13 декабря 2014 года

-01.7


-01.10

 

 

Вам нравится наш новый сайт?

Нет, не нравится
Глаза бы мои этот сайт не видели
Да, очень
Да, но есть недостатки

Глубоководный комплекс «Архипелаг»

 Создание опытового глубоководного комплекса «Архипелаг».

Проектирование опытового глубоководного комплекса «Архипелаг» было начато в середине 1960-х годов. Общее руководство работами осуществлялось офицерами войсковой части 90802. По замыслу создателей глубоководный комплекс состоял из модернизированной большой дизельной подводной лодки носителя, модернизированной из ПЛ пр.611 и 3-х местной наблюдательной камеры.

 08-01-01 Архипелаг
 ПЛ Б-69 с глубоководным комплексом
"Архипелаг"

 Проект модернизации дизельной ПЛ проекта 611 был разработан ЦКБ-16 «Волна». Новый проект ПЛ-носителя получил шифр 611П. Проект наблюдательной камеры разрабатывался в Кронштадте в 170-м судостроительном конструкторском бюро (СКБ-170) при Кронштадтском ордена Ленина морском заводе (КМОЛЗ).

Создание глубоководного комплекса «Архипелаг» велось в обстановке чрезвычайной секретности. Для лучшего соблюдения военной тайны специалистов-подводников было решено не привлекать. Особенно любопытным по секрету сообщали, что проектируется новая подводная лодка для несения боевых пловцов.  

В 1966 году с Северного флота из Полярного из состава 69-й бригады 4-й эскадры ПЛ КСФ в Кронштадт перешла большая дизельная ПЛ Б-69(пр.611). Б-69 зачислили в состав 25-й бригады ПЛ ДКБФ и поставили в Кронштадтский морской завод для модернизации по проекту 611П.

Через год работы на ПЛ Б-69 были окончены. Как пишет с своей статье «Глубоководные технические средства» начальник Главного управления глубоководных исследований вице-адмирал Буриличев А.В.: «Комплекс «Архипелаг» стал первой глубоководной станцией. В 1967 году при натурных испытаниях (без экипажа) наблюдательная камера достигла глубины 2000 метров. При проведении океанских испытаний комплекса «Архипелаг» наблюдательная камера достигла глубины 1500 метров».

 



Спасательный буксир СБ-38
Спасательный буксир СБ-38
Спасательный буксир СБ-38 обеспечивал поход ПЛ Б-69 в.. далее
Эскадренный миноносец "Бывалый"
Эскадренный миноносец "Бывалый"
Эскадренный миноносец "Бывалый" обеспечивал поход Б-69 в.. далее

Поход подводной лодки Б-69 с глубоководным комплексом «Архипелаг» в 1967 году.

Летом 1967 года ПЛ Б-69(пр.611П) в полигонах Балтийского моря и у острова Мощный вместе с глубоководным комплексом провела всесторонние испытания, в том числе и погружение наблюдательной камеры без экипажа, а также погружение с экипажем на рабочую автономность 3-е суток.

После успешного окончания испытаний ПЛ Б-69(пр.611П), хотя в Северной Атлантике уже началось время осенних штормов, было решено испытательный поход не откладывать. Командиром похода Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Советского Союза Горшков С.Г. назначил начальника 19-го Центра Министерства обороны капитана 1 ранга Астрахова Е.Г. Экипажи наблюдательной камеры формировались из инженеров-испытателей 19-го Центра МО, которые принимали участие в проектировании и строительстве глубоководного комплекса.     

Кроме ПЛ Б-69(пр.611П) с глубоководным комплексом «Архипелаг», в состав экспедиции входили гидрографическое судно «Створ» и спасательный буксир СБ-38. Работу экспедиции обеспечивали эскадренные миноносцы «Бывалый» и «Настойчивый».  Осенью экспедиция вышла в Атлантический океан.     

