Вам нравится наш новый сайт?
|
2-е ПОКОЛЕНИЕ ДЭПЛ
В 1921 году Морская подкомиссия по восстановлению военной промышленности начала формировать первые проекты тенических заданий необходимых подводных лодок, а в Техбюро Балтийского завода разрабатывались эскизные проекты. Но отечественная промышленность не производила необходимых для ПЛ двигателей и торпед.
В 1925 году Нарком Фрунзе М.В. утвердил классификацию корабельного и судового состава советского ВМФ. По этой классификации корабельный состав ВМФ делился на боевую часть и вспомогательную часть. Боевая часть состояла из:
- линейных сил (линкоры, линейные крейсера и мониторы);
- лёгкие силы (крейсера, авианосцы, эсминцы, сторожевики, тральщики, катера);
- подводные силы (подводные крейсера, эскадренные ПЛ, позиционные ПЛ, подводные минные заградители).
I серия
 |
Позиционная большая дизель-электрическая ПЛ I серии предназначалась для борьбы с надводными кораблями и судами противника в ограниченных районах, используя преимущественно торпедное оружие. |
II серия
|
Подводный минный заградитель II серии предназначался для постановки минных заграждений в местах предполагаемого развертывания кораблей противника, а также для нанесения ударов по кораблям и транспортам с использованием торпедного и артиллерийского вооружения. |
III серия
|
Средняя дизель-электрическая ПЛ III серии предназначалась для борьбы с надводными кораблями и судами противника в Финском заливе. |
IV серия
|
Эскадренная дизель-электрическая ПЛ IV серии предназначалась для ведения морского боя совместно с надводными кораблями, а также для противодесантных действий. |
V серия
 |
Средняя дизель-электрическая ПЛ ка V серии предназначалась для борьбы с надводными кораблями и судами противника. Подводными лодками V серии планировалось вооружить МСДВ. |
Vбис серия
|
Средняя дизель-электрическая ПЛ Vбис серии, являлась продолжением V серии с незначительными изменениями и предназначалась для борьбы с надводными кораблями и судами противника. |
Vбис2 серия
 |
Средняя дизель-электрическая ПЛ Vбис2 серии, являлась продолжением Vбис серии с учётом накопленного опыта при строительстве «Щук» и предназначалась для борьбы с надводными кораблями и судами противника. |
VI серия
 |
Малые позиционные дизель-электрические ПЛ VI серии предназначалась для прикрытия своих баз и блокирования близлежащих портов противника. |
VIбис серия
 |
Малые позиционные дизель-электрические подводные лодки VIбис серии являлись улучшенным вариантом ПЛ VI серии и предназначалась для прикрытия своих баз и блокирования близлежащих портов противника. |
IX серия
 |
Средние дизель-электрические ПЛ IX серии предназначалась для борьбы с надводными кораблями и судами противника на морских коммуникациях. ПЛ IX серии строились по проекту немецкого конструкторского бюро "Ingeneer Kontor vor Shiffbau" и оборудовалась импортными механизмами. |
IXбис серия
 |
Средние дизель-электрические ПЛ IXбис серии являлись переработанным проектом ПЛ IX серии оборудованным отечественными механизмами и предназначалась для борьбы с надводными кораблями и судами противника на морских коммуникациях. |
IXбис2 серия |
Средние дизель-электрические ПЛ IXбис2 серии являлись доработанным проектом ПЛ IXбис серии и предназначались для борьбы с надводными кораблями и судами противника на морских коммуникациях. |
X серия
 |
Средняя дизель-электрическая ПЛ Х серии, являлась дальнейшим развитием ПЛ типа «Щ» и предназначалась для борьбы с надводными кораблями и судами противника в Финском заливе. |
Xбис серия
 |
Средняя дизель-электрическая подводная лодка Хбис серии, являлась дальнейшим равитием ПЛ типа «Щ» и предназначалась для борьбы с надводными кораблями и судами противника. |
XI серия |
Подводный минный заградитель ХI серии предназначался для постановки минных заграждений, а также нанесения ударов по кораблям и транспортам противника торпедным и артиллерийским оружением. |
XII серия
 |
Малые дизель-электрические ПЛ ХII серии являлись улучшенным вариантом ПЛ VIбис серии и предназначалась для действий на прибрежных коммуникациях противника. |
XIII серия |
Подводный минный заградитель ХIII серии предназначался для постановки минных заграждений, а также нанесения ударов по кораблям и транспортам противника торпедным и артиллерийским оружением. |
XIIIбис серия |
Подводный минный заградитель ХIIIбис серии предназначался для постановки минных заграждений, а также нанесения ударов по кораблям и транспортам противника торпедным и артиллерийским оружением. |
XIV серия
 |
Крейсерская дизель-электрическая ПЛ XIV серии предназначалась для борьбы с надводными кораблями и судами противника. |
XV серия
 |
Малые дизель-электрические ПЛ ХV серии являлись совершенно новым проектом малютки и предназначались для действий на прибрежных коммуникациях противника. |
19.08.23 - командование ВМС РККА создало Комиссию по разработке оперативно-тактических заданий новых проектов ПЛ.
