13 декабря 2014 года

-01.7


-01.10

 

 

Вам нравится наш новый сайт?

Нет, не нравится
Глаза бы мои этот сайт не видели
Да, очень
Да, но есть недостатки

Гидронавтика - Соединения

В начале 1960-х годов офицеры специального отдела 91-го Центрального научно-исследовательского института аварийно-спасательного дела Министерства обороны СССР Гулин Р.С. и Батиевский Е.В., выполняя директиву Генерального штаба ВС СССР разработали план технического вооружения и оснащения частей ВМФ специальными глубоководными техническими средствами. Для повышения их погодоустойчивости и скрытности предлагалось размещать их на подводных лодках. И хотя в целом предложенный план не был принят, создание глубоководных технических средств было поддержано в Главном штабе и в Кронштадском СКБ Главного Управления Судоремонтных заводов ВМФ (ГУСРЗ) и на Кронштадском Морском ордена Ленина заводе были развёрнуты работы по созданию глубоководного комплеса «Архипелаг», состоящего из ПЛ-носителя проекта 611П, который разработало ЦКБ «Волна» и трёхместной наблюдательной камеры.

Начальник Главного управления глубоководных исследований вице-адмирал Буриличев А.В. в своей статье «Глубоководные технические средства» рассказывал: К концу 1960-х гг. на ордена Ленина Кронштадском Морском заводе и 170 судостроительном конструкторском бюро (СКБ-170) были благополучно завершены работы по созданию глубоководного комплекса «Архипелаг» (наблюдательная камера для глубоководных погружений с экипажем их 3-х человек и подводная лодка — носитель «Б-69»).

В средней части под килём смонтировали обтекатель в котором размещалась наблюдательная камера, 4-м отсеке выгрузили часть аккумуляторной батареи и на её месте смонтировали спуско-подъёмное устройство наблюдательной камеры, в носу установили новую ГАС для слежения за наблюдательной камерой и лаговое подруливающее устройство. В первом отсеке демонтировали стеллажи для запасных торпед и смонтировали каюты для экипажей погружения.

В то время, когда в Кронштаде заканчивали подготовку к испытаниям первого советского глубоководного комплекса «Архипелаг», в США в городе Сан-Диего, в составе отдела подводных операций военно-морской разведки США, была создана «1-я группа опытовых подводных лодок» (Submarine Development Group One, сокращённо SDG-1). Группа являлась оперативным соединением ВМС США по вопросам глубоководных операций. В состав SDG-1 передали три обитаемых глубоководных аппарата «Triest-II», «Alvin» и «Aluminaut».

Начальник 19-го Цетра Министерства обороны СССР контр-адмирал Истратов Н.М.

Осенью 1967 года монтаж на борту ПЛ Б-69 глубоководного комплекса «Архипелаг» был окончен, и начальник 19-го центра МО капитан 1 ранга Астрахов Е.Г. вывел в Атлантический океан небольшой отряд кораблей, которые должны были обеспечивать испытания ПЛ Б-69, которой командовал капитан 2 ранга Смирнов Н.Д. Испытания прошли неудачно. О время второго спуска наблюдательная камера была утеряна, но экипаж, с большим трудом удалось спасти. Вернувшись в Москву капитан 1 ранга Астрахов Е.Г. представил Главнокомандующему ВМФ СССР адмиралу Горшкову С.Г. представление о награждении участников испытаний, но вместо наград руководителей проекта строго наказали. Начальника 19-го Центра МО отправили в отставку, а его сменил опытный подводник капитан 1 ранга Истратов Н.М. Работы над глубоководным комплексом «Архипелаг» были прекращены, но идею создания для ВМФ СССР ПЛ-носителей с буксируемыми глубоководными обитаемыми аппаратами удалось отстоять. Под руководством капитана 1 ранга Истратова Н.М. были начаты работы по созданию нового глубоководного комплекса «Селигер», главным конструктором которого назначили капитан-лейтенанта Казменко В.Д.

В то время когда в Главном штабе ВМФ рубили головы, за неудачные испытания ГК «Архипелаг», в США начали модернизацию атомной ПЛ «Halibut» SSN-587, на которой, так же как и на Б-69 на был установлен буксируемый глубоководный комплекс, но вместо 3-х местной наблюдательной камеры американцы использовали телеуправляемый ПА с тросс-кабелем длиной 11 000 метров, что позляло использовать сменные телеуправляемые ПА практически с любой глубиной погружения. Кроме этого на АПЛ «Halibut» SSN-587 установили систему стационарного позиционирования, носовой и кормовой грибовидные якоря, водолазный комплекс с барокамерой, позволяющий водолазам работать на глубинах до 200 метров, шлюзовые водолазные камеры, гидроакустические станции дальнего и ближнего действия, фото и видео оборудование, бортовй компьютер и другое оборудование, необходимое для ведения разведывательной деятельности. Через два года модернизированная SSN-587 была зачислена в состав SDG-1.

Командир ПЛ Б-69 капитан 3 ранга Носов К.М. В боевом походе 1972 года у перископа.

В 1970 году работы над новым глубоководным комплексом «Селигер» были в основном окончены, командиром ПЛ-носителя Б-69 был назначен опытный подводник капитан 3 ранга Носов К.М. 1972 году Б-69 вышла в первый поход в Атлантический океан для испытаний. Программа испытаний была выполнена полностью, при этом экипажу ПЛ Б-69 удалось выполнить некоторые элементы боевых задач.

В 1973 году ПЛ Б-69 вышла в свой первый боевой поход, а на КМОЛЗе было начато переоборудование ПЛ Б-91 по проекту 611П для несения глубоководного комплекса «Селигер».

В 1974 году ПЛ-носитель Б-69 вышла в боевой поход в Средиземное море, с заходом для отдыха экипажа в Александрию. Поход был очень тяжёлым, корабли НАТО пытались отслеживать действия пл Б-69 в глубине и всячески помешать им. Корабли Средиземноморской эскадры отогнали противника и помогли ПЛ выполнить боевую задачу.


Copyright © 2012