Реконструировать дальнейшие события удалось благодаря документам, сохранившимся в семьях Марины Николаевны Нестеровой (Истратовой), Александра Платоновича Чеботаева, а также воспоминаниям непосредственных участников событий.     

08-21-02 Барилович Е.А. 
 капитан 1 ранга Барилович Е.А.

22 ноября 1967 года наблюдательная камера с экипажем инженеров-испытателей в составе капитан 2 ранга Бариловича Е.А.(командир), майора Казменко В.Д.(бортинженер), капитана 3 ранга Поцелуева В.С.(борт-оператор) ушла на погружение. Группой, управлявшей спускоподъёмным устройством ПЛ командовал военный представитель 1-го ЦНИИ ВМФ старший лейтенант Гусаков А.Г.     

Погружение наблюдательной камеры на рабочую глубину прошло без замечаний, но во время одного из манёвров, датчик натяжения на спускоподъёмном устройстве показал, что натяжение кабель-троса резко упало и на ПЛ-носителе начали выбирать слабину. После того, как было выбрано 300 метров датчик натяжения показал максимальное усилие на лебёдке и кабель-трос остановился. Капитан 1 ранга Астрахов Е.Г. приказал командиру ПЛ Б-69 всплывать в надводное положение. Наверху бушевал шторм. После всплытия старший лейтенант Гусаков А.Г., в легководолазном снаряжении спустился в шахту СПУ и осмотрел спускоподъёмное устройство.

Капитан 1 ранга Коваленко Ю.С. писал: «Картина, открывшаяся инженеру, осматривавшему шахту СПУ, была удручающей. Десятки метров кабель-троса, свалившись с барабана лебедки (расположенной вертикально), были в перепутанном состоянии. Частично оторванные верхние слои проволоки чулком свисали с кабель-троса, забив все устройства тросовой проводки». Руководитель работ, командовавший инженерами-испытателями, приказал сменным экипажам наблюдательной камеры, погружаясь по очереди к спускоподъёмному устройству, распутать кабель-трос и очистить тросовую проводку. В течение суток офицеры поочерёдно, всплывая только для смены баллонов аквалангов, работали в шахте спускоподъёмного устройства, обрезая обрывки проволоки и освобождая устройства тросовой проводки. Через сутки инженеры-испытатели доложили, что восстановить спускоподъёмное устройство возможно только в доке. Тогда командир похода приказал вырубить запутавшуюся часть, а затем срастить целые части кабель-троса и поднять наблюдательную камеру. К этому времени шторм усилился до 6-7 баллов. ПЛ в надводном положении и при штормовой погоде готовилась к аварийным работам в море. Пока экипаж ПЛ Б-69 вместе с инженерами-испытателями, стоя по пояс в воде, вытягивали на палубу кабель-трос и заводил его на кнехты, командир похода капитан 1 ранга Астрахов Е.Г. проинструктировал командира наблюдательной камеры о действиях экипажа после исчезновения связи. После этого кабель-трос перерубили. С барабана лебёдки удалили остатки кабель-троса, а неповреждённый конец провели через механизмы спускоподъёмного устройства, соединили с барабаном лебёдки.

  Через несколько часов ПЛ Б-69 погрузилась и начала выбирать кабель-трос. Вскоре капитан-лейтенант Гусаков А.Г. доложил о падении натяжения кабель-троса. После того, как было выбрано всего 350 метров кабель-троса лебёдку опять заклинило, и начальник экспедиции приказал снова всплывать. Датчик натяжения кабель-троса показывал, что нагрузки нет, из чего командир похода и руководитель работ сделали вывод, что кабель-трос оборван, и наблюдательная камера потеряна. На самом деле, как потом выяснилось, датчик натяжения кабель-троса просто вышел из строя.     

Командир похода доложил в штаб ВМФ о сложившейся ситуации. Главнокомандующий ВМФ приказал кораблям обеспечения подойти к подводной лодке и начать поиск наблюдательной камеры. За борт были брошены несколько гранат, извещая глубоководников, что кабель-трос оборван.     