26.11.26 - Совет труда и обороны СССР утвердил первую шестилетнюю программу военного судостроения. В первую очередь предусматривалось строительство 6 больших торпедных ПЛ I серии и 6 подводных минных заградителей II серии.
Позиционные ПЛ |
I серия |
IV серия |
IX серия |
IXбис серия |
IXбис2 серия |
XIV серия |
Годы строительства |
1927-31 |
1931-34 |
1934-38 |
1936-48 |
1938-46 |
1936-44 |
Годы службы |
|
|
|
|
|
|
Количество ПЛ |
6 |
3 |
3 |
23 |
15 |
11 |
Длина |
76,6 метра |
87,7 метра |
77,7 метра |
77,7 метра |
77,7 метра |
72 метра |
Ширина |
6,4 метра |
8 метров |
6,4 метра |
6,4 метра |
6,4 метра |
7,2 метра |
Осадка |
3,8 метра |
2,9 метра |
4 метра |
4 метра |
4 метра |
4,1 метра |
Водоизмещение надводное |
934 тонны |
931 тонна |
840 тонн |
837 тонн |
837 тонн |
1 500 тонн |
Водоизмещение подводное |
1 361 тонна |
1 685 тонна |
1 068,7 тонн |
1 090 тонн |
1 090 тонн |
2 117 тонн |
Запас плавучести |
45% |
77% |
28% |
28% |
28% |
20% |
Глубина рабочая |
75 метров |
50 метров |
80 метров |
80 метров |
80 метров |
80 метров |
Глубина предельная |
90 метров |
70 метров |
100 метров |
100 метров |
100 метров |
100 метров |
Скорость надводная |
14,6 узла |
20,2 узла |
19,5 узлов |
19,45 узла |
19,45 узла |
22 узла |
Скорость подводная |
8,5 узлов |
8,3 узла |
9 узлов |
8,7 узла |
8,7 узла |
10,3 узла |
Дальность в НП |
8 950 миль |
8 500 миль |
9 860 миль |
8 200 миль |
8 200 миль |
16 500 миль |
Дальность в ПП |
159(2,9)миль |
96(4,1) миль |
148(3) миль |
139(2) миль |
139(2) миль |
175(2,9)миль |
Экипаж |
53 человек |
56 человек |
45 человек |
45 человек |
45 человек |
65 человек |
Автономность |
28(40) суток |
15(35) суток |
30(50) суток |
30(50) суток |
30(50) суток |
30(50) суток |
--.01.26 - в Научно-техническом комитете Управления ВМС (НТКМ) начали разработку проекта первой советской ПЛ. Первой проектировалась позиционная торпедная ПЛ. Руководство проектом возглавил председатель секции подводного плавания Гарсоев А.Н. (первый командир ПЛ «Минога»). Через девять месяцев проект был готов.
ПМЗ |
II серия |
XI серия |
XIII серия |
XIIIбис серия |
Строительство |
1929-35 |
1934-38 |
1935-39 |
1938-43 |
Служба |
|
|
|
|
Количество ПЛ |
6 |
6 |
7 |
5 |
Длина |
78 метров |
79,9 метра |
85,3 метров |
83,3 метра |
Ширина |
7,2 метра |
7 метров |
7 метров |
7 метров |
Осадка |
3,96 метра |
3,96 метра |
4,05 метра |
4,05 метра |
Водоизмещение надводное |
1 025 тонн |
1 040 тонн |
1 120 тонн |
1 108 тонн |
Водоизмещение подводное |
1 312 тонн |
1340 тонн |
1 425 тонн |
1 400 тонн |
Запас плавучести |
29% |
28% |
27% |
27% |
Глубина рабочая |
75 метров |
75 метров |
80 метров |
80 метров |
Глубина предельная |
90 метров |
90 метров |
100 метров |
100 метров |
Скорость надводная |
14,2 узла |
14,5 узла |
15 узлов |
18 узлов |
Скорость подводная |
8,5 узла |
8,5 узла |
9 узлов |
9 узлов |
Дальность в НП |
7400 миль |
7500 миль |
10000 миль |
10000 миль |
Дальность в ПП |
154(2,5) миль |
135(2,5) миль |
150(2,5) миль |
150(2,5) миль |
Экипаж |
55 человек |
55 человек |
56 человек |
56 человек |
Автономность |
28(40) суток |
28(40) суток |
30(45) суток |
30(45) суток |
19.09.26 - НТКМ представил на рассмотрение начальника Морских Сил Республики два варианта водоизмещением 890 и 1440т. Начальник Управления ВМС Муклевич Р.А. одобрил проект позиционной торпедной ПЛ водоизмещением 890 тонн и представил его Реввоенсовету СССР.
