13 декабря 2014 года

-01.7


-01.10

 

 

Вам нравится наш новый сайт?

Нет, не нравится
Глаза бы мои этот сайт не видели
Да, очень
Да, но есть недостатки

10-й отряд гидронавтов

11 марта 1975 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 207-65 "О создании гидронавтики в стране". С этой даты можно вести отсчет 10-го отряда гидронавтов СССР.

В октябре 1976 года, в соответствии с Приказом Главнокомандующего ВМФ адмирала флота Горшкова С.Г., для подготовки экипажей глубоководного комплекса "Селигер" и пеодводных лодок специального назначения (атомные глубоководные станции), по образцу "1-го отряда космонавтов" был сформирован "10-й отряд гидронавтов", которому было присвоено открытое наименование 15-я Центральная научно-исследовательская лаборатория.

 

В 1979 году был произведён набор офицеров ВМФ СССР в 10-й отряд гидронавтов на должности гидронавт-слушатель, из которых должны были сформировать экипажи опытовой АГС АС-23(пр.1851).

  1. Бурцев Николай Николаевич;
  2. Васюта Олег Иванович;
  3. Воробьёв Сергей Иванович;
  4. Голяшин Александр Васильевич;
  5. Дивак Александр Тимофеевич;
  6. Елисеев Вячеслав Фёдорович.
  7. Зажигаев Александр Васильевич;
  8. Кириллов Виктор Семёнович;
  9. Кириченко Валерий Григорьевич;
  10. Кислицын Андрей Сергеевич;
  11. Лоскутов Евгений Валентинович;
  12. Любимов Юрий Петрович;
  13. Михайлов Геннадий Михайлович;
  14. Михайлов Константин Сергеевич;
  15. Попов Валентин Иванович;
  16. Рассказов Николай Валентинович;
  17. Терехов Владимир Юрьевич;
  18. Холмский Дмиртий Клавдиевич;
  19. Шабалин Николай Георгиевич;
  20. Щербаков Юрий Александрович;
  21. Юдин Алексей Александрович;
  22. Яворский Анатолий Григорьевич;

Из набранных кандидатов в гидронавты в 15-й ЦНИИЛ был сформирован 7-й отдел, в котором впоследствии и проходили службу гидронавты, входившие в экипажи АГС пр.1851. Необходимо было набрать 24 человека, для формирования четырёх экипажей по 6 человек. Набрать удалось только 22 человека, поэтому к 7-му отделу были прикомандированы для обучения из 5-го отдела капитан 2 ранга Осипенко П.Д. и капитан 2 ранга Омельченко М.З.

После окончания обучения гидронавтов распределили по экипажам:

1-й экипаж 1-го экипажа:
Командир - капитан 2 ранга Терехов Владимир Юрьевич;
Старпом - капитан 3 ранга Холмский Дмиртий Клавдиевич;
Радист - капитан-лейтенант Михайлов Константин Сергеевич;
Механик - капитан 3 ранга Шабалин Николай Георгиевич;
Специалист ОКС - капитан-лейтенант Юдин Алексей;
Специалист КИП - капитан 3 ранга  Михайлов Геннадий Михайлович.

2-й экипаж 1-го экипажа:
Командир - капитан 3 ранга Васюта Олег Иванович;
Старпом - капитан 3 ранга Кислицын Андрей Сергеевич;
Радист - капитан-лейтенант Дивак Александр Тимофеевич;
Механик - капитан 3 ранга Воробьёв Сергей Иванович;
Специалист ОКС - капитан 3 ранга Яворский Анатолий Григорьевич;
Специалист КИП - капитан-лейтенант Елисеев Вячеслав Фёдорович.

1-й экипаж 2-го экипажа:
Командир - капитант-лейтенант Попов Валентин Иванович;
Старпом - капитан 3 ранга Щербаков Юрий Александрович;
Радист - капитан-лейтенант Лоскутов Евгений Валентинович;
Механик - капитан 3 ранга Кириллов Виктор Семёнович;
Специалист ОКС - капитан-лейтенант Голяшин Александр Васильевич;
Специалист КИП - капитан-лейтенант Кириченко Валерий Григорьевич.

2-й экипаж 2-го экипажа:
Командир - капитан 3 ранга Любимов Юрий Петрович;
Старпом - капитан-лейтенант Рассказов Николай Валентинович;
Радист - капитан-лейтенант Зажигаев Александр Васильевич;
Механик - не назначен;
Специалист ОКС - не назначен;
Специалист КИП - капитан-лейтенант Бурцев Николай.

Так как опытовая АГС АС-23(пр.1851) ещё стоял на стапеле, то капитан 2 ранга Осипенко П.Д. и капитан 2 ранга Омельченко М.З. после окончания обучения были возвращены в 5-й отдел.

До начала испытаний экипажи, в приведённом выше составе, не продержались и были перетасованы в зависимости от здоровья и личных качеств гидронавтов.

 

Формирование отряда началось на территории 39-й бригады сроящихся ПЛ на улице Римского-Корсакова в Ленинграде. Первым офицером отряда был назначен заместитель начальника одного из отделов 19-го Центра Министерства оброны Платон Александрович Чеботаев, который сформировал отряд и был назначен заместителем командира отряда. На должность командира отряда пришёл опытный гидронавт, начальник 1-го управления 19-го центра Министерства обороны капитан 1 ранга Лакманов Эдуард Игоревич. Основная задача 15-й ЦНИИЛ – обучение и подготовка офицеров для несения службы на глубоководном комплексе «Сенлигер», а так же атомных глубоководных станциях, проектирование которых велось в СПМБМ «Малахит».

Базирование отряда в Ленинграде считалось временным. Планировалось, что под Ленинградом будет построен городок по образцу Звёздного городка, построенного под Москвой для космонавтов. Макет этого городка до 1992 года пылился в ангаре, до тех пор, пока отряд не перевели в совершенно неподготовленное и непригодное здание в посёлке Большая Ижора. Там отряд тоже просуществовал недолго и был переведён в более подходящий для него населённый пункт.

Для отряда гидронавтов было разработано несколько легенд прикрытия. Самим гидронавтам не рекомендовалось ни где и никогда не употреблять слово «гидронавт». Вместо него использовалось слово «специалист». Даже отдел гидронавтов в отряде назывался отделом специалистов. Офицеры, нарушившие эти рекомендации, обычно тихо покидали отряд.
Преподаватели в отряд ещё не были назначены и изучение комплекса «Селигер» первые гидронавты отряда производили по техническим описаниям, в СКБ-170 в Кронштадте и непосредственно на подводной лодке Б-69.
Кроме изучения устройства комплекса «Селигер» много времени гидронавты уделяли легководолазной подготовке. Впоследствии им неоднократно приходилось контролировать работу стыковочного устройства во время возвращения наблюдательной камеры из глубины, и даже проводить небольшие ремонтные работы прямо в море.
Офицеры из Кронштадского дивизиона, которые не прошли медкомиссию были назначены в отряд на строевые должности. Юра Березин стал начальником отдела кадров, Саша Козлов стал начальником МТО.
Преподаватели в отряд ещё не были назначены и изучение комплекса «Селигер» первые гидронавты отряда производили по техническим описаниям в СКБ-170 в Кронштадте и непосредственно на подводной лодке БС-69.

 


Copyright © 2012