Водолазы подняли на палубу ПЛ кабель-трос и завели его на кормовой шпиль. Нагрузка на шпиле показала, что наблюдательная камера на месте!  Экипаж наблюдательной камеры, услышав взрывы гранат, понял это как команду на аварийное всплытие. Наблюдательную камеру подготовили к всплытию и, дождавшись утра, капитан 2 ранга Барилович Е.А. приказал отрезать кабель-трос и гайдроп. Ножи сработали без замечаний, и камера пошла к поверхности, где её ждал 7-и бальный шторм и жесточайшая качка. После всплытия экипаж вытолкнул специальную заглушку, расположенную в верхней части камеры. По замыслу проектантов, через образовавшееся отверстие экипаж должен был выстреливать сигнальные ракеты, по которым наблюдательную камеру могли обнаружить корабли обеспечения или высовывать антенну коротковолновой радиостанции. Но волны, непрерывно перекатывающиеся через, сидящую очень низко в воде камеру, не позволили выстрелить ни одной ракеты. При этом через отверстие каждая волна заливала в камеру воду. Понемногу, но камера тяжелела.

Капитан 1 ранга Коваленко Ю.С. рассказывал: «… матрос, работавший на кормовой надстройке носителя, в 300 метрах увидел мелькнувший полосатый предмет (аппарат был раскрашен чередовавшимися полосами). В эту точку и был направлен спасательный буксир, с которого увидели аппарат в последний момент и не смогли уклониться от столкновения». 26 ноября 1967 года в 10.30 командир перехода спасательного буксира СБ-38 №-15 капитан 3 ранга Матвеев приказал готовить буксирное устройство и начал маневрирование СБ-38 для подхода к камере.

Капитан 1 ранга Коваленко Ю.С. рассказывал: «… раздался сильный удар по корпусу, почти мгновенно появился дифферент на корму около 50°. Члены экипажа из носовой части, где они устанавливали антенну, попадали и оказались друг на друге на кормовой переборке, вперемешку с различными предметами и рассыпавшейся регенерацией. … спасательный буксир, пришедший на помощь и осуществлявший поиск всплывшего аппарата, шел курсом прямо на него, не смог сманеврировать, ударил его форштевнем, согнул и вывел из строя антенну аварийной радиосвязи». Вернуть наблюдательную камеру в обтекатель ПЛ-носителя в условиях жесточайшего шторма было невозможно, и командир похода приказал взять наблюдательную камеру на буксир СБ-38 и в таком состоянии транспортировать в базу. Для заведения буксирного конца на рымы наблюдательной камеры были посланы старшина команды мотористов главный старшина Шершнев Т.С. старший матрос Лопатенко В.И.

Из вахтенного журнала спасательного буксира СБ-38(сохранена стилистика оригинала):

11.15 – спустили за борт ПСН-6М, на нём 03 человека для заводки буксира на камеру. 12.00 – Продолжаем маневрирование для заводки буксира на камеру. В районе работы на дистанции 02 мили находятся ПЛ, ЭМ «БЫВАЛЫЙ», ГИСУ «СТВОР». 

12.40 – Завели на камеру страховочный трос. Экипаж наблюдательной камеры слышал, что снаружи ведётся какая-то работа и догадывался, что камеру берут на буксир. Для установления связи с командованием экспедиции капитан 2 ранга Барилович Е.А. приказал выставить через отверстие антенну аварийной радиосвязи, но связаться с командованием экспедиции экипаж не успел. Пневматический кранец согнул антенну. 1

3.15 – на ПСН-6М спущен главный старшина ШЕРШНЁВ и ст. матрос ЛОПАТЕНКО в спасательных жилетах со страхующими концами. Пневматический кранец перекатывается через камеру в связи с малой выступающей надводной частью камеры. В результате чего погнута штыревая антенна камеры.

13.16 – В связи с тем, что ют постоянно заливает водой перекатывающихся волн личному составу приказано быть одетыми в химкомплекты и спасательные жилеты.

