Канадская компания International Hydrodynamics Corp. (HYCO) начала строительство подводных аппаратов«Пайсис»(рыба), в 1965 году по проектам, разработанным Маком Томсоном. Подводные аппараты строились по техническим заданиям заказчика. До 1978 года было построено 11 ОПА "Пайсис".
"Пайсис-I" Пайсис-1 был построен в 1965 году из стали Алагома-44 и имел диаметр 1,94 м.
«Пайсис-1» рассчитан на глубину погружения 975 м. Балластно-приборная сфера имела диаметр 0,99 м. Сферы соединены рамой с поперечными перекладинами. Аккумуляторные боксы со свинцово-кислотными аккумуляторами весом 2 тjyys могут перемещаться в продольном направлении, меняя дифферент аппарата. Прочный корпус имеет два смотровых иллюминатора и иллюминатор для фото- и киносъемок. В верхней части легкого стеклопластикового корпуса размещены цистерны главного балласта. Баллоны для продувки стоят за прочной сферой. Снизу к прочному корпусу крепится аварийный груз весом 136 кг. Вес аппарата — 6,5 тонн. Электродвигатели мощностью по 2 л. с. в маслозаполненных корпусах, установлены по бортам аппарата.
В октябре 1966 года «Пайсис-1» был арендован «Б.Ц.Ф. Иксплорэйтори Фишинг и Джир Рисеч Бэйс». Несколько погружений «Пайсиса-1» в районе Пагет Саунда были необходимы не только для испытания всех систем аппарата и их технических возможностей, но и для изучения поведения популяции рыб в этом районе и непосредственного наблюдения за орудиями лова рыбы.
В январе 1967 года по контракту между фирмой «Вестингауз» и Университетом Британской Колумбии «Пайсис-1» работал по программе изучения глубинного рассеивающего слоя.
Через год группа пилотов «Пайсиса-1» приняла участие в уникальном эксперименте по изучению флоры и фау ны под Арктическими ледовыми полями.
Весной 1969 года в проливе Хау Саунд на глубине 204 м затонул буксир «Эмеральд Страйт». Погибли три члена команды. Для выяснения причин аварии решено было поднять буксир. Департамент транспорта заключил с компанией «Интернэшнл Хайдродайнэмикс» контракт, по которому «Пайсис-1 должен был участвовать в судоподъ емной операции. Буксир обнаружили в первом же спуске, в 900 м от берега. Место, где лежал затонувший буксир, было нетрудно определить по следам всплывшего масла на поверхности воды. В аппарате находились Мак Дональд и владелец буксира Билл Толлефсон. В кромешной тьме, царившей на глубине 200 м, носовой прожектор высвечивал лежащий на грунте с большим креном буксир. После нескольких погружений и детального изучения фотопленок и видеозаписей специалисты сделали заключение о том, что буксир можно поднять на поверхность. В июне к месту работ подошла баржа, которую раскрепили на четырех якорях. Задачей пилотов «Пайсиса-1» было освобождение якорных клюзов буксира. Штанга гидравлического резака аппарата оказалась слишком короткой. Пришлось всплывать и устанавливать резак на манипулятор. Обрезав якорный трос и заведя манипулятором подъемный трос в освободившийся клюз, «Пайсис-1» остался на грунте, чтобы гидронавты могли проследить за первым этапом подъема буксира. Удалось приподнять нос буксира, предоставив возможность пилотам «Пайсиса-1» заняться вторым клюзом. Теперь через корпус буксира проходила петля подъемного троса. Кран начал подъем 95-тонного буксира. Через некоторое время рубка «Эмеральд Страйта» показалась на поверхности.
Всего за время работ «Пайсис-1» совершил 27 спусков, средняя продолжительность каждого составила около пяти часов.
Осенью 1970 года прошла не большая международная экспедиция в 200 милях от Нова Скотии на Банке Джоржес. Впервые совместно с американскими и канадскими учеными в подводных работах на аппарате «Пайсис-1» принимали участие российские ученые.
