка Миноносец-140:
Энергетическая установка проектировалась как трёхвальная: бортовые валы вращают бензиновые моторы (400 л.с.), а на средний вал работает электродвигатель (120 л.с.). Зарядка АБ отдельным бензиновым мотором (40-50 л.с.) с генератором.
Планировалось, что бензиномоторы для «Миноносца №-140» изготовит Балтийский завод, но завод смог изготовить только два необходимых бензиномотора, которые установили на ПЛ «Макрель».
На всех остальных ПЛ этой серии бортовые дейдвудные сальники заглушили и сделали ПЛ одновальными. В процессе строительства на ПЛ поставили 2 бензиномотора «Панар» по 60 л.с. работающие на электрогенераторы. ЭЭ от них подавалась на ЭД средней линии вала или на зарядку АБ.