Средние ПЛ |
III серия |
V серия |
Vбис серия |
Vбис2 серия |
X серия |
Xбис серия |
Строительство |
1930-34 |
1932-34 |
1932-33 |
1933-36 |
1934-38 |
1938-46 |
Служба |
|
|
|
|
|
|
Количество ПЛ |
4 |
12 |
13 |
14 |
32 |
11 |
Длина |
57 метров |
58,5 метра |
58,5 метра |
58,5 метра |
58,7 метров |
58,7 метров |
Ширина |
6,2 метра |
6,2 метра |
6,2 метра |
6,2 метра |
6,2 метра |
6,4 метра |
Осадка |
3,8 |
|
|
|
|
|
Водоизмещение надводное |
572 тонны |
592 тонны |
592 тонны |
593 тонны |
584 тонны |
590 тонн |
Водоизмещение подводное |
672 тонна |
715 тонн |
716 тонн |
706 тонн |
708 тонн |
705 тонн |
Запас плавучести |
22% |
20% |
20% |
19% |
19% |
19% |
Глубина рабочая |
75 метров |
75 метров |
75 метров |
75 метров |
75 метров |
75 метров |
Глубина предельная |
90 метров |
90 метров |
90 метров |
90 метров |
90 метров |
90 метров |
Скорость надводная |
11,6 узла |
11,9 узла |
12,3 узла |
12,3 узла |
14,1 узла |
14,4 узла |
Скорость подводная |
8,5 узлов |
8,5 узлов |
8,5 узлов |
8,5 узлов |
8,5 узлов |
8,5 узлов |
Дальность в НП |
3 130 миль |
4 500 миль |
4 500 миль |
4 500 миль |
4 500 миль |
4 500 миль |
Дальность в ПП |
112(2,8)миль |
110(2,8)миль |
110(2,5)миль |
110(2,5)миль |
110(2,5)миль |
110(2,5)миль |
Экипаж |
40 человек |
40 человек |
40 человек |
40 человек |
40 человек |
40 человек |
Автономность |
20(40) суток |
20(40) суток |
20(40) суток |
20(40) суток |
20(40) суток |
20(40) суток |
30.09.26 - Проект ПЛ водоизмещением 890 тонн представили Реввоенсовету СССР. Не дожидаясь официального утверждения Реввоенсоветом (это произошло лишь 17 февраля 1927 г.), документы передали на Балтийский завод для подготовки строительства.
Малые ПЛ |
VI серия |
VIбис серия |
XII серия |
XV серия |
Строительство |
1932-35 |
|
|
|
Служба |
|
|
|
|
Количество ПЛ |
30 |
20 |
45 |
57 |
Длина |
36,9 метра |
37,8 метра |
44,5 метров |
50,5 метров |
Ширина |
3,13 метра |
3,11 метра |
3,3 метра |
4,4 метра |
Осадка |
2,58 метра |
2,58 метра |
2,85 |
2,81 метра |
Водоизмещение надводное |
157 тонн |
161 |
206 |
281 |
Водоизмещение подводное |
197 тонн |
201 |
258 |
351 |
Запас плавучести |
25% |
25% |
25% |
25% |
Глубина рабочая |
50 метров |
50 метров |
50 метров |
60 метров |
Глубина предельная |
60 метров |
60 метров |
60 метров |
70 метров |
Скорость надводная |
11,1 узла |
13,2 узла |
14,4 узла |
15,5 узла |
Скорость подводная |
6,4 узла |
7,2 узла |
7,8 узла |
7,9 узла |
Дальность в НП |
690 миль |
1 065 миль |
3 380 миль |
4 500 миль |
Дальность в ПП |
48(2)миль |
55(2,5)миль |
108(2,9)миль |
85(2,9)миль |
Экипаж |
19 человек |
19 человек |
20 человек |
32 человека |
Автономность |
7(10) суток |
7(10) суток |
10(15) суток |
15(22) суток |
01.11.26 - на Балтийском судостроительном заводе для подготовки рабочих чертежей головной ПЛ на базе Отдела подводного плавания создали специальное Техническое бюро №-4 (Техбюро №-4). Начальником Техбюро назначили инженера Малинина Б.М., который до этого возглавлял отдел подводного плавания Балтийского завода.
26.11.26 - Совет труда и обороны СССР утвердил первую шестилетнюю программу военного судостроения. По этой программе предусматривалось строительство 12ПЛ (6 торпедных позиционных ПЛ I серии и 6 подводных минных заградителей II серии) 18 сторожевиков и 36 торпедных катеров. В соответствии с программой первыми должны были начать строительство ПЛ.
|