13.18 – Главный старшина ШЕРШНЁВ, и старший матрос ЛОПАТЕНКО начали заводку основного буксира капронового троса окружностью 175 миллиметров. Два рыма расположенные на камере, имеют малый диаметр, порядка 35-40 мм., в связи с этим к капроновому буксиру присоединён скобой стальной трос диаметром 26-мм к которому присоединена 5-тонная скоба.

13.40 – Буксир закреплён за камеру.

13.47 – Плот протянут в нос корабля, поставлен рядом с камерой, с морской стороны, главный старшина ШЕРШНЁВ, и старший матрос ЛОПАТЕНКО начали выправлять антенну. 13.45 – Плот перевернуло волной гл.старшина ШЕРШНЁВ и ст.матрос ЛОПАТЕНКО плавают за бортом. Брошены за борт 04 спасательных круга, с концами.

14.06 – старший матрос ЛОПАТЕНКО подтянут к борту и поднят на борт. 14.03 – Главный старшина ШЕРШНЁВ подтянут к многорядному трапу.

14.12 – Главный старшина ШЕРШНЁВ поднят на борт. Неуправляемый перевёрнутый спасательный плот попал между камерой и бортом корабля оборван и раздавлен. В работы по спасению наблюдательной камеры включились старшина команды снабжения Янкаускас Р.Р. и командир отделения рулевых сигнальщиков Алёшин Н.Ф.

14.30 – за борт спущен второй спасательный плот ПСН-6 на него высажены мичман ЯНКАУСКАС и матрос АЛЁШИН.

14.36 – плот подведён к камере мичман ЯНКАУСКАС и матрос АЛЁШИН начали выправление антенны.

14.42 – закончили выправление антенны.

15.03 – мичман ЯНКАУСКАС и матрос АЛЁШИН подняты на борт.

15.08 – Спасательный плот ПСН-6 поднят на борт. По указанию руководителя работ, полученному по радио, начали вывод камеры на буксир за корму корабля. В течение 2,5 часов (с 12.35 до 15.10) из камеры периодически слышны вызовы и передача сигналов по азбуке Морзе. Вызванные радисты старший матрос ГВОЗДЕВ и старший матрос КРИВОЧ отвечали на сигналы, используя отпорный крюк длиною 04 метра. Всякий раз с нашествием волны, когда камера полностью погружалась в воду, слышимость сигналов прекращалась, в результате чего невозможно было разобрать даже отдельных слов.

15.10 – Камеру волной забросило на стальной трос, которым закреплён пневматический кранец. Камера зацепилась предположительно своими винтами за этот трос и на буксир не выходит. 1

5.16 – Обрублен стальной швартов пневматического кранца, камера продолжает выход на буксир.

15.20 – К правому борту подошёл катер ЭОС «СТВОР» от ПЛ прибыли капитан 1 ранга АСТРАХОВ, капитан 2 ранга КУДРИН, капитан 2 ранга ЮДИН с тремя матросами, водолазным имуществом и шлюпкой ЛАС-5 для участия в спасательных работах с камерой.

15.37 – все прибывшие приняты со своим имуществом на борт, катер отошёл от борта к ЭОС «СТВОР».

15.38 – Камера вышла на буксир за кормой корабля дистанция 70 метров. 15.40 – Начали перевод пневматического кранца с левого борта на правый.

15.45 – Самолёт ВВС США типа «ОРИОН» начал облёты всех кораблей находящихся в районе работ. 1

6.10 – Пневматический кранец переведён на правый борт, в связи с потёртостью стального швартова, начали заводку дублирующих капроновых швартов на кранец.

16.15 – Самолёт ВВС США типа «ОРИОН» совершил 05 облётов кораблей находящихся в районе работ, сбросил какой-то красный предмет и удалился по пеленгу 3409.

