13 декабря 2014 года

-01.7


-01.10

 

 

Вам нравится наш новый сайт?

Нет, не нравится
Глаза бы мои этот сайт не видели
Да, очень
Да, но есть недостатки

Гидростаты ЭПРОНа

Гидростатат Даниленко Е.Г. «ЭПРОН-1» оказался слишком тяжёл и неудобен в работе, манипуляторное устройство было неработоспособно и мешало спуско-подъёмным работам.

В 1927 году, начальник технической части Экспедиции подводных работ особого назначения инженер Анатолий Захарович Каплановский  спроектировал небольшой одноместный гидростат «ЭПРОН-2».

Благодаря небольшому весу гидростат «ЭПРОН-2» использовался с небольшого водолазного баркаса и даже буксировался. Так же как и гидростат Даниленко Е.Г. «ЭПРОН-2» был связан с поверхностью воздушными шлангами  кабелем телефонной связи.

Конструкция оказалась удачной, и гидростат «ЭПРОН-2» длительное время успешно использовался на Черном и Баренцевом морях.

 


Российская самоучки ещё с XVI века предлагали различные проекты создания подводных аппаратов, так в 1831 году дворянин Минской губернии Черновский К. предлагал построить машину, которая сможет свободно плавать под водой и очищать пороги, осмотрщик электрического освещения Трунин А., предлагал в в 1892 году построить аппарат подводного плавания «Плавун», воспитанник Комиссарского училища Аммон И. предлагал проект подводного судна для научных целей. Это только несколько из сотен предложений, которые так и не были поддержаны российским правительством.

-01.1

В 1923 году в Москву из Севастополя приехал ещё один такой соискатель, инженер Языков В.С. и добился приёма у руководителя ГПУ.  На приёме у Феликса Эдмундовича Дзержинского инженер рассказал, что в 1854 году под Балаклавой, во время шторма разбился о скалы английский пароход «Принц», который привёз золоте английские монеты для выдачи жалования осаждающим Севастополь войскам.

Языков В.С. доложил, что собрал все необходимые документы и точно знает, где потерпел крушение «Принц». Глубины, на которых лежат останки парохода, недоступны водолазам, поэтому если построить, предлагаемый инженером Даниленко Е.Г. гидростат, то обнаружить и поднять, лежащее на дне золото будет нетрудно.

При этом Языков В.С. умолчал, что лежащее на дне английское золото уже искали американцы, французы, японцы, но, почему-то не искали его хозяева – англичане. Возможно, они точно знали, что золота «Принц» не вёз, но молчали об этом.

 Дзержинский Ф.Э. видел вопрос шире и разрешил начало работ. Для руководства работами по поиску сокровищ была создана группа  в составе Языков В. С. , Карпович Д. А. и инженер Даниленко Е.Г., для оказания помощи был выделен сотрудник ГПУ комиссар Лев Николаевич Захаров(Мейер).

 Уже весной 1923 года флагманский инженер-механик дивизии ПЛ МСБМ инженер Даниленко Е.Г. представил в  Научно-технический отдел (НТО) ВСНХ для согласования проект  гидростата, который он назвал своими инициалами – ЕГД(впоследствии этот аппарат получил официальное название «ЭПРОН-1»).

Глубина погружения – 150 метров.
Экипаж – до 5 человек;
Вес аппарата – 10 000 кг.
Высота – 5 метров;
Количество иллюминаторов – 7 шт.
Имел телефонную связь.
Имел манипуляторное устройство.
Воздух подавался от обычной водолазной помпы
На случай обрыва троса, имел систему аварийного всплытия.

НТО, в течение месяца, выдало положительное заключение и к середине лета на заводе «Парострой» в Москве, под руководством инженера Шухова В.Г. был построен корпус гидростата и отправлен в Севастополь для окончательной сборки.

В сентябре Языков В.С. Карпович Д. А. и Даниленко Е.Г. начали обследование дна Балаклавской бухты в поисках золота. Золото обнаружено не было, но со дна бухты было поднято много очень полезных предметов: якоря, якорные цепи и прочие железные детали. Работы по подъёму со дна бухты деталей кораблей приобретали всё большие масштабы и штат группы увеличили до 30-и человек.

На базе поисковой группы, приказом Председателя ГПУ Дзержинского Ф.Э. было создано специальное подразделение, в составе НКВД – Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), а Языкова В.С. назначили её первым начальником. В середине 1924 года, не прекращая поиска золота под Балаклавой, ЭПРОН поднял под Одессой подводную лодку «Пеликан».

 В середине 1925 года останки «Принца» были обнаружены. Детали корабля были завалены обломками скал и замыты песком. Имеющаяся у ЭПРОНовцев техника не позволяла очистить место работ.

В конце 1925 года советское правительство передало права на поиски золота «Принца» частной японской фирме. В случае успеха золото делилось пополам, а в случае неудачи японцы оставляли ЭПРОНу всё своё оборудование.

Японцы нашли на дне бухты только восемь золотых соверенов и всё.

Гидростат «ЭПРОН-1» ещё долго использовался, а в 1932 году в Финском заливе им был обнаружен броненосец береговой обороны «Русалка», погибший в 1893 году.


Copyright © 2012