Источник: Российские технологии ROV
"Пайсис-II" Одинаковые по конструкции «Пайсис-2» и «Пайсис-3» появились в 1969 году. В их строительстве принимала участие английская фирма «Викерс». Глубина погружения этих аппаратов — 1060 м, вес — 12,5 т. Мощность двигателей увеличена с 2 до 3 л.с. Прочные сферы диаметром 1,98 м изготовлены из стали Алагома-242. В декабре 1969 года Пайсис-2 по контракту с ВМС США участвовал в операциях по подъему торпед со дна Хау Саунда. Экипаж аппарата — Фрэнк Басби, Фред Варвик и Майк Костин — произвел проверки и должен был опуститься на глубину 400 м. На глубине 300 м, в то время, когда гидронавты смотрели в иллюминаторы, раздался громкий звук, после которого появился небольшой клуб дыма — все это сопровождалось шипением. Шипящий звук был звуком воды, хлынувшей через отверстие электрического ввода. Из-за короткого замыкания выгорело резиновое уплотнительное кольцо. Фред Варвик передал на судно обеспечения: «Поверхность, это «Пайсис». У нас небольшая неприятность, нам необходимо всплыть». В ответ краткое «Всплывайте». Фред начал откачивать балласт. Фрэнк и Майк смотрели на глубиномер. Через несколько минут стало ясно, что аппарат начинает погружаться. Глубина 370 м. На дне кабины уже скопилась приличная лужа кофейного цвета. Фред сказал, что можно сбросить манипулятор, батареи или свинцовый груз. Начали со свинцового груза. На глубине 380 метров 180-килограммовый груз был сброшен, и «Пайсис» вернулся на поверхность.
"Пайсис-III" Летом 1973 года в Атлантическом океане английская компания с помощью ПА «Пайсис-3» закапывала телефонный кабель, проложенный по дну океана. В 9 часов в кормовой сфере, выполнявшей роль поплавка сорвалась крышка люка. Аппарат осел на корму. Лопнул трос «Пайсис» встал почти вертикально и на глубине 480 метров аппарат врезался кормой в илистое дно.
Источник: Журнал "Костёр"
"Пайсис-IV" В 1971 году «Интернэшнл Хайдродайнэмикс» получила заказ на изготовление подводного аппарата «Пайсис-4» для Института океанологии им П. П. Ширшова по специальному техническому заданию. Со стороны СССР контракт заключила Академия Наук. В 1972 году аппарат был построен. Глубина погружения «Пайсиса-4» увеличилась до 2000 м. Форма и габариты аппарата практически не изменились. Прочный корпус изготовлен из стали HY-100. В декабре 1971 года под влиянием американской стороны канадские власти вынуждены были аннулировать разрешение на продажу обитаемого подводного аппарата «Пайсис-4», заказанного Академией Наук СССР. В конце 1972 года «Интернэшнл Хайдродайнэмикс» и швейцарская компания «X. Келлер. А. Г.» договорились о сборке и поставке в СССР подводного аппарата «Пайсис-6» с новой уравнительно-дифферентной системой и двигателями. По предложению «Интернэшнл Хайдродайнэмикс» в комплекте поставки должен быть четырехместный водолазный аппарат «Ариес» с глубиной погружения 360 м. Завершение сборки аппаратов и их передача планировалась в ноябре 1973 года. Но так же, как и «Пайсис-4», «Пайсис-6» не попал к заказчику. «Пайсис-6» был собран в 1976 году и вместе с двумя другими аппаратами — «Мермайд-2» и «Бивер Марк-4» — стал собственностью американской фирмы «Ай Ю Си Груп Вордвайд Ан дерватер Сервисез», предоставлявшей подводную технику в аренду заинтересованным организациям. «Пайсис-5» — полный аналог «Пайсиса-4», появился в 1973 году в результате совместной деятельности «Интернэшнл Хайдродайнэмикс» и британской фирмы «Викерс Оушеаник».
"Пайсис-V"
"Пайсис-VI"
"Пайсис-VII"
"Пайсис-VIII"
"Пайсис-IX"
"Пайсис-X"
"Пайсис-XI"