16.33 – Для крепления дублирующих капроновых швартов на кранец за борт спущен плот ПСН-6. В плот сошли мичман Янкаускас и матрос Алёшин.

16.55 – Закреплён кормовой страхующий швартов на кранец. 17.16 – Закреплён носовой страхующий швартов на кранец.

17.23 – Мичман Янкаускас и матрос Алёшин подняты на борт.

17.55 – начали подводку камеры к кранцу.

18.20 – Кранец систематически волной переваливается через камеру. Кранцем согнута антенна УКВ камеры.

18.55 – Собрали офицерский состав по выработке спасения личного состава в камере.

19.05 – Окончили сбор офицерского состава, спустили плот ПСН-6 для заводки буксира за кормовой рым камеры и перезаводки носового буксира с заводом подъёмного троса.

19.19 – На плот высажены мичман Янкаускас, гл.старшина Шершнёв и старший матрос Лопатенко.

19.23 – Начали подвод плота к камере.

19.51 – Набежавшей волной плот ударило о привальный брус, шина разорвала плот.

20.00 – Мичман Янкаускас, гл.старшина Шершнев и ст.матрос Лопатенко по многорядному трапу перешли на борт корабля. Начали готовить другой плот. Одновременно готовятся концы буксирные, подъёмные, швартовы, страхующие, бросательные, канифас-блоки.

21.08 – Спустили на воду шлюпку ЛАС-5.

21.20 – Волна ударила шлюпку ЛАС-5 о привальный брус и разорвала её.

21.47 – За борт спущен водолаз ст.матрос РОМАНОВИЧ для выправления антенны на камере.

21.51 – Выправить антенну на камере не удалось. Водолаз сломал антенну у места выхода её из корпуса, но в корпус втолкнуть не удалось из-за изгиба в месте перелома. Держаться водолазу у корпуса невозможно из-за волны и опасности попасть под перекатывающийся через камеру кранец. Водолаз поднят на борт.

22.01 – По указанию руководителя спасательных работ капитана 1 ранга АСТРАХОВА плот переведён в нос ближе к выходному люку камеры для обеспечения выхода личного состава камеры.

22.12 – С нашествием волны плот бросило на буксирный конец камеры, в результате чего он перевернулся, мичман Янкаускас, гл.старшина ШЕРШНЁВ, и старший матрос ЛОПАТЕНКО плавают в воде.

22.15 – Старший матрос ЛОПАТЕНКО подтянут за страхующий конец к штормтрапу и поднят на борт.

22.18 – Водолаз ТАРАНЕЦ спущен за борт для оказания помощи и дальнейшей подготовки камеры к самостоятельному выходу её личного состава.

22.23 – Мичман ЯНКАУСКАС поднят на борт, плот оторвало и унесло в море.

22.30 – Главный старшина ШЕРШНЁВ поднят на борт.

22.38 – Водолаз ТАРАНЕЦ поднят на борт. После всплытия наблюдательной камеры в надводное положение прошло более 12 часов, связи с руководством экспедиции не было. Экипаж был предельно измотан. Начиналась ночь. Существовал риск, что если буксир оборвётся наблюдательную камеру унесёт в ночной океан и обнаружить её уже не удастся. Выходить из камеры в ночное время было чрезвычайно опасно, но капитан 2 ранга Барилович Е.А. приказал готовиться к покиданию камеры. Но перед экипажем стояло несколько жизненно важных вопросов: Останется ли камера наплаву, после заполнения водой шлюзовой камеры? Сможет ли борт-оператор закрыть входной люк, до того, как бушующий океан оторвёт его от наблюдательной камеры? Хватит ли у командира сил откачать ручным насосом за борт более тонны воды? Экипаж решил выходить всем вместе, сняв с себя тёплое водолазное бельё и надев гидрокомбинезоны почти на голое тело. Как показали последующие события, опасения экипажа были совершенно справедливы, через несколько минут после всплытия, выхода экипажа и заполнения шлюзового устройства камера быстро затонула. Штормовые волны непрерывно перекатывались через палубу СБ-38, но вахтенные не отводили глаз от камеры и это спасло экипажу камеры жизнь. Промедли они хотя бы минуту и вышедший из камеры экипаж унесло бы в море.

