13 декабря 2014 года

 - 0.0 Логотип АКС


-01.7

-01.10

 

Вам нравится наш новый сайт?

Нет, не нравится
Глаза бы мои этот сайт не видели
Да, очень
Да, но есть недостатки

ПА "Пайсис"

В 1965 году канадская компания International Hydrodynamics Corp. (HYCO) начала строительство глубоководных ОПА «Пайсис»(рыба), по проекту, разработанному Маком Томсоном. Подводные аппараты строились по техническим заданиям заказчика.
В 1971 году компания HYCO получила заказ от Академии наук СССР на изготовление подводного аппарата для Института океанологии им Ширшова П.П.
Компания HYCO построила для Советского союза  «Пайсис-4», но так как, в те годы существовал на поставку в СССР новой техники, канадские власти вынуждены были запретить продажу ОПА «Пайсис-4».
Однако запрета на вывоз техники собранной на территории западных стран советскими фирмами не было.
«Пайсис-VII» и «Пайсис-ХI» имеют одинаковое устройство и технические характеристики.
Гл.03-12 Пайсис - схема для сайта
1 – обитаемая сфера; 2 – иллюминатор; 3 – дифферентная сфера; 4 – люк; 5 – грузовой рым; 6 – дифферентная сфера; 7 – несущая рама; 8 – лыжа.
Аппарат имеет по четыре прочные сферы из легированной стали связанные несущей стальной трубчатой рамой, заполненной маслом. На раму крепились секции обшивки из сферо-пластика, облицованного стеклопластиком.
Обитаемая сфера, диаметром 2 метра, является прочным корпусом, имеет три иллюминатора, входной люк и кабельные вводы. Снаружи обитаемая сфера покрыта стеклопластиком на эпоксидной смоле для предотвращения коррозии. В кормовой сфере размещена прочная уравнительная цистерна и насос УЗС. Две носовые малые сферы служили прочными дифферентными цистернами и цистернами плавучести. Для постановки ГА на палубу или покладки на грунт, в нижней части рамы две стальные лыжи.
Уравнительная система работала по принципу рыбьего пузыря. Плавучесть регулировалась маслом, которое из прочной уравнительной цистерны, перекачивалось насосом в три резиновые емкости в междубортном пространстве или перепускалось обратно в уравнительную цистерну.
Для регулировки дифферента масло из уравнительной цистерны тем же насосом перегонялось в эластичные емкости носовых прочных дифферентных цистерн, заполненных воздухом под давлением. Обратно в кормовую уравнительную цистерну масло перегонялось воздухом. Масляный насос уравнительной системы с электроприводом постоянного тока был установлен в верхней сухой части уравнительной цистерны.
В носовой оконечности был установлен простейший исполнительный орган манипуляторного устройства с гидравлическим управлением из прочного корпуса. Система погружения-всплытия состояла из трёх безкингстонных БЦ с клапанами вентиляции с ручным приводом из ПК. Продувание БЦ производилось из десяти баллонов ВВД, через электромагнитный клапан. Для увеличения плавучести свободное пространство под обтекалем заполнялось синтактиком.
Электроэнергетическая установка состояла из двух АБ в заполненных маслом стеклопластиковых контейнерах в междубортном пространстве.
Движительно-рулевой комплекс состоит из двух бортовых колонок, расположенных в районе центра тяжести и способных разворачиваться на угол примерно 120°.
Носителями «Пайсис-VII» и «Пайсис-ХI» были, специально дооборудованные НИС «Академик Курчатов», «Дмитрий Менделеев» и «Академик Мстислав Келдыш».



Гл.03-12 Пайсис-7 - 03 в Калининграде - для сайта "Пайсис-7"

Запрета на покупку и вывоз различных комплектующих частей в СССР не было, поэтому в 1975 году советская фирма собрала «Пайсис-VII» в Цюрихе, затем его перевезли в Геную и, после испытаний в Средиземном море перевезли в Южное отделение Института океанологии Академии Наук СССР.
В 1977 году «Пайсис-VII» и «Пайсис-ХI» самолётом доставлены на озеро Байкал для участия в научно-исследовательской экспедиции.
С 1978 по 1982 год «Пайсис-VII» и «Пайсис-ХI» участвовали в нескольких экспедициях Института океанологии им. Ширшова П.П. с борта научно-исследовательских судов «Академик Курчатов» и «Дмитрий Менделеев».
В 1987 году исследовательские ПА «Пайсис-VII» и «Пайсис-ХI» на борту «Мстислава Келдыша» сменили «Мир-1» и «Мир-2», а канадские ПА ещё использовались в различных экспедициях до 1991 года, но с распадом СССР финансирование отечественной науки значительно сократилось
В настоящее время «Пайсис-VII» экспонируется в качестве экспоната на открытой площадке в Калининградском Музее Мирового океана.

Гл.03-12 Пайсис-11 - 06 в музее в Листвянке "Пайсис-11"

 «Пайсис-ХI» собрали в Ванкувере в 1976 году и, испытав в Тихом океане, перевезли во Владивосток, затем на Ил-76 перевезли в Новороссийск, для проведения испытаний на Чёрном море. Одним из первых пилотов был Анатолий Михайлович Сагалевич
В 1977 году «Пайсис-ХI» и «Пайсис-ХI» участвовали в экспедиции на озере Байкал.
В 1978 году «Пайсис-ХI» в Тихом океане погружался на вершину горы Дмитрий Менделеев атолла Хермит.
В 1979 году «Пайсис-ХI» погружался в зоне рифтовой трещины Красного моря до глубины 1 800 метров, и оставил там, на грунте советский флаг.
Участвовал в нескольких экспедициях Института океанологии. В качестве носителей использовались научно-исследовательские суда «Академик Курчатов» и «Дмитрий Менделеев».
С 1982 года исследовательские ПА «Пайсис-VII» и «Пайсис-ХI» переданы на научно-исследовательское судно, специально оборудованное для несения обитаемых ПА. Участвовал в 4-м рейсе НИС «Академик Мстислав Келдыш».
 «Пайсис-ХI» эксплуатировался 15 лет и на борту НИС Академик Мстислав Келдыш» участвовал в 16 экспедициях. В 1991 году «Пайсис-ХI» был положен на хранение в ангар в Калининграде.
В конце 2012 года «Пайсис-ХI» был перевезён Байкальский музей Сибирского отделения РАН, который расположен в Листвянке на берегу Байкала.



Copyright © 2012