22.50 – Из люка камеры появились воздушные пузыри, люк камеры приоткрывается. У места выхода экипажа из камеры находится плот ПСН-6, по борту стоят 5 человек со спасательными кругами на концах, спущены 02 штормтрапа, 02 многорядных трапа.

22.52 – на воду спущен ст.матрос водолаз РОМАНОВИЧ для обеспечения выхода экипажа.

22.54 – Ст.матрос РОМАНОВИЧ открыл люк, из камеры выскочил большой воздушный пузырь, и камера исчезла под водой с дифферентом на корму. Руководитель спасательных работ капитан 1 ранга АСТРАХОВ приказал личному составу выбирать камеру на поверхность.

22.55 – Командир СБ-38 приказал всем находящимся на палубе матросам вытаскивать камеру наверх и удерживать её на поверхности.

22.56 – за кранцем всплыл майор КАЗМЕНКО и его понесло в корму СБ-38. Ст.матрос РОМАНОВИЧ подхватил его.

22.57 – В средней части СБ-38 всплыл капитан 3 ранга ПОЦЕЛУЕВ. Его на борт поднял и доставил в каюту инж.капитан 2-го ранга ЮДИН. При выходе из наблюдательной камеры капитана 3 ранга Поцелуева В.С., штормовая волна затянула его под СБ-38, сильно ударила головой о днище буксира, и он потерял сознание. Капитан 2 ранга Юдин А.Д. прыгнул за борт и поднял из воды бесчувственное тело своего товарища. Командир наблюдательной камеры выходил последним. От удара, регенеративное вещество из патрона его дыхательного аппарата выбросило в маску, оно смешалось с водой, заполнив маску до половины. Наблюдательную камеру отнесло от СБ-38, и капитан 2 ранга Барилович Е.А. плыл к буксиру на левом боку и его левый глаз был сильно повреждён, были обожжены дыхательные пути и глотка.

22.58 – Всплыл на поверхность капитан 2-го ранга БАРИЛОВИЧ, ст.матрос РОМАНОВИЧ свободной рукой подхватил его. Старшина 1 статьи ПЕРЕЧКИН помог поднять товарищей КАЗМЕНКО и БАРИЛОВИЧА на борт.

23.00 – Экипаж камеры доставлен в каюты. Капитан 3 ранга ПОЦЕЛУЕВ, и капитан 2 ранга БАРЕЛОВИЧ чувствуют себя плохо.

23.03 – камера подтянута к поверхности 125 мм. Капроновый конец, на котором удерживается камера закреплён за шлюпбалку.

23.05 – Для быстрейшего оказания медицинской помощи экипажу камеры капитан 2-го ранга ЮДИН приказал разрезать аппараты АТ-1 и гидрокомбинезоны ГК-5.

23.15 – камера скрылась под водой. После выборки буксирного троса установлено, что обрыв камеры произошёл в результате обрыва 26 мм. стального троса в районе скобы, соединяющей трос с камерой. Камера затонула в Ш = ___, Д = ____. На глубине ___ метров.            

Несмотря на то, что первый поход ПЛ Б-69 с буксируемой наблюдательной камерой, закончился неудачей, работы в этом направлении не были прекращены. Командование ВМФ сделало из аварии очень серьёзные выводы. Капитан 1 ранг Астрахов Е.Г. был отстранён, временно исполнял обязанности командира 19-го Центра МО начальник 1-го управления Балев Борис Фёдорович, его вскоре сменил капитан 1 ранга Истратов Николай Михайлович, который привлёк к работе опытнейших подводников. Бесценный опыт полученный при создании глубоководного комплекса «Архипелаг» был использован при созданием нового глубоководного комплекса «Селигер».

 

 

 



Copyright © 2012